БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ФИ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ФИ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ФИ)" читать бесплатно онлайн.
В 1950–65 ведущие политические силы Ф. – ДСНФ, СДПФ, партия Аграрный союз – обладали достаточно прочными позициями в парламенте (в среднем в эти годы они получали на парламентских выборах соответственно 22%, 25% и 23% голосов избирателей), однако отсутствие сотрудничества между ними, а также усиление влияния правых сил способствовали сохранению неустойчивости внутриполитической обстановки в Ф. (в 1950–65 сменилось 17 правительств, неоднократно, как и позднее, у власти находились «служебные кабинеты»). Активно выступали в эти годы в защиту своих прав и интересов трудящиеся Ф. (около 500 тыс. чел. участвовало во всеобщей забастовке 1956). Политика тесного сотрудничества с буржуазией и антисоветизм руководства СДПФ вызвали раскол в её рядах (в 1959 левая оппозиция основала Социал-демократический союз рабочих и мелких земледельцев Ф.), привели к ослаблению позиций партии и её правительственной изоляции. В 1959–65 у власти находились буржуазные коалиционные правительства, в которых ведущую роль играла партия Аграрный союз.
Экономическое развитие Ф. после 2-й мировой войны происходило в основном в благоприятных условиях. Расширение торгово-экономических связей с СССР и др. социалистическими странами, проведение миролюбивой внешней политики способствовали созданию многоотраслевой экономики и более быстрым, чем в большинстве государств Зап. Европы, темпам роста промышленного производства; повысился уровень механизации и интенсификации сельского хозяйства, характерной чертой экономики стала высокая степень централизации и концентрации капитала и производства (см. раздел Экономико-географический очерк). После парламентских выборов 1966, на которых рабочие партии получили большинство голосов избирателей, было сформировано коалиционное правительство (СДПФ, ДСНФ, Социал-демократический союз рабочих и мелких земледельцев Ф., Партия центра) во главе с социал-демократом Р. Паасио. Такую же партийную базу имели правительство 1968–70 во главе с социал-демократом М. Койвисто и правительство 1970–71 во главе с А. Карьялайненом (Партия центра). Главным направлением развития государственно-монополистического капитализма в Ф. начиная с 1968 стало осуществление в различных формах «политики доходов» с целью регулирования процессов развития как в области экономики, так и в социальной сфере. Её проведение встретило растущее сопротивление трудящихся. На парламентских выборах 1970 правительственные партии потеряли около 15% голосов избирателей и 29 мандатов. Весной 1971 представители ДСНФ были удалены из состава правительства, в 1971–75 основу правительственной коалиции составляли СДПФ и Партия центра (в т. ч. и в правительстве 1972–75 во главе с социал-демократом К. Сорсой). Начало 1970-х гг. характеризуется углублением кризисных процессов, охвативших не только экономику, но и политическую жизнь Ф., обострением социальных противоречий, внутрипартийной и межпартийной борьбы, что вызвало в 1972 и 1975 роспуск парламента и проведение досрочных выборов. Рост цен и инфляция (в 1972 индекс стоимости жизни вырос на 7,1%, в 1973 – на 11,7%, в 1974 – на 11,4%, в 1975 – на 17,8%), увеличение безработицы (в 1975 число безработных в среднем за год составило 2,2% от всего самодеятельного населения, в 1976 – 6%) вызвали массовое движение трудящихся; в 1971 состоялось 838 забастовок, в которых участвовало 408 тыс. чел., в 1973 – 1009 забастовок с 678 тыс. участников, в 1974 – 1800 забастовок с 371 тыс. участников, в 1976 – 3200 забастовок (в основном без согласия руководства профсоюзов). В условиях углубления кризиса капиталистической экономики, роста интеграционных процессов в мировом хозяйстве и обострения классовых противоречий в стране основное место в деятельности правительств Ф. занимали в 1-й половине 1970-х гг. вопросы усиления регулирующей роли государства. Принятые правительствами Ф. меры (увеличение ассигнований на обеспечение занятости, временная регламентация цен, улучшение некоторых социальных льгот и др.) не дали сколько-нибудь существенных результатов. В середине 1970-х гг. наступило ослабление темпов роста экономики Ф., продолжала возрастать стоимость жизни, ухудшалось положение трудящихся, хотя прибыли монополий сохранялись на высоком уровне. Существовавшее с июня 1975 т. н. служебное правительство чиновников во главе с социал-демократом К. Линама сменило в ноябре 1975 коалиционное правительство (СДПФ, ДСНФ, Партия центра, Швед. народная партия, Либеральная народная партия и т. н. министры-специалисты) во главе с М. Миеттуненом. Осенью 1976 это правительство распалось из-за возникших разногласий по вопросам экономической и социальной политики. Сформированное Миеттуненом новое правительство, в которое вошли представители Партии центра, Либеральной народной партии и Шведской народной партии, действовало до мая 1977. На смену ему пришло коалиционное правительство большинства (СДПФ, ДСНФ, Партия центра, Шведская народная партия, Либеральная народная партия) во главе с Сорсой. Демократические силы, выступающие за прогрессивное развитие Ф. и укрепление её миролюбивой внешней политики, добиваются установления действенного сотрудничества ведущих политических сил, представляющих трудящиеся слои населения, – ДСНФ, СДПФ и Партии центра (на досрочных парламентских выборах 1975 получили соответственно 18,9%, 24,9%, 17,7% голосов избирателей). Этой цели служат предложения к программе такого сотрудничества, принятые 17-м съездом КПФ (май 1975).
Дружественные отношения между Ф. и СССР, стремление к развитию и расширению взаимовыгодного сотрудничества нашли отражение в 60–70-х гг. в ряде соглашений: о культурном сотрудничестве (1960), о передаче Ф. в аренду сов. части Сайменского канала (1962), об образовании постоянной межправительственной сов.-финл. комиссии по экономическому сотрудничеству (1967), о развитии экономического, технического и промышленного сотрудничества (1971), о морском судоходстве, о сотрудничестве в области энергетики, по правовым вопросам (все в 1974), о сотрудничестве в строительстве Костомукшского горно-обогатительного комбината, а также перспективные программы сотрудничества в области науки и техники (1974), естественных и общественных наук (1975). В мае 1977 в Москве была подписана Долгосрочная программа развития и углубления торгово-экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества между Ф. и СССР до 1990. Наряду с развитием связей по государственной линии активно развивается сотрудничество общественных организаций обеих стран. Кроме КПФ, связи с КПСС установили СДПФ (в 1968), Партия центра (в 1970). В мае 1973 Ф. заключила соглашение о сотрудничестве с Советом экономической взаимопомощи .
Ф. поддерживает тесные связи с зап. странами, особенно со Швецией, ФРГ, Великобританией и США. В 1961 Ф. вступила на правах ассоциированного члена в Европейскую ассоциацию свободной торговли, в 1968 – в организацию экономического сотрудничества и развития. В 1973 заключила соглашение с Европейским экономическим сообществом (ЕЭС) о свободной торговле промышленными товарами, заявив, что это соглашение не связывает Ф. политически и не затрагивает её внешнеполитической линии, главным содержанием которой является поддержание и всестороннее развитие финл.-сов. отношений в соответствии со всеми положениями Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и Ф. 1948 и сов.-финл. Заявления от 6 апреля 1973 (принято в 25-ю годовщину договора 1948). Правительство Ф. отметило также, что Ф. расторгнет соглашение с ЕЭС, если в ходе его осуществления выяснится, что оно наносит ущерб отношениям Ф. с СССР. В 1973, Ф. заключила также соглашение с Европейским объединением угля и стали. Ф. принадлежит ряд важных инициатив в плане укрепления мира и безопасности в Европе: об объявлении территории стран Сев. Европы безъядерной зоной (1963, 1967, 1974), о заключении соглашения об обеспечении мира на финл.-норв. границе (1965), о готовности выступить организатором Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1969). Первый (июль 1973) и третий (июль – август 1975) этапы этого совещания проходили в Хельсинки. 8 августа 1963 Ф. подписала Московский договор о запрещении ядерных испытаний в трёх сферах, 1 июля 1968 – Договор о нераспространении ядерного оружия. 1 августа 1975 от имени Финляндской Республики президент У. К. Кекконен подписал Заключительный акт Совещания, по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Лит.: Ленин В. И., Протест финляндского народа, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 5; его же, Приближение развязки, там же,) т. 12; его же, Царь против финского народа, там же, т. 19; его же, Поход на Финляндию, там же, т. 19; его же, [Резолюция VI (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП, там же, т. 21; его же, Финляндия и Россия, там же, т. 32; Куусинен О. В., Избр. произв., М., 1966; Лайдинен А. П., Очерки истории Финляндии второй пол. XVIII в., Л., 1972; Жербин А. С., Формирование. промышленного пролетариата в Финляндии во второй пол. XIX в., М. – Л., 1963; Суни Л. В., Финляндско-русские торговые отношения во второй пол. XIX в. (1858–1885), Тарту, 1963; Бобович И. М., Русско-финляндские экономические отношения накануне Великой Октябрьской социалистической революции, Л., 1968; Кяйвяряйнен И. И., Международные отношения на севере Европы в нач. XIX в. и присоединение Финляндии к России в 1809 г., Петрозаводск, 1965; Корнилов Г. Д., Русско-финляндские таможенные отношения в кон. XIX – нач. XX вв., Л.,. 1971; Власова М. Н., Пролетариат Финляндии в годы первой русской революции (1905–07), Петрозаводск, 1961; Коронен М. М., Финские интернационалисты в борьбе за власть Советов, Л., 1969; Ингульская Л. А., В борьбе за демократизацию Финляндии (1944–1948), М., 1972; Сюкияйнен И. И., Революционные события 1917–1918 гг. в Финляндии, Петрозаводск, 1962; Холодковский В, М., Революция 1918 в Финляндии и германская интервенция, М., 1967; Петров В., Финляндия в планах империалистических держав в 1918–1920 гг., Петрозаводск, 1961; Похлёбкин В., СССР – Финляндия: 260 лет отношений. 1713–1973, М., 1975; Бартеньев Т., Комиссаров Ю. Д., Тридцать лет добрососедства, М., 1976 (лит.); Из истории Коммунистической партии Финляндии, [пер, с фин.], М., 1960; Кекконен У., Финляндия и Советский Союз. Речи, статьи, интервью. 1952–1975, пер. с фин., М., 1975; Smirnov V., Lenin Suomen vaiheissa, Hels., 1970; Suomen ulkopolitiikka, Hels., 1975; Jutikkala Е., Pirinen K., A history of Finland, N. Y., 1962; Suomen historia, osa 1–10, Hels., 1944–67; Suomen historian kasikirja. Toirn. A. Korhonen, t. 1–2, Hels., 1949; Lundin C., Finland in the second world war, Bloomington. 1957; Huttonen V., Taysivaltainen kan sakunta 1917–1939, Porvoo, 1968; его же, Tavsi – ikainen kansakunta 1939–1973, Porvoo – Hels., 1974; Kahkoa P., PihlajaniemiT., PyyluomaS., Toinen tasavalta, Hels., 1976.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ФИ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ФИ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ФИ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ФИ)", комментарии и мнения людей о произведении.