БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (УК)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (УК)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (УК)" читать бесплатно онлайн.
В обстановке продолжавшегося феодального дробления и в связи с угрозой татаро-турецких набегов ведущим в украинской архитектуре вплоть до 17 в. являлось оборонное зодчество. Украинские замки, за редким исключением (Острог, Чарторыйск), были лишены донжонов и напоминали древнерусские укрепленные усадьбы; с развитием артиллерии всё большее значение обретали мощь и высота стен и башен, постепенно скрывавших все остальные сооружения. С конца 13 в. многие укрепления (замки в Белгороде-Днестровском, Каменце-Подольском, Кременце, Луцке, Львове, Мукачеве, Хотине и др.) перестраивали в камне, сохраняя черты деревянной архитектуры. В 16 в. появились небольшие частновладельческие замки, компактные по объёму и простые по форме [в Токах (Тернопольская область) и др.]. В 1-й половине 17 в. в феодальных поместьях (особенно на Западной У.) замки сменялись дворцами, имевшими светский парадный характер [дворец в Подгорцах (Львовская область), 1635— 1640, и др.].
Средневековые украинские монастыри по внешнему виду почти не отличались от замков, однако в их планировке и застройке проявилось более значительное стремление к регулярности; главным композиционным центром комплекса стал монастырский храм [монастырь в Межеречье (Ровенская область), 15—17 вв.]. В ряде случаев в систему укреплений включались соборные церкви и корпуса келий [монастырь в Зимно (Волынская область), 1465—95], иногда целям обороны служила башня над притвором [монастырь в Подгорянах (Тернопольская область), 16—17 вв.] или отдельно стоящая церковь (Покровская церковь в Сутковцах ).
К 16 в. в западных районах У. сложились важнейшие типы деревянных церквей. В Волынской области распространились приземистые храмы из 3 срубов различной высоты с 2-скатными, шатровыми и пр. завершениями (простейший вид церквей «хатного типа»), в Львовской и Хмельницкой областей— более высокие и стройные 3-срубные и 5-срубные объёмы. В Прикарпатье возникли также и церкви «лемковского типа», отличающиеся обилием горизонтальных членений, нарастающей динамикой масс (Михайловская церковь в Мукачеве, 1777; см. илл. ).
До 15 в. каменные монастырские и городские церкви строились преимущественно по типу русских и армянских 4-столпных, крестово-купольных, 3-апсидных храмов (армянский собор во Львове, 1363—70), но появились и 1-нефные или центрические храмы, сочетавшие в своём оформлении черты древнерусского зодчества с элементами готики (церковь Рождества Христова в Галиче, конец 14 — начало 15 вв.; см. илл. ). С 15 в. распространились 1-нефные 3-частные храмы с куполом и без него [Успенская церковь в Лужанах (Черновицкая область), 1453— 1458], а также 3-конховые храмы [церковь Николая в Бучаче (Тернопольская область). 1610]; в этот же период возникли приём завершения куполом каждого членения плана (Троицкая церковь монастыря в Зимно, 1465—75) и тип многоярусной отдельно стоящей колокольни (колокольня Корнякта во Львове, 1572—78, архитектор П. Барбон). Взаимовлияние деревянной и каменной архитектуры проявилось в церквах, воздвигнутых по типу 3-срубных деревянных храмов (часовня Трёх святителей во Львове, 1578—91; см. илл. ), а также в церквах, соответствующих деревним храмам «хатного типа» [Ильинская церковь в Субботове (Черкасская область), 1653].
Католическая церковь на У. возводила многочисленные каменные костёлы, монастыри, коллегиумы, в 14—15 вв. сугубо готические по облику и конструкции (кафедральный собор во Львове, 1360—1493, архитекторы П. Штехер, М. Гром и др.), позднее решенные в духе ренессанса или барокко (костёл бернардинцев во Львове, 1600—30, архитекторы Павел Римлянин и А. Прихильный; см. илл. ).
Многие памятники украинской монументальной живописи 14—16 вв. благодаря плоскостности фигур и декоративизму колорита обнаруживают приверженность их создателей к древнерусским традициям, но порой отличаются большей эмоциональной напряжённостью образов [фрески церкви св. Онуфрия в Лаврове (Львовская область), 15 в.]. Отдельные росписи несут в себе черты итальянского Проторенессанса (фрески Горянской ротонды в Ужгороде, 1360—70). Жанровой непосредственностью и фольклорной жизнерадостностью многих мотивов отмечены росписи церкви Св. духа в Потеличах (Львовская область; около 1620) и стилистически связанные с ними росписи церквей Параскевы в Радруже (ныне — в ПНР; 1582) и Воздвиженья в Дрогобыче (до 1636).
Значительный демократизм образного строя, идейно обусловленный обострением освободительной борьбы украинского народа, потребностью в религиозной живописи, близкой и понятной народным массам, проявился и в иконописи 15—17 вв. Уже в ранних украинских иконах на смену строгому иератизму, свойственному искусству Киевской Руси, приходят черты мягкой задушевности. С 16 в. многие образы икон обретали бытовую окраску и подчёркнутую злободневность; в иконах усилилось стремление к пышной нарядности, распространились орнаментированные нимбы, узорчатые рамки, фоны с геометрическим и растительным орнаментами, а позднее и с пейзажными изображениями, а также элементами перспективы; контрастные сочетания цветов сменились более живописными и нежными. Ясное выражение в иконах этого периода нередко получали национальные черты, а вместо канонических святых в ряд композиций включались исторические украинские персонажи. Стремление к индивидуализации человеческого характера дало толчок к выделению портрета в самостоятельный жанр.
Большое место в средневековой украинской живописи заняла книжная миниатюра. В 14 в. в украинской миниатюре на смену геометрическим и растительным узорам приходят так называемые звериный орнамент и плетёнка. К середине 16 в. их вытесняют растительные мотивы, орнамент становится полихромным. С началом книгопечатания на У. стала развиваться гравюра на дереве. Традиции искусства миниатюры сказались в деятельности типографии Киево-Печерской лавры (основана в 1616), мастера которой (гравёр Илия и др.) особое внимание уделяли местным историческим сюжетам.
Сохранившиеся немногочисленные образцы украинской религиозной скульптуры 14—16 вв. отличаются цельностью и лаконизмом форм, в ряде случаев генетически связанных с дохристианским искусством. Особое развитие круглая пластика получила в западных областях У., где католическая церковь поощряла её использование. Во 2-й половине 16 — начале 17 вв. скульптура из камня (известняка) на Западной У. широко применялась как в оформлении фасадов (аттики жилых домов, обрамление окон, междуярусные членения), так и в интерьерах, то есть в иконостасах и надгробиях (среди произведений этого периода выделяется пластическое убранство часовен Боимов и Трёх святителей во Львове). Нидерландские, немецкие и польские мастера-резчики, принёсшие на Западную У. приёмы искусства Возрождения, перерабатывали их в творческом содружестве с местными западно-украинскими мастерами.
В украинском декоративно-прикладном искусстве 13 — 1-й половине 17 вв. развивались керамика, бытовая и известная с 14 в. декоративная (изразцы), резьба по дереву, изготовление художественных изделий из металла (литургическая и бытовая утварь, оружие, сбруя) и ювелирных изделий, шитьё.
Искусство 2-й половины 17—18 вв. Новый этап в эволюции украинского художественной культуры начался во 2-й половине 17 в. Наряду с культовым чрезвычайно интенсивно развивается светское зодчество. После воссоединения с Россией (1654) на Левобережье бурно росли старые и образовывались новые города, для которых были характерны геометрически правильные прямоугольные (Лебедин, Прилуки), радиально-кольцевые (Нежин, Путивль, Чугуев), линейные (Сумы) системы планировки, подчинённые особенностям местного рельефа. Строения были обращены к улицам торцами и углами и располагались свободно, с неравномерными и большими отступами от красной линии и обилием зелени. Со 2-й четверти 18 в. ведущее место в городской застройке заняли монастырские и дворцовые комплексы, сложные, дифференцированные силуэты которых вносили новые динамические акценты во внешний облик городов. Жилые и общественные здания 17 в., обычно варьировавшие тип сельской постройки с простым построением плана, нередко сохраняли оборонные черты, имеющие чисто декоративный характер.
В каменном культовом зодчестве в распространённом типе 3-частного 3-купольного храма каждая часть к концу 17 в. обрела самостоятельную форму плана (Покровский собор в Харькове, 1689). Стройность и значительная высота ряда храмов достигались заимствованным из русского зодчества ярусным построением (в ряде случаев — также с помощью устройства подклетов ), однако внутреннее пространство оставалось открытым во всю высоту, а переход одной геометрической формы в другую совершался плавно и постепенно (Николаевская церковь в Глухове, конец 17 в.). Ещё большие возможности для создания хорошо обозреваемых внутренних пространств появились в крестообразных в плане, бесстолпных храмах, которые ставились в честь казацких побед по всей Левобережной У. (Николаевский собор в Нежине, 1668). Большого разнообразия достигли прямоугольные в плане 6-столпные храмы, где решение интерьера было основано на контрасте арочных членений 3-ярусных боковых нефов и большого центрального удлинённого нефа, открытого в сторону иконостаса (собор Троицкого монастыря в Чернигове, 1679—95).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (УК)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (УК)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (УК)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (УК)", комментарии и мнения людей о произведении.