БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ТО)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ТО)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ТО)" читать бесплатно онлайн.
Тонлесап (озеро в Кампучии)
Тонлеса'п, Сап, озеро в Кампучии, крупнейшее на полуострове Индокитай. Площадь от 2,5—3 тыс. км 2 (в сухой зимний сезон) до 10 тыс. км 2 и более (в сезон летних муссонов). Глубина меняется соответственно от 1—2 м до 10—14 м . Является реликтом морского залива, соединено с Меконгом р. Тонлесап . В период половодья на Меконге значительная часть его стока поступает в Т., с началом сухого сезона происходит отток воды из Т. в Меконг, освобождаются обширные, удобренные илом с.-х. земли, на которых возделывается рис. Богато рыбой (главным образом семейство карповых). Прибрежная зона густо населена, характерны свайные постройки. Близ северного побережья — Ангкор (архитектурные ансамбли 9—13 вв.).
Тонлесап (река в Кампучии)
Тонлеса'п, река в Кампучии, правый приток р. Меконг. Вытекает из озера Тонлесап. Длина свыше 400 км , пл бассейна около 85 тыс. км 2 . Средний расход воды около 800 м 3 /сек . Судоходна. В период половодья на Меконге на Т. наблюдается обратное течение; см. Тонлесап (озеро). На Т. — г. Кампонгчнанг, в устье — столица государства — г. Пномпень.
Тонна
То'нна (франц. tonne, от позднелатинского tunna — бочка), наименование различных единиц массы. Т. метрическая равна 1000 кг . Обозначения: русское т , международное t. В США применяются длинная Т. (l. tn) и короткая Т. (sh. tn). Т., применяемая в Великобритании, равна длинной Т. 1 длинная Т. = 20 длинным хандредвейтам (центнерам) = 2240 торговым фунтам = 1016,047 кг; 1 короткая Т. = 20 коротким хандредвейтам (центалам) = 2000 торговым фунтам = 907,185 кг . 1 Т. метрическая = 10 ц = 61,04821 русского пуда.
Тоннель
Тонне'ль, туннель (английское tunnel), горизонтальное или наклонное подземное сооружение , служащее для транспортных целей, перемещения воды, прокладки подземных коммуникаций и т.п. По назначению различают Т. железнодорожные, автодорожные, Т. метрополитенов , на пересечениях в разных уровнях горных дорог и транспортных магистралей (см. Переход пешеходный, Транспортный тоннель ), судоходные тоннели , Т. для нескольких видов транспорта (в одном сечении), гидротехнические тоннели, коммунальные (для городских сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и др.), специального назначения (входящие в состав подземных сооружений ГЭС, складов, гаражей и т.д.). По местоположению (рис. 1 ) Т. подразделяют на горные (проложенные в горных районах — через хребты, водоразделы и отдельные возвышенности), подводные (см. Подводный тоннель ) и равнинные, или городские (например, Т. метрополитенов).
Историческая справка. Истоки тоннелестроения уходят в глубокую древность. В Вавилоне, Египте, Греции и Риме подземные работы проводились задолго до н.э. — сначала при добыче полезных ископаемых, сооружении гробниц и храмов, а затем для водоснабжения и транспорта. Дорожные, водопроводные и дренажные Т. сооружались преимущественно сводчатого очертания, в устойчивых скальных породах, без закрепления последних. Проходческие работы велись примитивными орудиями. После падения Римской империи в строительстве Т. наступил период относительного застоя; Т. сооружались преимущественно в военных целях. В конце средних веков в связи с расширением международных торговых связей началось строительство судоходных Т., соединявших водные пути сообщения. Предпосылкой к этому явилось применение чёрного пороха для взрывания скальных пород. Первый железнодорожный Т. (длина 1,19 км ) был построен в Великобритании на линии Ливерпул—Манчестер в 1826—30. Изобретение пироксилина и динамита, а также успешное применение в горном деле бурильных машин обеспечили возможность сооружения больших альпийских Т. между Францией, Италией и Швейцарией. До начала 1-й мировой войны 1914—18 было построено 26 Т. длиной более 5 км каждый, в том числе Симплонский Т. длиной около 20 км , соединивший Италию со Швейцарией. Среди сооруженных в 1920-х — начале 1930-х гг. выделяются Большой Апеннинский двухпутный железнодорожный Т. на линии Флоренция—Болонья (Италия) длина 18,5 км , а также Ровский судоходный Т. на водной магистрали Марсель—Рона (Франция) длина свыше 7 км . Наряду с горными Т. развивалось строительство и подводных Т., ставшее возможным благодаря применению щитов проходческих (в сочетании со сжатым воздухом) и сборной обделки. Щитовым методом сооружен ряд крупных подводных Т., например под р. Гудзон (США) длина 2,5 км , под Симоносекским проливом (Япония) длина свыше 6 км (1936—41). строительство подводных Т. получило дальнейшее развитие в связи с применением опускных секций длина до 150 м .
В России первый железнодорожный двухпутный Ковенский Т. (длина 1,28 км ) был построен в 1862. В конце 19 в. сооружено много Т. на железных дорогах Урала, Крыма и Кавказа. Наиболее крупный среди них — Сурамский Т. длиной около 4 км (1886—90). В начале 20 в. был построен ряд Т. в Сибири и на Дальнем Востоке. Значительное развитие тоннелестроение получило в СССР в связи с интенсивным железнодорожным строительством, созданием сети ГЭС, сооружением метрополитенов и объектов городского подземного хозяйства.
Основные элементы тоннелей. Для сооружения Т. необходима выработка — полость, искусственно создаваемая в земной коре в один или несколько этапов, начиная со штольни (обычно трапециевидного сечения). В крепких невыветривающихся скальных породах однородного строения выработка Т. может быть оставлена без закрепления, в неустойчивых породах требуется установка временных крепей горных , заменяемых впоследствии постоянной конструкцией — обделкой (монолитной или сборной). Обделка — важнейший элемент Т., образующий его внутренную поверхность, воспринимающий горное давление и обеспечивающий защиту Т. от подземных вод. Головная часть (или входной участок) Т. называют порталом; он обеспечивает устойчивость лобового и боковых откосов, так называемой предпортальной выемки, и придаёт архитектурное оформление входу в Т. Для защиты от затопления входных участков подводных Т., а также в горных условиях применяют рампу — железобетонную конструкцию корытообразного сечения.
Проектирование трассы тоннеля. Глубина заложения Т., его длина, расположение в плане и профиле, форма поперечного сечения зависят от назначения Т., топографических, геологических и климатических условий. При проектировании и сооружении Т. выполняют комплекс геодезических работ по выбору и закреплению оси Т. в плане и профиле, по вычислению её геометрических элементов, перенесению этой оси внутрь выработки, по определению длины оси и разбивке поперечных сечений Т. По трассе Т. проводят инженерногеологические изыскания для установления геологического строения прорезаемого горного массива, характера напластований, степени устойчивости и физико-механических свойств горных пород, гидрогеологического режима и химического состава подземных вод, наличия газов, температуры в выработке, ожидаемого горного давления и т.д. Эти данные получают на основе проведения геологоразведочных работ и гидрогеологических исследований при помощи скважин, геофизическими методами и, в отдельных случаях, по результатам разведочных выработок.
В плане Т. может быть расположен (полностью или частично) на прямой и на кривой. Строительно-эксплуатационными преимуществами обладают Т., располагаемые на прямых, так как при трассировании Т. на кривых существенно возрастает объём выработки, усложняются работы по возведению тоннельных конструкций и ухудшаются условия вентиляции и видимости в Т. В ряде случаев (например, при развитии железнодорожной линии внутри горного массива) строят петлевые и спиральные Т.
Продольный профиль Т. может быть одно- и двускатным (с уклоном в обе стороны от середины Т.). По условиям водоотвода расположение Т. на горизонтальных участках не допускается. При большой длине Т. и его расположении на кривых требуется снижение уклона пути.
Материал и конструкции тоннелей. Основным материалы для возведения тоннельных обделок — монолитный бетон, монолитный и сборный железобетон, чугун и сталь. Их выбор производится в зависимости от условий района строительства и способа тоннельных работ. Монолитный бетон и железобетон применяют главным образом при прокладке Т. в труднодоступных районах (где создание производственной базы для изготовления сборных конструкций экономически нецелесообразно), а также в мягких и слабых породах, требующих возведения тоннельных обделок по частям. Применение сборных обделок, состоящих из элементов заводского изготовления (чугунных тюбингов , железобетонных блоков сплошного или ребристого сечения и др.), обусловлено повышением скоростей проходки Т. и ростом производительности труда.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ТО)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ТО)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ТО)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ТО)", комментарии и мнения людей о произведении.