БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ФИ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ФИ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ФИ)" читать бесплатно онлайн.
Развитие материального производства, обострение классовой борьбы привели к необходимости революционной смены феодализма капитализмом. Развитие техники и естествознания требовало освобождения науки от пут религиозно-идеалистического мировоззрения. Первый удар по религиозной картине мира нанесли мыслители эпохи Возрождения – Н. Коперник , . Дж. Бруно , Г. Галилей , М. Монтень , Т. Кампанелла и др.
Идеи мыслителей эпохи Возрождения были развиты философией нового времени. Развитие опытного знания, науки требовало замены схоластического метода мышления новым методом познания, обращенным к реальному миру. Возрождались и развивались принципы материализма и элементы диалектики; но материализм того времени был в целом механистическим и метафизическим.
Родоначальником материализма нового времени был Ф. Бэкон , считавший высшей целью науки обеспечение господства человека над природой. Т. Гоббс явился создателем первой всесторонней системы механистического материализма. Если Бэкон и отчасти Гоббс разрабатывали метод эмпирического (т. е. опытного) исследования природы, то Р. Декарт , основоположник рационализма, стремился разработать универсальный метод для всех наук. Характерная черта учения Декарта – дуализм «мыслящей» и «протяжённой» субстанции. Б. Спиноза противопоставил дуализму Декарта материалистический монизм . Дж. Локк развил сенсуалистическую теорию познания. Идеи, противоположные материализму, развивались субъективным идеализмом в разных его вариантах (Дж. Беркли и Д. Юм ). Объективно-идеалистическое учение разработал Г. Лейбниц , высказавший ряд глубоких диалектических идей.
2-я половина 18 в. явилась эпохой резкого обострения кризиса феодализма во Франции, вылившегося в буржуазную революцию; важнейшую роль в её идеологической подготовке сыграли философы-материалисты Ж. Ламетри , П. Гольбах , К. Гельвеций , Д. Дидро , которые решительно выступали против религии и идеализма (см. Просвещение ). Франц. материализм 18 в. был метафизическим и механистическим; вместе с тем в учении Дидро содержались элементы диалектики. Характерная черта французского материализма 18 в. – абсолютизация роли идей в развитии общества, идеалистическое понимание истории.
Важнейший этап истории западноевропейской Ф. – нем. классическая философия (И. Кант , И. Г. Фихте , Ф. В. Шеллинг , Г. Гегель ), развившая идеалистическую диалектику. Вершина нем. классического идеализма – диалектика Гегеля, ядро которой составляет учение о противоречии и развитии. Однако диалектический метод был развит Гегелем на объективно-идеалистической основе. Классики марксизма-ленинизма подвергли всесторонней критике идеализм и реакционные стороны в социологических взглядах Гегеля; вместе с тем они дали высокую оценку его трудам, считая их одним из источников своей Ф. Против идеалистической Ф. и религии выступил Л. Фейербах , развивший учение антропологического материализма. Вместе с тем материализм Фейербаха, оказавший большое влияние на формирование философских взглядов Маркса и Энгельса, был метафизическим и созерцательным.
В 18 и 19 вв. интенсивно развивалась прогрессивная материалистическая философская мысль в России. Её корни уходят в историческую традицию материализма, родоначальником которой был М. В. Ломоносов и которая, начиная с А. Н. Радищева , прочно вошла в мировоззрение передовых общественных деятелей России. Выдающиеся рус. материалисты – В. Г. Белинский , А. И. Герцен , Н. Г. Чернышевский , Н. А. Добролюбов – стали знаменосцами борьбы рус. революционной демократии. Рус. материалистическая Ф. середина 19 в. выступила с резкой критикой идеалистической Ф., в особенности нем. идеализма. Рус. материализм 19 в. разрабатывал идею диалектического развития, однако в понимании общественной жизни он не смог преодолеть свойственного всей домарксистской Ф. идеализма. Ф. революционных демократов явилась важным шагом во всемирном развитии материализма и диалектики.
Возникновение и развитие марксистской философии. Марксизм в целом и марксистская Ф. как его составная часть возникли в 40-х гг. 19 в., когда пролетариат выступил на историческую арену как самостоятельная политическая сила. Разработка марксистской Ф. была обусловлена научно-теоретической, социально-экономической и непосредственно политической необходимостью. Возникновение марксизма было научным ответом на вопросы, выдвинутые всем ходом развития общественной практики и логикой движения человеческих знаний. Маркс и Энгельс, подвергнув глубокому и всестороннему анализу социальную действительность, на основе усвоения и критической переработки всего положительного, что было создано до них в области Ф., общественных и естественных наук, создали качественно новое мировоззрение – мировоззрение рабочего класса, ставшее философской основой теории научного коммунизма и практики революционного рабочего движения. Непосредственными идейными источниками формирования марксизма были главнейшие философские, экономические и политические учения конца 18 и 1-й половины 19 вв. В идеалистической диалектике Гегеля Маркс и Энгельс вскрыли революционные моменты – идею исторического развития и принцип противоречия как его движущую силу. Важную роль в формировании марксизма сыграло материалистическое учение Фейербаха. Одним из источников марксизма были идеи классическая буржуазная политическая экономии (А. Смит, Д. Рикардо и др.), труды социалистов-утопистов (К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн и др.) и французских историков времён Реставрации (Ж. Тьерри„ Ф. Гизо, Ф. Минье). Естественнонаучными предпосылками формирования марксистской Ф. явились достижения естествознания конца 18 – 19 вв. (открытие закона сохранения и превращения энергии, создание теории клеточного строения организмов, эволюционное учение Ч. Дарвина). Будучи обобщением развития общественной практики и научного познания, возникшая марксистская Ф. представляла величайшую революцию в истории человеческой мысли. Сущность и основные черты революционного переворота, совершенного Марксом и Энгельсом в Ф., заключаются в создании научного мировоззрения пролетариата, в распространении материализма на познание общества и в материалистическом обосновании решающей роли общественной практики в познании, в осуществлении единства теории и практики, в органическом соединении и творческой разработке материализма и диалектики, что привело к созданию материалистической диалектики. Величайшим завоеванием человеческой мысли является разработка исторического материализма, в свете которого только и оказалось возможным научно понять роль общественной практики в познании и в развитии сознания. Введение критерия практики в теорию познания могло быть осуществлено лишь в связи с научным объяснением исходных предпосылок, основных объективных условий человеческой истории. Характеризуя качественное отличие Ф. марксизма от предшествовавших ей философских систем, Ленин писал: «Применение материалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с основания ее, – к истории, к естествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса, – вот что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее существенное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории революционной мысли» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 24, с. 264).
В разработке положений марксистской Ф., в её пропаганде и защите, в борьбе против буржуазной идеологии важную роль сыграли труды Г. В. Плеханова, А. Лабриолы, А. Грамши, А. Бебеля, Ф. Меринга, П. Лафарга и др.
Новый этап творческого развития марксистской Ф. связан с именем Ленина, разрабатывавшего диалектический и исторический материализм на основе анализа эпохи империализма и пролетарских революций и обобщения новейших достижений естествознания. Ленин всесторонне развил теорию познания марксизма – выявил диалектический характер процесса познания, разработал учение о роли практики в познании, теорию истины , в том числе диалектику абсолютной и относительной истины и т.п. Особое внимание Ленин уделил развитию диалектики как научного метода познания и преобразования мира. Он подверг всесторонней критике новейшие разновидности идеализма, агностицизма и метафизики, а также ревизионизма в отношении марксизма, разработав метод применения принципа партийности в оценке философских воззрений. Защита марксистской Ф. от ревизионизма и натиска буржуазной идеологии, творческое развитие Ф. были теснейшим образом связаны с разработкой Лениным теории социалистической революции, учения о революционной партии, о союзе рабочего класса и крестьянства, о социалистическом государстве и строительстве социализма. Руководствуясь ленинскими заветами, придавая большое значение воспитанию трудящихся в духе марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистической партии развернули интенсивную деятельность, направленную на пропаганду и дальнейшее творческое развитие диалектического и исторического материализма. Проблемы марксистско-ленинской Ф. получили развитие в документах съездов КПСС и пленумов ЦК КПСС и братских коммунистических и рабочих партий, в произведениях философов-марксистов. Марксистско-ленинская Ф. стала основой формирования научного мировоззрения широчайших масс трудящихся.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ФИ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ФИ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ФИ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ФИ)", комментарии и мнения людей о произведении.