БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (СУ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (СУ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (СУ)" читать бесплатно онлайн.
X. Просвещение и научные учреждения
До 1956 только 5% населения умело читать и писать. После завоевания независимости был принят закон о народном образовании (1956), увеличены ассигнования на развитие образования. В 1970/71 учебном году расходы на образование составили 25,3 млн. суданских фунтов. Обязательного обучения нет. В 1973 неграмотные составляли около 80,5% населения. Возраст поступления в школу 7—8 лет. Начальная школа 6-летняя, бесплатная, обучение раздельное. Преподавание ведётся на арабском языке, основы ислама включаются в программы как обязательный предмет. Средняя школа платная, состоит из двух ступеней (3 + 3), преподавание на английском языке По оценке на 1974/75 учебный год в начальных школах обучалось 1195 тыс. учащихся, в неполных средних школах — 38 тыс. учащихся, в полных средних школах — 37 тыс. учащихся. В профессионально-технических учебных заведениях, работающих на базе начальной или неполной средней школы (3 или 4 года), в 1973/74 учебном году обучалось около 4 тыс.и учащихся. Учителей для начальной школы готовят педагогические училища на базе неполной средней школы (6 мужских училищ, 3 женских), учителей для неполной средней школы — 2 педагогических училища (1 мужской и 1 женский) на базе средней школы. В 1961 в Омдурмане открылся 4-годичный институт, готовящий преподавателей средних школ. Большое внимание уделяется ликвидации неграмотности среди взрослых. По оценке на 1974/75, в кружках по ликвидации неграмотности обучалось 500 тыс. учащихся.
Высшее образование дают Хартумский университет (основан в 1956), Хартумский филиал Каирского университета , открытый в 1955, Политехнический институт в Хартуме (1950), Шамбатский с.-х. институт (1954); обучение платное.
Крупнейшие библиотеки: библиотека Хартумского университета (основана в 1945; 200 тыс. томов), Публичная библиотека в Омдурмане (1951; около 17,7 тыс. томов).
Важнейшие музеи: Национальный музей С. (основан в 1971), Этнографический музей (1956), Музей естественной истории С. (1920), все — в Хартуме, Музей-заповедник в Мероэ.
К. П. Матвеев.
Координация научной деятельности осуществляется Национальным советом исследований (основан в 1970). При совете — институт исследования солнечной энергии. Большинство научных учреждений — в системе министерств: сельского хозяйства (свыше 10 опытных станций и др.), промышленности и разработки недр (геологическая лаборатория), транспорта и коммуникаций (метеорологический отдел с 4 станциями), здравоохранения (Суданская медицинская исследовательская лаборатория, 1935) и др. При ветеринарном исследовательском отделе — 6 научных станций. Научная работа ведётся в Хартумском университете на факультетах сельского хозяйства, инженерном, естественных наук, медицины, фармакологии, в гидробиологии (1951) и других лабораториях и в институте Африки и Азии (1972). Имеются институт промышленных исследований (1965, Хартум), ряд иностранных (главным образом английских) научно-исследовательских учреждений.
Лит.: National science policies in Africa [P., 1974].
О. К. Дрейер.
XI. Печать, радиовещание, телевидение
В С. издаются (1976): на арабском языке — «Аль-Айям», ежедневная газета, с 1954, тираж 60 тыс. экземпляров; «Ас-Сахафа», ежедневная газета, с 1962, тираж около 100 тыс. экземпляров; еженедельная газета «Аль-Кувват аль-Мусалляха», тираж около 15 тыс. экземпляров Правительственное информационное агентство — Судан ньюс эйдженси (СУНА), основано в декабре 1970, официально открыто в мае 1971, находится в Хартуме.
Радиопередачи с 1940. Служба радиовещания С. является государственной, находится в Омдурмане. Телевизионная служба С. основано в 1962. Контролируется правительством, находится в Омдурмане. Радио- и телепередачи на арабском языке.
XII. Литература
На территории части современного С. развивалась литература древних нубийцев. Оригинальных художественных произведений древности и средневековья не сохранилось. Первые народные поэтические сказания восходят к 10 в. Литература развивалась как часть арабской культуры , в русле традиций арабской классической литературы, господствующее положение в которой сохраняла поэзия. Выдающиеся писатели того времени: Хаммад ибн Мухаммед ибн Али аль-Мумайух (1646— 1730) и Мухаммед аль-Джаали (1728— 1809). Под влиянием национально-освободительного движения в конце 19 в. поэты (Яхья ас-Саляви и др.) воспевали борьбу против английской экспансии, призывали арабов к единению. Появление публицистики связано с зарождением национальной прессы в 10—20-е гг. 20 в. В 1910 опубликована первая пьеса «Суданский проводник» Абд аль-Кадера аль-Мухтара. В период до 30-х гг. большую роль в развитии литературы играли поэты Абу Джуккуда, Али Ахмадани, Хамза аль-Малик Тунбуль, Юсеф Башир ат-Тиджани (1912—37). Обновление литературы связано с появлением нового литературного течения — «Мадраса аль-фаджр» («Школа Рассвет») и журнал «Аль-фаджр» (июль 1934 — август 1935), в котором наряду с пропагандой арабской классической литературы, поисками новых тем и форм были обоснованы принципы развития литературы С. Идеолог этого течения — философ и критик Мухаммед Ахмед Махджуб (р. 1908). Неоклассическое направление в поэзии С. представлено именами Мухаммеда Сайда аль-Аббаси, Абдаллаха Абдаррахмана и Абдаллаха Омара аль-Банну. Основоположниками жанров повести и романа стали Мухаммед Ахмед Махджуб и Абд аль-Халим Мухаммед (совместная биографическая хроника «Смерть мира», 1946). Становлению литературы, формировавшейся под влиянием египетской и советской литератур, способствовали подъём национально-освободительного движения после 2-й мировой войны 1939—45 и завоевание независимости. Социальная, антиимпериалистическая направленность характерна для поэзии Гели Абдаррахмана (р. 1931), Тадж ас-Сирра Хасана (р. 1930), Мухаммеда аль-Файтури (р. 1931), реалистической прозы Абу Бекра Халида (р. 1932), аз-Зубейра Али (р. 1928) и особенно ат-Тайиба Салеха (р. 1929; повесть «Сезон паломничества на север», 1968, рус. пер. 1975). Современная драматургия и критика (Мухаммед Ибрахим аш-Шуша, Абдаллах ат-Тайиб) делают первые шаги. Литературные организации С.: Ассоциация суданских писателей (основана 1956) и Лига суданских литераторов. Наряду с письменной литературой в С. распространён жанр устной народной поэзии: северосуданская, сходная с фольклором других арабских стран, и южносуданская на местных языках, тесно связанная с культурой тропической Африки.,
Лит.: Современная арабская литература. Сборник статей, М., 1960; Поэты Судана. [Сост. Г. Лебедев, М., 1967]: Демидчик В. П., Суданская поэзия XX в., Душ., 1972; Демократическая Республика Судан. Справочник, М., 1973; Мухаммед Ахмед Махджуб, аль Харака аль фикрия фи-с-Судан иля айна йаджибуан таттаджиха, Хартум, 1941; Абдель Маджид Абдин, Таарих ас-сакафе аль-арабия фи-с-Судан, Каир, 1953; Абдаллах ат-Тайиб, Мухадарат фи-ль-иттиджахат аль хадиса фи-н-наср аль-араби фи-с-Судая, Каир, 1959.
В. Э. Шагам.
XIII. Архитектура и изобразительное искусство
Среди памятников неолитической художественной культуры — глиняные статуэтки животных, лепная керамика, многочисленные наскальные изображения. Во 2-м тысячелетии до н. э. искусство С. развивалось в русле древнеегипетской культуры, однако к концу 1-го тысячелетия до н. э. (особенно в искусстве Мероэ ) всё явственнее проступают черты местного своеобразия (в архитектуре — приземистость и массивность пропорций, в монументальных рельефах — резкая светотень, относительная свобода от канонов). По мере утверждения христианства (со 2-й половины 6 в.) возводились церкви, по своей архитектуре и настенным росписям близкие искусству коптов . Архитектура Западного С. 15—16 вв. (руины города Ури) обнаруживает много общего со средневековым каменным зодчеством стран Восточной Африки.
Наиболее характерные типы народного жилища 19—20 вв. — прямоугольные в плане хижины из кирпича-сырца, на побережье Красного моря — дома из кораллового известняка с выступающими зарешеченными окнами, у негроидных племён юга С. — круглые глиняные или плетёные хижины с кровлями из травы. Строительство европейского типа до середины 20 в. было сосредоточено в крупных центрах (Хартум и др.). После 1956 развёртывается более широкое и планомерное промышленное и жилищное строительство, предпринимаются отдельные попытки упорядочивания городской застройки.
Распространённые виды традиционного суданского изобразительного и декоративно-прикладного искусства — деревянная скульптура, отличающаяся иератизмом и слабой расчленённостью форм, глиняная мелкая пластика; у арабов Северного С. — филигранные работы по меди и серебру, изготовление изделий из кожи; у негроидных народов Юга — художественное плетение. С середины 20 в. складывается национальная школа станкового искусства, которой свойственно соединение местных декоративных и европейских традиций (скульпторы М. Куа, А. Хамид, живописцы Х. Аббас, М. О. Бешир, график А. А. Борхан).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (СУ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (СУ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (СУ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (СУ)", комментарии и мнения людей о произведении.