БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ФИ)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ФИ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ФИ)" читать бесплатно онлайн.
Институт издаёт «Труды ФИАН» и «Краткие сообщения по физике». Награжден орденом Ленина (1967).
Лит.: Вул Б. М., Физический институт, «Наука и жизнь», 1935, № 5; Вавилов С. И., Физический кабинет – Физическая лаборатория – Физический институт Академии наук СССР за 220 лет, М. – Л., 1945; Скобельцын Д. В., Франк И. М., Физический институт имени П. Н. Лебедева Академии наук СССР, «Успехи физических наук», 1957, т. 63, в. 3: Вул Б. М., ФИАН – обороне Родины, «Вестник АН СССР», 1975, № 4.
Н. Г. Басов.
Физический маятник
Физи'ческий ма'ятник, твёрдое тело, совершающее под действием силы тяжести колебания вокруг горизонтальной оси подвеса; подробнее см. Маятник .
Физических проблем институт
Физи'ческих пробле'м институ'т им. С. И. Вавилова АН СССР (ИФП), научно-исследовательское учреждение, в котором ведутся работы в области физики и техники низких температур, электроники больших мощностей, физики плазмы, ускорительной техники и теоретической физики. Основан в 1934 в Москве. Основатель и директор (в 1934–46 и с 1955) – академик П. Л. Капица. В ИФП работают в настоящее время (1977) академики А. С. Боровик-Романов и И. М. Лифшиц; члены-корреспонденты Н. Е. Алексеевский, Л. А. Вайнштейн, Е. М. Лифшиц, Л. П. Питаевский, А. И. Шальников, Ю. В. Шарвин; здесь работали академики А. П. Александров, А. Н. Крылов, Л. Д. Ландау, В. А. Фок; члены-корреспонденты А. А. Абрикосов, Л. П. Горьков, И. Е. Дзялошинский, П. Г. Стрелков, И. М. Халатников.
В ИФП исследованы эффекты Зеемана и Пашена – Бака в рекордно сильных магнитных полях (до 350 кэ ), внесён большой вклад в развитие физики низких температур. Открыто и подробно исследовано явление сверхтекучести и построена квантовая теория этого явления, предсказано и обнаружено экспериментально существование второго звука, построена теория ферми-жидкости, предсказана сверхтекучесть жидкого 3 He. Выполнен ряд классических работ в области сверхпроводимости : открыто и всесторонне изучено промежуточное состояние, развита феноменологическая теория сверхпроводимости и теория сверхпроводников 2-го рода. Проведены обширные исследования электронных спектров металлов: развиты методы экспериментального изучения Ферми поверхностей и обнаружено существование многосвязанных поверхностей Ферми, обнаружены квантовые поверхностные уровни электронов, движущихся в магнитном поле, открыт радиочастотный размерный эффект. ИФП внёс большой вклад в изучение антиферромагнетизма . Была построена теория, объясняющая возникновение неколлинеарных структур в антиферромагнетиках, открыт пьезомагнитный эффект.
В институте разработан радиальный турбодетандер. На его основе во всём мире построены крупные низкотемпературные установки для получения кислорода из воздуха, работающие только на низком давлении.
В ИФП предложена оригинальная конструкция ускорителя электронов – микротрон. Здесь создан СВЧ-генератор нового типа – ниготрон, мощность которого составляет 175 квт в непрерывном режиме. С помощью такого генератора получен шнуровой плазменный разряд в газах, находящихся под давлением в несколько ам. Показано, что температура электронов плазмы в нём составляет около 106 K. Это открывает новый путь в решении задачи создания термоядерного реактора.
Институт награжден орденом Трудового Красного Знамени (1945).
Лит.: Капица П. Л., Доклад об организации научной работы Института физических проблем АН СССР, «Вестник АН СССР», 1943, № 6; его же, Эксперимент, теория, практика, М., 1974, с. 59–78.
А. С. Боровик-Романов.
Физическое воспитание
Физи'ческое воспита'ние, органическая часть общего воспитания ; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства. Основные средства и пути Ф. в. – занятия физическими упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами – гимнастическими, легкоатлетическими), различные виды спорта и туризма, закаливание организма (использование оздоровительных сил природы – солнце, воздух, вода), соблюдение гигиенического режима труда и быта, овладение специальными знаниями и навыками в области использования физических упражнений, средств закаливания, личной и общественной гигиены в целях физического развития и совершенствования (т. н. физическое образование). Цели, содержание, организация, методы Ф. в. обусловливаются социально-экономическим строем общества и отражают классовую идеологию.
В СССР и др. социалистических странах Ф. в. – часть коммунистического воспитания , выступающая в единстве с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием и политехническим образованием. Цель Ф. в. – подготовка физически развитых, здоровых, активных строителей коммунистического общества, способных к высокопроизводительному труду и защите Родины. В Программе КПСС, принятой 22-м съездом (1961), поставлена задача – «... обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил» (1977, с. 96).
Ф. в. свойственно всем общественным формациям. В первобытном обществе оно существовало в форме физического упражнения, игр, состязаний и испытаний, имитировавших трудовые процессы, охоту, военные действия, отражавших различные обряды, и органически связывалось с развитием у подрастающих поколений физической силы, выносливости, волевых качеств. В рабовладельческом обществе (страны Древнего Востока, Древняя Греция, Рим, государства Закавказья и Средней Азии) Ф. в. приобрело характер государственной системы подготовки юношества господствовавших классов к гражданской и военной службе и осуществлялось как в семье, так и в государственных учебных заведениях, в армии (см., например, Спартанское воспитание ). В феодальном обществе Ф. в. стало основой систем рыцарского (княжеского) воспитания – верховая езда, фехтование, стрельба из лука, плавание, охота, единоборства и игры военного и спортивного характера. С развитием городов Ф. в. распространилось среди различных слоев городского и окрестного крестьянского населения, чему способствовали возникшие стрелковые, фехтовальные и др. братства; проводившиеся во время праздников состязания горожан в беге, борьбе, гребле, фехтовании, стрельбе из лука, игры с мячом. Значительно возрос интерес к Ф. в. в эпоху Возрождения. Гуманисты делали попытки ввести Ф. в. в школе. В Италии в начале 15 в. Витторино да Фельтре открыл школу, в которой большое внимание уделялось Ф. в., организации умственной и физической самодеятельности учащихся. Во Франции Ф. Рабле и М. Монтень проповедовали Ф. в. в единстве с нравственным воспитанием и умственным образованием. Я. А. Коменский рассматривал Ф. в. как важнейшую часть семейного воспитания и педагогического процесса в школе (в «Великой дидактике» и «Материнской школе» значительное место занимают вопросы гигиены, питания, здорового режима детей, физические упражнения, игры). Созвучные с идеями Коменского мысли о Ф. в. детей высказывал учёный монах Епифаний Славинецкий (17 в.), который первым на Руси сделал попытку классифицировать подвижные игры и выделить из них приемлемые для Ф. в. детей. Составной частью всестороннего воспитания подрастающих поколений считали Ф. в. Т. Мор и Т. Кампанелла. Главную задачу Ф. в. Дж. Локк видел в укреплении здоровья детей, в правильно организованном удовлетворении их естественные потребности в движении. Ж. Ж. Руссо в педагогическом трактате « Эмиль, или О воспитании» подчёркивал значение Ф. в. для умственного развития и трудового воспитания детей. Совершенствованию форм и методов Ф. в. способствовали возникшие в 18 в. в Германии (в основном под влиянием идей Руссо) «школы человеколюбия и добрых нравов» – т. н. филантропины (см. Филантропизм ), где зародилась немецкая национальная система гимнастики, основы которой были заложены педагогами-филантропистами Фитом и И. К. Ф. Гутс-Мутсом , а дальнейшее развитие связано с именем Ф. Яна. И. Г. Песталоцци разработал комплекс элементарных физических («суставных») упражнений, включил занятия гимнастикой в программу начального обучения. Нем. педагог А. Шпис ввёл в школьную гимнастику порядковые (по степени сложности) упражнения, т. н. вольные движения и упражнения на гимнастических снарядах. П. Линг положил начало созданию швед. системы гимнастики (в основе – комплексы упражнений для развития и укрепления отдельных частей тела); в Чехии М. Тырш создал национальную систему гимнастики, получившую название «сокольской» (упражнения на гимнастических снарядах, вольные, групповые; гимнастические пирамиды, хороводы и т.д.). В 19 и в начале 20 вв. складывались национальные системы Ф. в. во Франции (Ф. Аморос, Ж. Демени), Дании (Н. Бук), Великобритании (спортивно-игровой метод) и др. странах. В ряде капиталистических стран Ф. в. стало тесно связываться со скаутизмом и использоваться для милитаризации воспитания молодёжи.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ФИ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ФИ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ФИ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ФИ)", комментарии и мнения людей о произведении.




























