БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ТУ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ТУ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ТУ)" читать бесплатно онлайн.
Г. И. Старченков.
XII. Печать, радиовещание, телевидение
В 1976 в Т. издавалось свыше 900 газет и 600 журналов; большая часть их выходит в Стамбуле и Анкаре, в основном на турецком языке. Наиболее влиятельные: ежедневная газета «Адалет» («Adalet»), с 1962, тираж 16 тыс. экземпляров, поддерживает ДП; «Барыш» («Bans»), с 1972, 10 тыс. экземпляров, неофициальный орган НРП; «Гюнайдын» («Günaydn »), с 1968, 500 тыс. экземпляров; «Джумхуриет» («Cumhuriet»), с 1923, 100 тыс. экземпляров, одна из наиболее влиятельных и информированных газет Т.; «Дюнья» («Dünya»), с 1951, 14 тыс. экземпляров, газета правого направления; «Истанбул» («Istanbul»), с 1949, 50 тыс. экземпляров, газета правого направления; «Миллиет» («Milliyet»), с 1950, 350 тыс. экземпляров, газета с буржуазно-либеральным уклоном; «Ресми газете» («Т. С. Resmî Gazete»), с 1920, официальная газета, правительственный вестник; «Сон хавадис» («Son Havadis»), с 1952, 34 тыс. экземпляров, фактический орган ПС; «Терджюман» («Tercüman»), с 1961, 400 тыс. экземпляров, газета правого направления; «Хюрриет» («Hürriyet»), с 1948, 600 тыс. экземпляров. Журналы: «Янкы» («Yank»), с 1972, 4,5 тыс. экземпляров; «Еди гюн» («Yedi gün»), с 1972, поддерживает НРП; «Озгюр инсан» («Özgür insan»), с 1972, теоретический орган НРП.
Анатолийское агентство (АА), ведущее информационное агентство, основано в 1920; акционерное общество, большинство акций принадлежит правительству. Имеются несколько частных агентств; общество радиовещания и телевидения, основано в 1964; смешанное общество с преобладанием государственного капитала. Радиопередачи с 1927; на заграницу ведутся на английском, арабском, болгарском, греческом, немецком, румынском, сербскохорватском, турецком, французском языках. Телевизионные передачи С 1968.
Н. Нестеров.
XIII. Литература
Древнейшие произведения турецкого фольклора сохраняют доисламские мифы о сотворении мира и происхождении человека. Из памятников героического эпоса наиболее значителен вобравший такие мифы цикл «Огуз-наме». Послеисламской формой огузского эпоса явился цикл, связанный с именем деде Коркуда (см. «Китаби деде Коркуд»). К более позднему фольклору (с 13 в.) принадлежат легендарные сказания, построенные на исторической основе. Особой славой пользуется цикл дастанов о Кёр-оглы. Значительное место занимают романтические рассказы хикяе, произведения так называемой лубочной литературы, сказки — волшебные, бытовые, шуточные и т.п., басни о животных, анекдоты (в том числе о Ходже Насреддине), пословицы, поговорки, загадки. Всегда были особенно популярны четверостишия-частушки мани, лирические песни тюркюи кошма, песни хулы ташлама.
Турки, сравнительно поздно приобщившиеся к исламу, восприняли также и мусульманскую культуру. В государстве Сельджукидов Рума арабский язык был языком религии и науки, а персидский — языком придворной поэзии. Первые точно датированные произведения письменной литературы, созданной в Малой Азии на турецком языке, относятся к середине 13 в. Первые произведения ранней тюрко-язычной или так называемой староанатолийской литературы (середина 13 — середина 15 вв.) носили суфийский характер (см. Суфизм). Появились турецкие стихи, и их появление вызвало борьбу двух систем стихосложения: тюркской народной устной поэзии, имевшей силлабическую и силлаботоническую метрику, и арабо-персидской метрической системы аруз, господствовавшей затем в турецкой поэзии шесть веков. Вместе с арузом тюрки заимствовали арабские и персидские поэтические формы: месневи, касыда, газель.
Древнейшим турецким суфийским произведением считается «Книга судьбы» Ахмеда Факиха (умер около 1250); его ученик Шейад Хамза создал поэму «Юсуф и Зелиха». Виднейшим представителем суфийской поэзии в Малой Азии явился персо-язычный поэт, выходец из Средней Азии Джалаледдин Руми (1207—73), у которого есть несколько стихов также и на турецком языке; его традиции продолжил и расширил его сын Султан Велед (1226—1312), стихи которого интересны лишь как первая точно датированная попытка создания и записи стихов на турецком языке. Суфийские стихи создавал и странствующий дервиш Юнус Эмре (конец 13 в.—1320/21). Первое значительное произведение на турецком языке появилось в 1330. Это поэма-месневи «Книга скитальца» суфия Ашик-паши (1271—1332).
На рубеже 14—15 вв. в турецкой поэзии появляются романтические месневи, своего рода рыцарские романы в стихах, преимущественно на сюжеты из «Пятерицы» Низами Гянджеви: «Искандер-наме» Ахмеди (1334— 1413), «Хосров и Ширин» Юсуфа Синана Шейхи [1371(?)—1431(?)] и др. Позже в турецкой поэзии наметился перелом в сторону усложнения стиля, нагромождения искусственных образов, эпитетов и сравнений, арабо-персидской лексики.
В середины 15 в. наступает так называемый классический период развития турецкой поэзии, продолжавшийся до начала 17 в. Бурно развивалась придворная поэзия. Поэты, которым не удавалось найти покровителя при дворе, с трудом добывали средства к существованию. Таким был Хамди Челеби (1449— 1503), автор первой «Пятерицы» на турецком языке. Позднейшие придворные поэты создавали множество вариантов своих «Пятериц»; некоторые из них, порывая с суфизмом, насыщали свои произведения эпикурейскими мотивами. Достигла высокого уровня и лирическая поэзия; особенно развивалась версификация. Многие поэты, замыкаясь в кругу трафаретных тем панегирической, философской и суфийской лирики, не выходили за рамки «стандартизованных» приёмов и образов, бесконечно варьировали их. Но ряд талантливых поэтов, ставивших перед собой иные художественные и общественные цели, стремился в рамках поэтических традиции средне-вековой литературы Ближнего Востока отразить современную им жизнь: Ахмет-паша (умер 1497), Неджати (умер 1509), Месихи [1470(?)—1512], поэтесса Михри Хатун (1456—1514), Махмуд Бакы (1526—1600).
С начала 17 в. большое место в литературе заняли сатира и дидактика. Сознавая упадок Османской империи, поэты пытались увещевать знать, погрязшую в пороках, правителей канцелярий, взяточников и казнокрадов. Сатирические произведения пользовались популярностью, но поэтов-сатириков часто ждала крутая расправа власть имущих: сатирик Омер Нефи (около 1572—1635) был задушен. В месневи Юсуфа Наби (1642—1712) «Хайрие» описаны лицемерие духовенства, злоупотребления судей и пашей, царившие при дворе пьянство и разврат. Для читателей из народа писал поэт Аллаэддин Сабит (1650— 1712); в поэме «Вознесение» он впервые в мусульманской литературе рассказывает в юмористических тонах о полёте пророка Мухаммеда в семь небесных сфер. Так пробивало себе дорогу новое, противостоящее панегирической поэзии направление в литературе. Оно оказало влияние даже на творчество типичного представителя придворной поэзии Ахмета Недима (1681—1730), создавшего новую форму шаркы в подражание турецким народным песням.
В 18 в. оживает суфийская поэзия, особенно в творчестве Шейха Галиба (1757—99), автора поэмы «Красота и любовь». В начале 19 в. турецкая поэзия находилась в застойном положении. Художественная проза нового типа в турецкой литературе ещё не сложилась. Прозой писали главным образом трактаты по медицине, богословию, сочинения историографического характера и т.п. Ряд поэтов в то же время стремился приблизить поэзию к жизни, расширяя тематику стихов, насыщая их язык разговорными элементами, упрощая стиль: два мухаммаса Васыфа Эндерунлу (умер 1824), стихи и особенно поэма «Страдания в Кешане» Иззета Моллы (1785—1829).
В период Танзимата в борьбе со сторонниками феодальной культуры и эпигонами классической поэзии публицисты и писатели пропагандировали идеи буржуазного просвещения, выдвигали новые задачи: обращение к реальной жизни, к человеку, обществу. Литература этого времени может быть охарактеризована как переходная от старой к новой, современной. Турецких читателей знакомили с произведениями французских писателей. Возникали новые жанры (эпистолярный, драматический), появлялись первые образцы художественной прозы — новелла, исторический, социально-бытовой, приключенческий роман. Литература осуждала деспотические феодально-мусульманские традиции. Крупнейшие представители литературы Танзимата — Ибрахим Шинаси (1826—71), поэт, пропагандист французской литературы, автор первой антиклерикальной комедии «Женитьба поэта», создатель турецкого фольклора; Намык Кемаль (1840—88), автор патриотических пьес и первых социально-бытовых и исторических романов; Шемсеттин Сами (1850—1904), прозаик, драматург и лексикограф; Ахмед Мидхат (1844—1913), основоположник жанра новеллы. Эти писатели упрощали и реформировали турецкий литературный язык, приближая его к народному.
Во 2-й половине 19 в. выступили новаторы, решившиеся подвергнуть поэзию дальнейшей перестройке. Абдулхак Хамид Тархан (1852—1937) и Реджаизаде Экрем (1847—1913) искали и находили новые ритмы, новые решения лирических тем, обращались к внутреннему миру лирического героя. Значительное влияние на их творчество оказала поэзия В. Гюго. А. Ламартина, А. Мюссе. Всё чаще появлялись публикации фольклора, труды по литературоведению, критические статьи.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ТУ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ТУ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ТУ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ТУ)", комментарии и мнения людей о произведении.