БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ТЕ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ТЕ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ТЕ)" читать бесплатно онлайн.
М. Е. Певзнер.
Теодоракис Микис
Теодора'кис (Theodorákes) Микис (р. 29.7.1925, о. Хиос), греческий композитор и общественно-политический деятель. Участник Движения Сопротивления, был в ссылке и в концлагере на острове Макронисос (1948—49). В 1950 окончил Афинскую консерваторию по классу композиции у Ф. Икономиднса. В 1953—59 в Париже совершенствовался в консерватории у О. Мессиана (музыкальный анализ) и у Э. Виго (дирижирование). С 1959 жил в Греции. Был депутатом парламента от Единой демократической партии (1964—67). В 1967 вскоре после военного переворота был брошен в тюрьму; в 1968 под давлением мирового общественного мнения выпущен на свободу. В 1969 заключён в концлагерь Оропос (под Афинами). С 1970 работал во Франции, после июля 1974 вернулся в Грецию.
Автор симфоний, камерных произведений, песен и танцев (в том числе сиртаки). Ему принадлежат: опера «Квартал ангелов»; балеты «Орфей и Эвридика», «Антигона», «Песнь о мёртвом брате», «Любовники из Теруэля» и др.; музыка к драматическим спектаклям (к трагедии «Эдип-царь» Софокла и др.) и фильмам; вокальные сочинения, в том числе «Эпитафия» (памяти погибших участников антифашистской демонстрации), вокально-симфонические произведения «Греция» и «Достойность» (о борьбе греков за освобождение от фашистской оккупации). Гастролировал в СССР.
Теодорик
Теодо'рик, Детрших (Theodorik, Theodoricus; Dětřich) (год рождения неизвестен — умер около 1381), чешский живописец. Впервые упоминается в 1359. Работал при дворе императора Карла IV, в бывшей летней резиденции которого (замке Карлштейн, близ Праги) сосредоточены важнейшие из приписываемых Т. произведения. Известнейшей работой Т. является ансамбль из 129 станковых композиций (с погрудными изображениями святых), заполняющих 3 стены часовни Св. креста и отличающихся остротой индивидуальных характеристик, пластичностью светотеневых решений.
Лит.: Stejskal К., Spor о Thbodorike, «Umění», 1964, № 6, s. 576—96.
Теодорик. «Св. Иероним». Икона в часовне Св. креста в замке Карлштейн близ Праги. Около 1367.
Теодорик. «Св. Зигмунд». Часовня Св. креста в замке Карлштейн. Около 1367.
Теодорих
Теодо'рих Великий, Теодерих (Theodoricus, Theodcrich) (около 454, Паннония, — 26.8.526, Равенна), король остготов с 493, основатель остготского государства в Италии. В 488 вторгся в Италию и после свержения и убийства Одоакра захватил власть. Выражая интересы феодализировавшейся остготской знати, сближавшейся с римской аристократией, Т. в государственном управлении. законодательстве сохранил римские институты. Укрепление центральной власти при Т. способствовало подъёму земледелия и торговли, науки и искусства.
Теодорович Иван Адольфович
Теодоро'вич Иван Адольфович [29.8(10.9).1875 — 20.9.1937], советский партийный и государственный деятель. Член Коммунистической партии с 1895. Родился в Смоленске в дворянской семье. Окончил естественно-исторический факультет Московского университета, участвовал в студенческом движении. С 1895 член московского «Рабочего союза». В 1902 член Московского комитета РСДРП. В 1905 в Женеве секретарь редакции газеты «Пролетарий» . В октябре 1905—07 член Петербургского комитета РСДРП. Делегат 4-го (1906) и 5-го (1907) съездов РСДРП, на 5-м избирался членом ЦК. В 1908 вёл работу на Урале. Неоднократно подвергался арестам, был на каторге и в ссылке. После Февральской революции 1917 — в Петрограде; делегат 7-й (Апрельской) Всероссийской конференции (избран кандидатом в члены ЦК) и 6-го съезда РСДРП (б). С августа 1917 заместитель председателя Петроградской городской думы. После Октябрьской революции 1917 в первом составе СНК — нарком по делам продовольствия; 4(17) ноября 1917 подписал заявление о выходе из СНК, заняв ошибочную позицию как сторонник так называемого однородного социалистического правительства с участием меньшевиков и эсеров, но до декабря 1917 продолжал исполнять свои обязанности. В 1919—20 участвовал в партизанском движении в Сибири против колчаковщины . В 1920—28 член коллегии Наркомзема, заместитель наркома; одновременно с 1926 директор Международного аграрного института. В 1928—1930 генеральный секретарь Крестьянского интернационала . В 1929—35 был редактором издательства Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев и журнала «Каторга и ссылка» . Автор ряда работ по аграрному вопросу и истории революционного движения («Судьбы русского крестьянства», 1923; «Историческое значение партии “Народной воли”», 1930; «1 марта 1881 г.», 1931, и др.). Делегат 15-го и 16-го съездов ВКП (6). Был членом ВЦИК.
Лит.: Герои Октября, т. 2, Л., 1967.
Теодоряну Йонел
Теодоря'ну (Teodoreanu) Йонел (7.1. 1897, Яссы, — 3.2.1954, Бухарест), румынский писатель. По профессии адвокат. Печатался с 1919. Мир детей и подростков — главная тема его творчества, начиная с первого сборника «Улица детства» (1923). Автор трилогии «В Меделень» (ч. 1—«Изменчивая граница», 1925; ч. 2 — «Дороги», 1925; ч. 3 — «Среди ветров», 1927). Последующие романы построены на смешении фантастики и натурализма. В них Т. пытается передать психологию юношества, первые проявления больших чувств. Из мемуарных произведений выделяется «Застолье теней» (1946).
Соч.: Opere alese, v. 1—4, Вис., 1968— 1970; в рус. пер.— В доме у дедушки и бабушки, Бухарест, 1968,
Лит.: Ciobanu N., 1. Teodoreanu, [Вис.], 1970 (лит.).
Теодульф
Теоду'льф (Theoduife) (середина 8 в., Испания, — 821, Анже), деятель «Каролингского возрождения» . По происхождению вестгот. Приближенный к Карлу Великому, Т. около 798 стал епископом Орлеана и аббатом монастыря Флёри. Участвовал в создании сети школ и разработке системы преподавания, был одним из «государевых посланцев», контролировавших деятельность графов. В 817 по обвинению в подготовке заговора против Людовика Благочестивого лишён сана и сослан в монастырь. Т. — автор многих поэтических произведений, в том числе поэмы «Против судей» (в которой дал яркую картину нравов эпохи, показал произвол графов и их помощников), а также ряда богословских трактатов.
Теократия
Теокра'тия (греч. theokratia, буквально — власть бога, от theós — бог и krátos — сила, власть), форма государства, в котором как политическая, так и духовная власть сосредоточены в руках духовенства (церкви). Обычно высшая власть в теократическом государстве принадлежит главе господствующей церкви (он же глава государства), признаваемому «живым богом», «наместником бога на земле», «первосвященником» и т. п. (фараон, царь, император, халиф). Практически государственные полномочия возложены на духовенство, жрецов. Законом признаются «веления бога» — Священное писание, шариат и т. п. и воля главы государства и церкви. Впервые термин «Т.» встречается в соч. Иосифа Флавия . Примерами Т. эпохи рабовладельческого строя были, например, древневосточные деспотии (Египет, Вавилон, Иудейское царство, Арабский халифат). В средние века теократическая власть папы римского была установлена в Папской области. Согласно политической доктрине католицизма того времени, власть европейских монархов считалась производной от высшей власти папы римского и подчинена ей (материальным выражением этой зависимости была «церковная десятина», взимаемая в католических странах Европы). В новейшее время теократические формы сохранялись лишь как пережитки прошлого в наименее развитых странах.
Теологическое образование
Теологи'ческое образова'ние, система профессиональной подготовки служителей религиозных культов, специалистов-теологов, преподавателей богословия в различного типа и уровня духовных учебных заведениях . См. Религиозное обучение и образование .
Теология
Теоло'гия (греч. theología, от theós — бог и lógos — слово, учение), богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение. Одна из предпосылок Т. — концепция личного бога, сообщающего непреложное знание о себе через своё «слово», почему Т. в строгом смысле возможна только в рамках теизма или хотя бы в русле теистических тенденций. Вторая предпосылка Т. — наличие достаточно развитых форм идеалистической философии; основные философские истоки традиционной Т. христианства, иудаизма и ислама — учения Платона, Аристотеля и неоплатонизма. Хотя Т. не может обойтись без философского понятийного аппарата (ср. неоплатонический термин «единосущный» в христианском «символе веры»), она по сути своей отлична от философии, в том числе и от религиозной философии. В пределах Т. как таковой философское мышление подчинено гетерономным основаниям: разуму отводится служебная герменевтическая (истолковательная) роль, он принимает некритически и только разъясняет «слово божие». Т. авторитарна; в этом смысле она является отрицанием всякой автономной мысли, в том числе философии. В патристике складываются как бы два уровня: нижний уровень — философская спекуляция об абсолюте как о сущности, первопричине и цели всех вещей (то, что называл Т. ещё Аристотель — синоним «первой философии», или «метафизики»); верхний уровень — не постигаемые разумом «истины откровения». В эпоху схоластики эти два вида Т. получили обозначение «естественной Т. » и «богооткровенной Т.». Такая структура Т. наиболее характерна для традиционных католических доктрин. Перенос акцента на мистико-аскетический «опыт», запечатленный в «предании», определяет облик православной Т.: единое «предание» не позволяет ни «естественной Т.». ни библеистике вычлениться из своего состава. Протестантская Т. иногда тяготела к отказу от понятия «естественной Т.»; в 20 в. такие тенденции стимулировались влиянием экзистенциализма, а также стремлением вывести Т. из плоскости, в которой возможно столкновение с результатами естественнонаучных исследований и с философскими обобщениями этих результатов. Именно по вопросу о понятии «естественной теологии» резко разошлись ведущие представители диалектической теологии — К. Барт и Э. Бруннер .
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ТЕ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ТЕ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ТЕ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ТЕ)", комментарии и мнения людей о произведении.