» » » » БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ТА)


Авторские права

БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ТА)

Здесь можно скачать бесплатно "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ТА)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Энциклопедии. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ТА)
Рейтинг:
Название:
Большая Советская Энциклопедия (ТА)
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ТА)"

Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ТА)" читать бесплатно онлайн.








  После арабского завоевания и распространения ислама в архитектуре Т. постепенно складываются новые типы сооружений, связанных с мусульманским культом, — мечети, минареты, медресе, мавзолеи, ханака . На смену небольшим городам приходят крупные торгово-ремесленные городские образования, развивающиеся, как правило, за счёт обрастания старого шахристана и цитадели новым торгово-ремесленным пригородом — рабадом. В крепостных (Калаи-Боло близ Исфары), дворцовых (Хульбук, 10—12 вв.) и мемориальных сооружениях долго сохраняются местные раннесредневековые черты, наиболее ярко воплощённые в бухарском Исмаила Самани мавзолее . Основными стройматериалами остаются сырец (минареты в селениях Верхнего Зеравшана — Айни, Рарз, Фатмев) и пахса. С 9—10 вв. употребляется жжёный кирпич (мощение полов, облицовки). В архитектурном декоре зданий со сводчато-купольными конструкциями (мавзолеи: Ходжа Нахшран близ Регара, 11—12 вв., и Хаджа-Мршад в селении Саят ) широко используется узорная кирпичная кладка, резная терракота и раскрашенный резной стук. Уникальный образец архитектурного декора — резной глиняный михраб 10—11 вв. из мечети в селении Ашт. В постройках с плоскими перекрытиями применялся местный деревянный ордер, основу которого составляла колонна, либо прямоствольная с выполненным глубокой наклонной резьбой орнаментом, либо фигурная, с пластичной желобчатой резьбой (резные деревянные детали колонн 9—12 вв. найдены в селениях Верховного Зеравшана — Оббурдон, Рарз, Фатмев, Урмитан). Резной декор, покрывавший сплошным ковром почти все элементы ордера, включал отражавшие местные доисламские верования изобразительные мотивы, растительные узоры, эпиграфические фризы (портик мавзолея Хазрати-бобо в с. Чорку близ Исфары, 12 в.). О достижениях таджикского монументального зодчества 14 в. свидетельствует портал Мухаммеда Башшара мавзолея с пышным декором (резная поливная терракота и др.). В конце 14—15 вв. монументальное зодчество Т., как и др. областей Средней Азии, пережило высокий расцвет, наиболее ярко воплощённый во всемирно известных памятниках тимуридской архитектуры Самарканда, Шахрисабза и др. городов. Одно из уникальных сооружений средневекового Т. — мавзолей Мир-Сеид-Хамадани (14—17 вв.) в Кулябе, первоначально 3-портальный с купольным залом и усыпальницей и резным декором (позднее обстроен несколькими купольными помещениями). В 16—17 вв. строятся культовые сооружения в виде одного или нескольких квадратных в плане купольных залов, иногда охваченных Г-образной купольной галереей (мечеть Абдулла-хана типа намазга в с. Наугилем, в 2 км к В. от Исфары; мечеть-мавзолей шейха Муслехеддина в Ходженте, ныне Ленинабад; мавзолей Махдуми Азама в Гиссаре; мечеть Кок-Гумбез, мавзолей Баба-Таго, мавзолей и здание Аджина-хана в ансамбле Сари-Мазар в Ура-Тюбе и др.).

  В 18 — начале 19 вв. города в основном сохраняют структуру, сложившуюся в 12 в.; культовые здания строятся по традиционному плану, но скромны по масштабам и декору (медресе в Гиссаре). Черты национального таджикского зодчества находят развитие в архитектуре массовых общественных зданий (квартальные и сельские мечети, бани) и народное жилище. Дома Северного Т. (2-комнатные, с передней и колонным айваном) отличаются повышенной декоративностью интерьера (резьба и роспись по ганчу и дереву, ниши с фестончатыми арочками). Для домов южных районов характерны глиняные оштукатуренные стены, травяные 2-скатные крыши и айваны на простых столбах. Жилища горцев — квадратная в плане постройка с люком-дымоходом в бревенчатом уступчатом куполе на столбах.

  В изобразительном искусстве мусульманского времени происходит процесс орнаментализации; изображение, теряя значение самостоятельного художественного образа, становится элементом орнаментальной композиции, в которой повышенное развитие получают растительные, геометрические и эпиграфические мотивы. В некоторых памятниках сохраняются традиции раннесредневекового изобразительного искусства (горельефная фигура льва с городища Саят, Кулябская область, стук, 9—10 вв.; резной стук из Хульбука с вплетённым в орнамент, канву изображением фантастических существ и зверей, 11—12 вв.; резные деревянные: капитель колонны из с. Оббурдон, 9—10 вв., и михраб из с. Искодар, 10—11 вв.). Новый расцвет изобразительности связан с развитием в 15 в. гератской школы , а в 16—17 вв. среднеазиатских школ миниатюрной живописи в Бухаре и Самарканде (Махмуд Музаххиб, Мухаммед, или Ходжа, Муким, Аваз Мухаммед, Мухаммед Мурад Самарканди и др., см. в ст. Узбекская ССР ). Искусство миниатюры, как показывают отдельные поздние памятники, вероятно, получило развитие в горном Т. (миниатюры рукописи «Юсуф и Зулейха», 1797—98, из Дарваза, Эрмитаж, Ленинград).

  Декоративно-прикладное искусство средневекового Т., развивавшее местные традиции, обогатилось соприкосновениями с художественными культурами стран мусульманского Востока, особенно Ирана и Афганистана. Широкое развитие получили: керамика поливная (саманидские изделия 9—10 вв.) или со штампов, орнаментом (сосуды 11—12 вв. из Лагмана — Вахшская долина, Хульбука, Исфары и Ходжента), художественные изделия из металла (преимущественно бронзы; клады из Калаи-Баланда близ Ура-Тюбе, Узуна — Гиссарская долина, Лагмана и Шахристана) и стекла, ювелирное дело, ткачество. В монументально-декоративном искусстве преобладали резной расписной стук, резьба по дереву (колонны, подбалки, двери), резная неполивная и поливная терракота, орнаментальная роспись яичной темперой по дереву и ганчу и живописно-пластическая роспись «кун-даль» (нанесение красок с позолотой и серебром на рельефную глиняную основу: широко применялась в архитектуре 17 — начало 20 вв.).

  18 — начало 20 вв. отмечены повсеместным развитием художественных ремёсел. В керамике северных районов, украшенной прекрасной подглазурной росписью, преобладают изображения цветов, распространены блюда с изображением кумгана или кинжала (селение Чорку). Керамика Южного Т. — лепная, с лощением или росписью красным и коричневым ангобом, сохраняет архаичные черты (Егид, Куляб, Файзабад). В Ходженте, Ура-Тюбе, Гиссаре и др. центрах изготовляют ручные хлопчатобумажные набивные (с контрастным рисунком, выполненным штампами-калыбами), шёлковые и полушёлковые ткани — полосатые, гладкие или узорчатые, в том числе с рисунком «абр» (облако), построенным на переливах расплывчатых радужных цветовых пятен. Узоры таджикских вышивок (детали одежды, тюбетейки, мужские платки-румолы, лицевые занавески-рубанды, покрывала, настенные панно) основаны на симметричной композиции элементов орнамента и контрастном сопоставлении предельно интенсивных пятен цвета, а также на сочетании стилизованных изображений (змей, следов животных, рогов козла или барана, луны, солнца, цветов, плодов) с геометрическими мотивами (розетки, зигзагообразные стебли, треугольники, арки), нередко дополненными символами (плод граната — символ плодородия), эмблемами (чайник — знак гостеприимства). Высоким мастерством исполнения отличаются ювелирные изделия из Ура-Тюбе и Куляба, отличающиеся декоративными и сложноузорными сочетаниями серебра и цветных камней или стекла, и чеканные сосуды из Ура-Тюбе. Своеобразно народное искусство Горно-Бадахшанской автономной области.

  Искусство Советского Таджикистана. Архитектура Советского Т. за короткий срок прошла путь развития от 1-этажных глинобитных или сырцовых домов до благоустроенных городов, развивающихся по генеральным планам (Душанбе , Ленинабад — 1939, архитектор В. Г. Веселовский и др., 1968 — архитекторы В. Г. Веселовский, С. Н. Самонина; Куляб — 1939, архитектор А. И. Андржейкович, 1960-е гг. — архитектор В. А. Бугаев; Курган-Тюбе — 1939, архитектор И. Е. Ткачев, 1960-е гг. — архитектор Х. А. Зухуриддинов), и комфортабельных современных жилых и общественных зданий. В градостроительстве 30-х — начала 40-х гг. использовался принцип периметральной застройки. В архитектуре общественных зданий господствовали классицистические формы, как правило, в соединении с элементами средневековой среднеазиатской архитектуры. Для архитектуры массовых жилых и культурно-бытовых зданий характерны 1—2-этажные небольшой протяжённости постройки. В 30-е гг. старые стройматериалы (сырцовый кирпич, глина, камень, дерево) постепенно вытесняются новыми (жжёный кирпич, бетон и железобетон). В 1945—55 значительно возросли темпы строительства, снизившиеся в военные годы; в застройке городов основное место заняли типовые 2—3-этажные жилые кирпичные дома. Во 2-й половине 50-х гг. в связи с бурным ростом городов в условиях горного ландшафта и высокой сейсмичности Т. возникает проблема повышения этажности зданий, которая решается с введением индустриальных методов строительства. После 1960 архитекторы Т. переходят к созданию микрорайонов с современной системой обслуживания и многоэтажными (от 4—5 до 9) крупнопанельными и кирпичными жилыми домами с солнцезащитными устройствами (генеральный план реконструкции Душанбе, Ленинабада и др. городов). В связи с широким развитием промышленности строятся новые города (Нурек, Регар, Яван). Возводятся первые каркасно-панельные сооружения, продолжаются поиски наиболее эффективных сейсмически устойчивых конструкций. В 60-х — начале 70-х гг. в архитектуре Т. современные конструктивные формы всё органичнее сочетаются с традиционным декором, орнаментальными росписями и резьбой по ганчу и дереву в исполнении народных мастеров.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ТА)"

Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ТА)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора БСЭ БСЭ

БСЭ БСЭ - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ТА)"

Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ТА)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.