БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ТУ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ТУ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ТУ)" читать бесплатно онлайн.
1920—30-е гг. отмечены в литературе Т. творчеством поэта-новатора Абулкасима аш-Шабби (1909—34), принёсшего в арабскую поэзию идеалы романтизма, новеллиста Али ад-Дуажи (1909—49), в произведениях которого, лирически раскрывающих мир простых людей, видно зарождение реалистического стиля, и провозвестника социалистических идей в Т. публициста Тахара Хаддада (1901—36). В обстановке общественно-политического подъёма 2-й половины 30-х гг. и становления демократической культуры было создано наиболее известное произведение литературы Т. 20 в. — философская пьеса для чтения Махмудааль-Месади (р. 1911) «Плотина» (1939—40, опубликована в 1955), в которой символическое осмысление борьбы за национальное освобождение и социальный прогресс дано с опорой на раннесуфийские концепции мистического пути (см. Суфизм), что привело автора к идеям, близким французскому экзистенциализму.
В отличие от литератур Алжира и Марокко в литературе Т. франкоязычная проза, давшая первые образцы современного тунисского романа (Альбер Мемми, р. 1929; «Соляной столп», 1953, и «Агарь», 1955), не получила большого развития. Становление национального романа связано с именами Бшира Храйефа (р. 1917; «Банкротство», 1956—1958; «Барг ал-Лил», 1960; «Гроздь фиников», 1969), идеализирующего национальное прошлое и простонародный быт, и Мхаммеда Ларуси аль-Мутви (р. 1920; «Халима», 1964; «Горькая ягода тута», 1967), обращающегося к тематике национально-освободительной борьбы. В 1960-х гг. в литературу Т. вступила плеяда писателей прогрессивной ориентации, пишущих на двух языках: как прозаики и драматурги — по-арабски, как поэты — по-французски (Мустафа аль-Фарси, р. 1931; Салах Гермади, р. 1933, и др.). В их поэзии сильно влияние французского символизма и поэзии французского Сопротивления, в прозе и драматургии ставятся проблемы социально-политического и культурного развития Т., осмысляемые как проблемы «третьего мира». Конце 60 — начале 70-х гг. отмечены появлением молодых прозаиков и драматургов, сгруппировавшихся вокруг Клуба новеллы и журнала «Аль-Кысас» («Рассказы», 1966); Иззеддина Медани (р. 1938), Мхаммеда Салеха Джабри (р. 1940), Махмуда Тунси (р. 1944), Хасана Насра (р. 1937) и др., произведения которых отличают интенсивные идейные и стилевые искания и широкие заимствования как из традиционной арабской, так и из современной европейской культуры.
Лит.: Пантучек С., Тунисская литература, М., 1969; Прожогина С. В., Литература Марокко и Туниса, М., 1968; Ghazi F., Le roman et la nouvelle en Tunisie, Tunis, [1970]; Pantůček S., Tunesische Literaturgeschichte, Wiesbaden, 1974.
М. С. Киктев.
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
Древнейшие памятники искусства на территории Т. восходят к капсийской культуре. От финикийской эпохи сохранились развалины храмов и др. зданий, некрополи, надгробные стелы и т.д., от римского времени — руины регулярно распланированных городов (Дугга, Тубурбо-Майус и др.) с многочисленными храмами и общественными сооружениями. В первые века н. э. особого расцвета достигло искусство мозаики.
Средневековая мусульманская архитектура Т. формируется, сочетая влияние зодчества Ближнего Востока с элементами древнеримской строительной культуры (возводятся мечети с внутренними дворами, молитвенными залами, разделёнными рядами колонн и арок и перекрытыми плоской балочной крышей, минареты, квадратные в плане дворцы и др. здания). Вокруг замков (рабатов) и на месте древнеримских портов растут города, в застройке которых доминирует цитадель («касба»). С 10 в. сложнее и красочнее становится архитектурный декор. В 11—15 вв. зодчество развивается преимущественно в русле испано-магрибского, а в 16—19 вв.— турецкого искусства. Для искусства средних веков Т. характерны резьба по стуку, изготовление неполивной и глазурованной керамики, художественного стекла, строгих по форме ювелирных изделий, ковров, инкрустированного серебром и золотом оружия.
В 1-й половине 20 в. вплоть до 1956 городское строительство в Т. велось преимущественно французскими архитекторами, которые (в особенности Б. Зерфюсс) стремились творчески сочетать местные строительные традиции и принципы европейского рационализма. С получением независимости выдвигаются зодчие-тунисцы (К. О. Какуб, Х. Амара и др.), развёртываются работы по благоустройству городов, создаются новые с.-х. посёлки, застраиваемые 1-этажными типовыми домами. В 50—60-х гг. особенно интенсивно развивается и национальная школа изобразительного искусства, где противоречиво сосуществуют реалистическое (живописцы А. бен Салем и Х. Турки, монументалист и график Х. аль-Мекки, график Б. Дахак) и модернистское (скульптор Х. Селми, живописец и график З. Турки, живописец и керамист А. Горджи) направления. Главные виды декоративно-прикладного искусства современного Т. — ковроделие (преимущественно ворсовые ковры яркой контрастной расцветки, с геометрическим, реже растительным узором), вышивка (полихромная и белая по тюлю), плетение кружев, изготовление керамики и ювелирных изделий, чеканка и инкрустация по металлу.
Лит.: Zbiss S. М., Les monuments de Tunis, Tunis, 1971.
XV. Музыка
Тунисская музыка развивалась в русле общей культуры Магриба (воздействие андалузской школы), однако она испытала большее, чем Алжир и Марокко, влияние восточно-арабских традиций (Сирия, Ирак). Традиционная музыка впитала различные системы и стили. Например, лады: раст — африканского происхождения, хусаин — унаследован от финикиян, сика — пришёл из Персии, мазмум и муайарсика соответствуют европейскому мажору и минору. Профессиональная музыка выполняла в основном ритуальную функцию (речитации из Корана, псалмодии, повествующие о жизни пророка, призывы муэдзинов). Музыкальный фольклор (арабская ветвь; существует также берберская) своей ладовой основой, метроритмом, инструментарием (дарбука, даф, тар и др.) родствен другим западно-арабским странам (общность нуб — музыкальных произведений типа сюиты, церемониала Исауйя и др.).
Возникновение классической музыки связывается с именами поэтов и музыкантов 15 в. Сайда аль-Беджи и Сиди Дрифа.
Светское искусство получило наибольшее развитие в 19 в. Значительную роль сыграло творчество поэта и музыканта Брахима Риаи. Возрастающий интерес к национальной культуре тормозился французской колониальной политикой. За сохранение и развитие национальных традиций выступило общество «Рашидия» (основано в 1935 группой молодых музыкантов под руководством Мустафы Сфара), организовавшее курсы пения и игры на традиционных инструментах, национальный оркестр (с 1956 — в ведении Национального радио). С завоеванием независимости страны (1956) начался подъём музыкальной культуры. Большое внимание уделяется изучению и пропаганде народной и классической музыки. Широкую деятельность ведёт Министерство культуры (организовало несколько музыкальных конгрессов, по его инициативе записаны, расшифрованы и изданы некоторые нубы). В 60-е гг. существовал симфонический оркестр, создана Национальная консерватория. В Т. работают крупные музыканты, в их числе Салах аль-Махди, специалист в области арабской музыкальной культуры; А. Хамза, популярный в арабских странах певец. Проводятся международные фестивали, в том числе Карфагенский фестиваль народного искусства (каждые 2 года), ежегодные фестивали танца, музыки и театра в Карфагене, Хаммамете и Табарке; фестивали в Кайруане, «недели искусств», конкурсы.
Дж. К. Михайлов.
XVI. Театр
Арабо-мусульманская. цивилизация не включала театр, искусство, так как ислам запрещал публичные зрелища, формирование арабского театра задержалось до 19 в. В 1848 М. аль-Наккаш перевёл на арабский язык и поставил комедию Мольера «Скупой», что положило начало развитию арабского театрального искусства. В период французского протектората работали только французские труппы. Первый национальный театральный коллектив был создан в 1950 в г. Тунис актёром Х. Джазири. После провозглашения Т. республикой в г. Тунис начала работать муниципальная труппа. В 1958 приход в эту труппу актёра и режиссёра А. бен Айеда (с 1963 директор) способствовал её становлению и развитию. Деятельность коллектива была направлена на создание национального тунисского театрального искусства, доступного народным массам, а также на пропаганду классической драматургии. Среди спектаклей — «Гамлет» и «Отелло» У. Шекспира, «Овечий источник» Л. де Вега, «Калигула» А. Камю (в вольном переводе), пьесы национальных драматургов — «Эз-Закк» Э. Мадани и др. Муниципальный театр трижды выступал в «Театре Наций» в Париже. В стране имеются ещё 2 профессиональные труппы в гг. Эль-Кеф и Сфакс и около 60 любительских коллективов. Среди театральных деятелей: драматурги — Х. Лабиди, М. Ферси, А. Мекки, Х. Горджи; режиссёры — А. Бразиз, М. Суисси, З. Мугу, А. Радхи; актёры — М. бен Али, З. Фаиза, Д. Лураби, Д. Абду. С 1959 функционирует Центр драматического искусства. Ежегодно проводятся недели театра, раз в 2 года организуются фестивали театрального искусства стран Магриба (с 1966 — в Монастире) и международных любительских театральных коллективов (с 1964 — в Корде). На этих смотрах неоднократно показывались спектакли «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Юбилей» А. П. Чехова.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ТУ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ТУ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ТУ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ТУ)", комментарии и мнения людей о произведении.