БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ТА)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ТА)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ТА)" читать бесплатно онлайн.
Лит.: Современный татарский литературный язык, [ч. 1—2], М., 1969—71; Татарско-русский словарь, М., 1966; Алпаров Г., Сайланма хезмэтлэр, Казан, 1945; Хангильдин В. И., Татар теле грамматикасы, Казан, 1959.
Татарский ярус
Тата'рский я'рус, верхний ярус пермской системы [см. Пермская система (период) ]. Название предложено русским геологом С. Н. Никитиным в 1887. Установлен на Восточно-европейской платформе, где эти отложения широко распространены и представлены континентальными пестроцветными и красноцветными толщами с остатками наземных растений, пресноводной фауны, а также наземных позвоночных. Континентальные, нередко угленосные, отложения Т. я. широко развиты на Сибирской платформе, Таймыре, в Алтае-Саянской области; морские аналоги — на Ю. СССР (Кавказ, Памир), где они представлены преимущественно известняками с обильными остатками фузулинид, кораллов, брахиопод и др.
Татарское иго
Тата'рское и'го на Руси, система властвования монголо-татарских феодалов над русскими землями в 13—15 вв.; см. Монголо-татарское иго .
Татары
Тата'ры , основное население Татарской АССР (1536 тыс. чел. 1970, перепись); живут также во многих др. районах СССР. Общая численность в СССР 5931 тыс. чел. (1970). Язык тюркской группы алтайской семьи языков. Верующие Т. (за исключением небольшой группы — кряшен , исповедующих православие) — мусульмане-сунниты.
Впервые этноним «Т.» появился среди монгольских племён, кочевавших в 6—9 вв. к Ю.-В. от Байкала. В 13 в. с монголо-татарским нашествием название «Т.» стало известно в Европе. В 13—14 вв. оно было распространено на некоторые народы Евразии, входившие в состав Золотой Орды . В 16—19 вв. в русских источниках Т. стали называть многие тюркоязычные и некоторые иные народности, жившие на окраинах Русского государства (азербайджанцы, ряд народностей Северного Кавказа, Средней Азии, Поволжья и др.). Для некоторых из них имя Т. стало этнонимом.
Начало проникновения в Приуралье и Поволжье тюркоязычных племён относится к 3—4 вв. н. э. и связано с эпохой нашествия на Восточную Европу гуннов и др. кочевых племён. Оседая в Приуралье и Поволжье, они воспринимали элементы культуры местных финно-угорских народов, а частично и смешивались с ними. В 5—7 вв. наблюдается вторая волна продвижения тюркоязычных племён в лесные и лесостепные районы Западной Сибири, Приуралья и Поволжья, связанная с экспансией Тюркского каганата . В 7—8 вв. в Поволжье из Приазовья пришли болгарские (также тюркоязычные) племена, которые вместе с проникшими сюда ранее тюрками и местными финно-уграми в 10 в. создали государство — Болгарию Волжско-Камскую . В 13—15 вв., когда большинство тюркоязычных племён входило в состав Золотой Орды, происходила некоторая нивелировка их языка и культуры. В 15—16 вв., в период существования отдельных феодальных государств (Казанского, Астраханского, Крымского, Сибирского и др. ханств), происходит формирование отдельных групп Т. — Среднего Поволжья и Приуралья (казанские Т., мишари ), астраханских, сибирских, крымских и др. Т. Среднего Поволжья и Приуралья, наиболее многочисленные и имевшие более развитую экономику и культуру, к кон. 19 в. сложились в буржуазную нацию.
До Октябрьской революции 1917 основная масса Т. занималась земледелием; в хозяйстве астраханских Т. главную роль играли скотоводство и рыболовство. Значительная часть Т. была занята в различных кустарно-ремесленных производствах (изготовление узорной обуви и др. кожаных изделий, ткачество, вышивка, ювелирное дело и др.). Материальная культура Т., складывавшаяся в течение длительного времени из элементов культуры ряда тюркских и местных племён, испытала также влияние культур народов Среней Азии и др. регионов, а с конца 16 в. — русской культуры. Традиционным жилищем Т. Среднего Поволжья и Приуралья была срубная изба , отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. У астраханских Т., сохранивших больше степных скотоводческих традиций, в качестве летнего жилища бытовала юрта . Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол. Верхней одеждой служили казакин, а зимой — стёганый бешмет или шуба. Головной убор мужчин — тюбетейка, а поверх неё — полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин — вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь — кожаные ичиги с мягкой подошвой (вне дома на них надевали кожаные калоши). Для костюма женщин (особенно богатых) было характерно обилие металлических украшений.
В конце 19 — начале 20 вв. большинство групп Т. включилось в процесс консолидации с Т. Среднего Поволжья и Приуралья, получившими после Октябрьской революции 1917 автономию (см. Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика ) и сформировавшимися в социалистическую нацию.
За годы Советской власти произошли коренные изменения в экономике, быту и культуре Т. Более половины их (53%, 1970) живёт в городах, работая в различных отраслях промышленности, науки, культуры. Современная культура Т., впитавшая лучшие национальные традиции, развивается в тесной связи с культурой др. народов СССР. Достигли расцвета наука, литература и разные виды искусства.
Лит.: Происхождение казанских татар, Казань, 1948; Татары Среднего Поволжья и Приуралья, М., 1967; История Татарской АССР, Казань, 1973; Мухамедова Р. Г., Татары-мишари, М., 1972; Халиков А. Х., Татар халкыныц килеп чыгышы, Казан, 1974.
Р. Г. Мухамедова, А. Х. Халиков.
Татев
Тате'в, село в Горисском районе Армянской ССР, вблизи которого расположен Татевский монастырь .
Татевосян Егише Мартиросович
Татевося'н Егише Мартиросович [12(24).9.1870, Вагаршапат, ныне Эчмиадзин, — 22.1.1936, Тбилиси], советский живописец, заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1935). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1894. На формирование Т. как художника значительное влияние оказали его учителя и друзья В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова ; испытал некоторое влияние импрессионизма . Участвовал в выставках «Союза русских художников» и «Мира искусства» . Работал в области пейзажа, бытового жанра и портрета; создавал также произведения сказочно-аллегорического содержания («Одна из моих грёз», 1905, Картинная галерея. Армении, Ереван). В 1910-е гг. переходит к более реалистической манере, обращая особое внимание на разработку светотеневых и колористических эффектов («Пастух со стадом», см. илл. ; многочисленные этюдные пейзажи с видами Армении, Грузии, Крыма, Средиземноморья). В 1920—30-е гг. усилился интерес художника к портрету («Комитас», 1935, там же).
Лит.: Дрампян Р. Г., Егише Татевосян, М., 1957.
Е. М. Татевосян. «Пастух со стадом». 1919. Музей искусства народов Востока. Москва.
Татевский монастырь
Тате'вский монасты'рь, монастырский комплекс Армении в исторической области Сюник (Зангезур), ныне Горисский район Армянской ССР. В 9 в. стал резиденцией сюникского митрополита. Владел обширными землями, ремесленными мастерскими, собирал налоги с сотен сёл. Т. м. (монастырь-крепость) — выдающийся памятник средневекового зодчества, включающий церкви Григория (типа сводчатого зала, 836—48), Погоса и Петроса (типа крестово-купольного зала с приделами в 4 углах и росписями, 10 в.), надвратную церковь Аствацацин (типа купольного зала, 11 в.), культовый монумент — качающийся столб (904). Т. м. был крупным культурным центром со скрипторием, библиотекой и одним из известнейших университетов (см. Татевский университет ).
Лит.: Якобсон А. Л., Татевский монастырь, «Советская археология», 1947, № 9.
Татевский университет
Тате'вский университе'т, научный и учебные центр средневековой Армении в Татевском монастыре . Т. у. существовал с перерывами около 70 лет (с середины 14 в. до 1415). Период наивысшего расцвета относится к 1370—1410, когда во главе Т. у. стояли видные учёные Иоанн Воротнеци и Григор Татеваци. Т. у. имел 3 факультета: философско-богословский, каллиграфии и миниатюры, музыки. Число студентов достигало 60—80 человек. В учебную программу входили все отрасли средневековой науки: физика, математика, богословие, философия, астрономия, история, грамматика и др. Сохранилось несколько учебников, созданных в Т. у. Воспитанниками Т. у. были армянский поэт и философ Аракел Сюнеци, комментатор Маттэос Джугаеци, историк Товма Мецопеци и др.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ТА)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ТА)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ТА)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ТА)", комментарии и мнения людей о произведении.




























