БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ФЕ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ФЕ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ФЕ)" читать бесплатно онлайн.
Получают Ф., например, гидролизом соответствующих галогенопроизводных, щелочным плавлением арилсульфокислот ArSO2 OH, выделяют из каменно-угольной смолы, дёгтя бурых углей и др. Ф. – важное сырьё в производстве различных полимеров, клеев, лакокрасочных материалов, красителей, лекарственных препаратов (фенолфталеин, салициловая кислота, салол), поверхностноактивных и душистых веществ. Некоторые Ф. применяют как антисептики и антиокислители (например, полимеров, смазочных масел). Для качественной идентификации Ф. используют растворы хлорного железа, образующие с Ф. окрашенные продукты. Ф. токсичны (см. Сточные воды . ).
Лит.: Несмеянов А. Н., Несмеянов Н. А., Начала органической химии, т. 2, 2 изд., М., 1974.
Феноляты
Феноля'ты, солеобразные продукты, получаемые замещением водорода гидроксильной группы фенолов металлами, например C6 H5 ONa – фенолят натрия.
Феномен
Фено'мен (от греч. phainomenon – являющееся), 1) необычное явление, редкий факт. 2) Философское понятие, означающее явление, постигаемое в чувственном опыте (см. Сущность и явление ). Аристотель употреблял термин «Ф.» в смысле «видимого», «иллюзорного», Г. В. Лейбниц называл Ф. факты, известные из опыта, выделяя при этом «реальные, хорошо обоснованные феномены». Для Дж. Беркли, Д. Юма и сторонников позитивизма и махизма Ф. – данные сознания, элементы опыта (понимаемого субъективно-идеалистически), составляющие единственную реальность. Согласно И. Канту, Ф. – всё, что может быть предметом возможного опыта; Ф. противостоит ноумену , или «вещи в себе» . В феноменологии Э. Гуссерля Ф. – непосредственно-данное в сознании как содержание интенционального акта (см. Интенция ).
В. Ф. Асмус.
Феноменализм
Феноменали'зм, философский принцип, согласно которому объектом познания признаются лишь явления (феномены ) как единственная доступная человеку реальность. Крайний Ф., которому присуща тенденция к солипсизму , рассматривает мир как совокупность «идей» или «комплексов ощущений» (Дж. Беркли , махизм ). Умеренный Ф. исходит из признания стоящей за миром явлений реальности («идея», сущность, «вещь в себе»), недоступной познанию как она есть «на самом деле», «до конца»; характерен для идеалистической традиции скептицизма и агностицизма. Ф. свойствен также позитивизму и неопозитивизму. Диалектический материализм опровергает Ф.: между явлением и сущностью нет непереходимой грани; сущность как предмет познания постигается через явление. См. Сущность и явление .
Феноменологическая школа права
Феноменологи'ческая шко'ла пра'ва, направление буржуазной правовой мысли 20 в., опирающееся на феноменологию . Основные представители – А. Рейнах, Ф. Кауфман, Г. Кониг, К. Коссио и др. Ф. ш. п. претендовала на преодоление неокантианского идеализма, господствовавшего в буржуазной науке права в начале 20 в. С позиции этой школы право имеет свою онтологическую основу – независимое от законодателя бытие. Идеальная основа – «эйдос» права – не реальные общественные отношения, социально-экономический и политический строй общества, а особый мир «бытия правовых понятий и норм». Сложный процесс отражения социальных отношений, интересов, целей в правовых нормах в результате сознательной целенаправленной деятельности правотворческих органов изображается представителями Ф. ш. п. как «угадывание» законодателем или судьей уже готовых, сложившихся правовых моделей.
Феноменология
Феноменоло'гия (греч., буквально – учение о феноменах ), вначале одна из философских дисциплин, позднее – идеалистическое философское направление, стремившееся освободить философское сознание от натуралистических установок (резко расчленяющих объект и субъект), достигнуть собственно области философского анализа – рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить предельные характеристики, изначальные основы познания, человеческого существования и культуры. Если в классической философии ф. – введение в систему логики и метафизики, то в современной буржуазной философии Ф. выступает как метод анализа чистого сознания и имманентных, априорных структур человеческого существования.
Содержание и цель Ф. различным образом истолковывались в истории философии. И. Г. Ламберт (впервые предложивший термин «Ф.») видит в Ф. учение о явлениях как основе и предпосылке опытного познания, учение о заблуждениях чувственного опыта. К этой позиции близка точка зрения И. Канта в докритический период: он усматривает в Ф. пропедевтическую, вводную дисциплину, предохраняющую метафизику от ограниченности и несовершенства чувственого знания. В критический период идея о возможности критической науки, подвергающей анализу ценность и границы чувственности, перерастает у Канта в критику чистого разума. Противопоставляя мир явлений и «вещей в себе» , Кант утверждал, что рассудок не может выйти за пределы мира явлений как объектов опытного знания. Эта линия философии Канта в последующем привела к феноменализму , линия же, связанная с анализом априорных форм созерцания и категориального синтеза, нашла своё развитие в Ф.
Новый этап в развитии Ф. связан с философией Г. Гегеля , для которого Ф. – это учение о становлении науки, учение об исторических формах сознания, восходящего к абсолютному знанию. Ф., по Гегелю, выявляет различные ступени развития духа, даёт «... подробную историю образования самого сознания до уровня науки» («Феноменология духа», в кн.: Соч., М., 1959, т. 4, с. 44).
Одна из ведущих линий в буржуазной философии конца 19 в. связана с истолкованием описания явлений как единственной функции научного познания, с отказом от введения в науку ненаблюдаемых сущностей. В этом же русле находятся представления о Ф. как описательной психологии, которая противопоставляется объясняющей психологии. В работах Ф. Брентано , К. Штумпфа , А. Мейнонга были предложены методологические средства для описания и классификации психических феноменов [трактовка сознания как потока переживаний, как интенциональности, т. е. направленности на другое (см. Интенция ), идея о коррелятивности, соотносительности предмета и различных актов переживаний, утверждение о самоочевидности внутренних переживаний].
Возникновение в начале 20 в. Ф. как определённого идеалистического направления западной философии связано с именем Э. Гуссерля . Ф. возникает в противовес, с одной стороны, психологизму в теории познания (Т. Липпс , Х. Зигварт), для которого познание тождественно чувств, опыту индивида, а с другой стороны – «историцизму» В. Дильтея , трактовавшего философию как описание исторических типов мировоззрения. Исходным пунктом Ф. было рассмотрение внеопытных и внеисторических структур сознания, которые обеспечивают его реальное функционирование и совпадают с идеальными значениями, выраженными в языке и психологических переживаниях. Гуссерль рассматривает Ф. как метод уяснения смысловых полей сознания, усмотрения тех инвариантных характеристик, которые делают возможным восприятие объекта и другие формы познания. Ф. основывается на истолковании феномена не как явления чего-то иного (например, сущности), а как того, что само себя обнаруживает, как предмета, непосредственно явленного сознанию. Поэтому Ф. мыслится у Гуссерля как интуитивное усмотрение идеальных сущностей (феноменов), обладающее непосредственной достоверностью. Гуссерль настаивает на самоочевидности переживания истины, на самодостоверности созерцания феноменов, в которых он выделяет различные слои: языковые оболочки; многообразные психические переживания; предмет, мыслимый в сознании; смысл – инвариантную структуру и содержание языковых выражений. Ф. обращается к последним двум слоям, образующим интенциональную структуру сознания. Интенциональность – изначальная характеристика сознания – понимается как слитность последнего с его предметным содержанием. Предметное бытие рассматривается Гуссерлем не как нечто извне данное человеку, а как то, что уже включено в структуру чистого сознания в качестве некоторых изначальных устремлений к предмету – интенций. Предметное бытие, согласно Ф., имманентно, внутренне присуще сознанию; оно обретает свой объективный смысл благодаря отнесённости к сознанию. По Гуссерлю, предметное бытие и сознание коррелятивны (соотносительны) друг другу. Сознание предстаёт в Ф. как двуединство, включающее в себя познавательные акты – ноэзис и предметное содержание – ноэмы, которые по существу совпадают с идеальными значениями.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ФЕ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ФЕ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ФЕ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ФЕ)", комментарии и мнения людей о произведении.