БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ТИ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ТИ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ТИ)" читать бесплатно онлайн.
В. А. Богословский.
Литература. Древнее устное поэтическое творчество тибетцев представлено мифами, эпосом («Гэсэриада» ), легендами, песнями, сказками, произведениями афористической поэзии. С распространением буддизма (7 в.) появляются буддийские мифы. Период возникновения и раннего развития письменной литературы (7—10 вв.) совпадал с рождением, возвышением и распадом тибетского феодального государства, временем первоначального распространения буддизма. Литература взаимодействовала с литературой древних тюрков, особенно уйгуров, оказав на неё большое влияние. В то же время тибетская литература испытывала воздействие фольклора и включала погодные хроники, исторические хроники, генеалогии царей, эпиграфические памятники, переводы буддийских канонических произв., а также тибетскую версию «Рамаяны» . В 11—14 вв. устанавливался традиционный состав литературы: переводные произв. (буддийский канон); оригинальные сочинения тибетских авторов, куда входили религиозно-философские трактаты (комментарии к канону), исторические труды (история буддизма), агиографические произведения (жития и биографии), повествовательно-дидактические памятники (поучения, наставления) и эпистолярные сочинения Позднее (15—19 вв.) литература активно служила целям систематизации, канонизации и пропаганды вероучения и политических взглядов буддийской секты Гэлуг-ба. Чувства человека, пейзаж занимали в литературе мало места. Главное в ней — создание нормы, образца поведения для верующих. Но в начале 18 в. на фольклорной почве родилась светская лирическая поэзия 6-го далай-ламы Цанджан-джамцо (1683—1706). Традиция эта не была продолжена. Литература последующего времени интересна грамматическими, астрологическими, астрономическими и медицинскими произведениями.
В 50-е гг. 20 в. началось издание газет, журналов, книг, которые содержали в основном переводные китайские материалы.
Лит.: Востриков А. И., Тибетская историческая литература, М., 1962; Савицкий Л. С., Тибетская литература 18 в., в сборнике: Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока, М., 1974; Тибетская литература, в кн.: Кычанов Е. И., Савицкий Л. С., Люди и боги страны снегов, М., 1975; Stein R. A., Civilisation tibetaine, P., 1962.
Л. С. Савицкий.
Архитектура и изобразительное искусство. Важнейшие памятники искусства Тибета созданы в эпоху феодализма. Средневековая тибетская архитектура отличается неприступной суровостью и монументальным лаконизмом образов, органично сочетающихся с дикой и пустынной природой страны. На вершинах гор строились крепости-замки (цзонги). К характерным культовым постройкам на территории Т. относятся чортены (субурганы ) и монастыри, располагавшиеся у подножия гор или на вершинах, окаймляющих горные долины, окруженные несколькими кольцами стен, с главным храмом, обращенным на С., и мощёной площадью перед ним; жилища монахов располагались амфитеатром по склонам. Наиболее типичные черты дворцового зодчества средневекового Тибета сконцентрированы во дворце-крепости Потала в Лхасе.
Преобладающий тип тибетского жилого дома — 4-угольное в плане сооружение крепостного характера со скошенными, суживающимися кверху стенами и плоской крышей. Дома в Тибете белятся известью, двойные карнизы и обрамление окон выделяются чёрной краской; ведущую роль в декоре играют расписной фриз и пёстрые ткани, укрепляемые на фасаде.
Средневековое изобразительное искусство Тибета, строго подчинённое буддийской (ламаистской) догматике, развивалось преимущественно в монастырях, где создавались настенные росписи и иконы «тан-ка», отличающиеся иератическим симметризмом композиций, чёткой линеарностью изображений, яркими контрастными красками, усиленными введением золота и серебра. Скульптура средневекового Тибета представлена высеченными в скалах раскрашенными культовыми рельефами, храмовыми статуями и статуэтками божеств из дерева, глины и металла.
Вплоть до 20 в. в Тибете сохранились традиционные виды декоративно-прикладного искусства: вышивка, изготовление бронзовой культовой и бытовой утвари, музыкальных инструментов, ворсовых ковров и изделий из шиферного сланца.
Лит.: Всеобщая история искусств, т 2 кн. 2, М., 1961, с. 415—20; [3акке М. П.], Тибетская мелкая пластика, Рига, 1962; Всеобщая история архитектуры, т. 9, М 1971, с. 489—99; Hummel S., Geschichte der tibetischen Kunst. Lpz., 1953.
Апостол буддизма («архат»). Глиняная статуя в монастыре Цзянцзы-баньгэн. 15 в. Фрагмент.
Бодхисатва Самантабхадра. Бронза. 16—17 вв. Музей искусства народов Востока. Москва.
Дворец Потала в Лхасе. 16—17 вв.
Реликварий для ношения на груди. Медь. 18—19 вв.
Зелёная Тара. Живопись минеральнми красками на полотне. 2-я пол. 19 в. Музей искусства народов Востока. Москва.
Икона на холсте — «тан-ка».
Тибетский язык
Тибе'тский язы'к, язык тибетцев . Распространён в Тибетском автономном районе некоторых др. районах КНР, а также в Индии, Непале и Бутане. Число говорящих на Т. я. около 4,5 млн. чел. (1974, оценка). Относится к тибето-бирманской ветви китайско-тибетских языков . Диалекты, различающиеся главным образом фонетическими чертами, например наличием или отсутствием системы тонов, делятся на архаичные (амдо, дэгэ) и неархаичные (лхасский, легший в основу литературного языка, шигацзе). Фонологические особенности: 16 гласных фонем, различающихся тремя ступенями подъёма и тремя тембровыми классами, противопоставлены по принципу огублённости. 36 согласных фонем. Тоны имеют функциональную значимость. Язык изолирующего типа с агглютинативно-флективной морфологией, полисиллабичный, с совпадением слога и морфемы. Для Т. я. характерны категории числа для существительных и местоимений, лица, наклонения, вида и времени для глаголов. Словообразование — агглютинативная аффиксация, словосложение и повторы. Особенность Т. я. — наличие форм вежливости (в лексике, грамматике). Первые памятники письменности относятся к 7—10 вв. В основе алфавита — индийское письмо деванагари.
Лит.: Рерих Ю. Н., Тибетский язык, М., 1961; Парфионович Ю. М., Тибетский письменный язык, М., 1970; Краткий тибетско-русский словарь, М., 1963; Riсliter Е., Grundlagen der Phonetik der Lhasa DiaJektes, B., 1964; Sedlaček К., Tibetan newspaper reader.v.l—2, Lpz.,1972; Buck S. H., Tibetan-English dictionary with supplement Wash., 1969.
И. Н. Комарова.
Тибетское нагорье
Тибе'тское наго'рье, в Центральной Азии, главным образом в Китае. Площадь около 2 млн. км 2 ; средняя высота 4—5 тысяч м. Ограничено на З. Каракорумом , на С. — Куньлунем , на В. — Сино-Тибетскими горами (иногда все эти горные системы включаются в Т. н.); южным обрамлением Т. н. служат Гималаи .
Рельеф. Северная и центральная части Т. н. (местное название Чангтан) представляют чередование слабо всхолмлённых или плоских равнин высотой 4600—5200 м и относительно коротких горных хребтов преимущественно широтного или субширотного направления (высотой до 6000 м ) с широкими и плоскими водоразделами и пологими склонами, слабо затронутыми эрозионными процессами, с многочисленными щебнистыми россыпями. В целом, несмотря на огромную высоту, Чангтан имеет среднегорный облик и только отдельные вершины, поднимающиеся выше снеговой границы, несут альпийские формы рельефа и ледники. Кары, троги, морены формируются выше 4500 м. На окраинах Т. н., особенно примыкающих к Сино-Тибетским горам и Гималаям, высота равнинных участков уменьшается до 3500 м и они часто приобретают вид межгорных впадин (наиболее значительная занята верховьями рр. Инд и Брахмапутра) с относительными превышениями 2500—3000 м. Склоны периферийных хребтов — крутые, сильно расчленённые, долины рек (особенно на В.) образуют глубокие ущелья.
Геологическое строение и полезные ископаемые. Т. н. располагается в пределах Средиземноморского геосинклинального пояса , составляя в нём особое образование с чертами срединного массива . Выделяются районы с различной историей геологического развития: Северотибетский — преимущественно с карбонатными породами верхнего палеозоя, перекрытыми на больших пространствах меловыми красноцветными породами; район Каракорум — Тангла — с широким распространением морских отложений пермского и триасового возраста; район Больших озёр (Намцо, Селлинг, Данграюм и др.), где обширные площади занимают юрские континентальные и меловые морские отложения; район Гандисышаня (Трансгималаев), сложенный песчано-сланцевыми толщами карбона и перми и вулканическими породами и гранитами мела; район верховьев Цангпо и Инда, характеризующийся развитием песчано-сланцевого флиша мелпалеогенового возраста.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ТИ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ТИ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ТИ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ТИ)", комментарии и мнения людей о произведении.