БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ШО)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ШО)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ШО)" читать бесплатно онлайн.
Уже 1-я симфония Ш. (1925), подобно ряду других симфоний композитора, приобрела мировую известность. Последующие его произведения отразили поиски новых путей (2-я симфония — «Октябрю», 1927; 3-я — «Первомайская», 1931; балеты «Золотой век», 1930, и «Болт», 1931). В опере «Нос» (1928) по Н. В. Гоголю и некоторых других произведениях проявилось тяготение к сатире, юмору, гротеску. Опера «Катерина Измайлова» («Леди Макбет Мценского уезда») по Н. С. Лескову (1932; 2-я ред. 1963) ознаменовала творческая зрелость композитора. В этом произв. трагедийная линия, столь важная для всего творчества композитора, сочетается с социальной сатирой. Принципы зрелого симфонизма Ш. утвердили 4-я (1936) и особенно 5-я (1937) симфония, о которой композитор писал: «... Тема моей симфонии — становление личности. Именно человека со всеми его переживаниями я видел в центре замысла этого произведения» («Вечерняя Москва», 1938, 25 янв., с. 3). К 1930-м гг. относятся 6-я симфония (1939), 1-й концерт для фортепьяно с оркестром (1933), 24 прелюдии для фортепьяно (1933), балет «Светлый ручей» (1935), 1-й струнный квартет (1938), а также фортепьяно квинтет (1940; Государственная премия СССР, 1941), овеянный лирической поэзией, — одно из самых гармоничных произведений Ш. Над 7-й симфонией (т. н. Ленинградской; Государственная премия СССР, 1942) композитор работал в блокадном Ленинграде. Она запечатлела героическую борьбу советского народа с фашизмом, стала музыкальным памятником военных лет и сыграла значительных роль в сплочении международных антифашистских сил. Образы, рожденные Великой Отечественной войной, воплощены и в 8-й симфонии (1943) — произведение огромной трагической силы, а также в фортепьянном трио (1944; Государственная премия СССР, 1946), 3-м квартете (1946), песнях и хорах. К этим образам композитор возвращался и в более поздние годы — в 8-м квартете, посвященном памяти жертв войны и фашизма (1960), и других сочинениях. Раздумьями о судьбах мира наполнена 10-я симфония (1953), отмеченная богатством психологического содержания. Оратория «Песнь о лесах» (слова Е. А. Долматовского, 1949; Государственная премия СССР, 1950) рисует картины социалистического труда. Высокий трагизм и беззаботное веселье, мощный героический эпос и проникновенная лирика — таков диапазон образов, воплощенных Ш. в монументальном фортепьянном цикле — 24 прелюдии и фуги (1951), сочетающих баховскую традицию с русским национальным характером.
Среди произведений послевоенных лет — 9-я симфония (1945), 1-й концерт для скрипки с оркестром (1948), вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» (1948, слова народные). В эти годы сказалось тяготение Ш. к историко-революционной тематике. Его 10 поэм для хора без сопровождения на слова революционных поэтов (1951; Государственная премия СССР, 1952) посвящены борьбе русского пролетариата в начале 20 в. Продолжением этой линии явились 11-я симфония «1905 год» (1957; Ленинская премия, 1958) и 12-я симфония «1917 год», посвященная памяти В. И. Ленина (1961), отличающиеся яркостью музыкального языка, насыщенные интонациями революционного песенного фольклора. Историческое прошлое России нашло отражение и в вокально-симфонического поэме «Казнь Степана Разина» (слова Е. А. Евтушенко, 1964; Государственная премия СССР, 1968).
Как и в прошлые годы, творчество Ш. этих лет характеризуется широтой образного диапазона, разнообразием тем, к которым обращается художник. Вновь представлены в нём юмор, сатира — в музыкальной комедии «Москва, Черёмушки» (1958), в вокальном цикле «Сатиры» (слова Саши Чёрного, 1960).
В 60-е и 70-е гг. Ш. создал камерные вокальные циклы на слова А. А. Блока (1967), М. И. Цветаевой (1973). Вокальная сюита на слова Микеланджело Буонарроти (1974) обобщила некоторые основные темы творчества композитора: протест против зла, несправедливости, творческого подвиг художника, его бессмертие. Принципы камерного вокального цикла в сочетании с элементами оперного жанра претворены в вокально-инструментальных симфониях — 13-й на слова Евтушенко (1962), 14-й на слова Гарсиа Лорки, Г. Аполлинера, В. К. Кюхельбекера и Р. Рильке (1969), в которой с огромной глубиной и эмоциональной силой раскрыта тема жизни и смерти. Эта проблематика лежит и в основе 15-й симфонии (1971), последних квартетов и др. Соната для альта и фортепьяно (1975) завершила творческий путь композитора.
Ш. написал музыку ко многим кинофильмам (свыше 35) — «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939), «Человек с ружьем» (1938), «Гамлет» (1964) и др., став одним из зачинателей советской киномузыки. Ряд кинопартитур Ш. переработал в концертные произведения («Златые горы», 1931; «Молодая гвардия», 1948; «Овод», 1955, и др.). Некоторые песни, написанные Ш. для кино, стали массовыми — «Песня о встречном» (из кинофильма «Встречный», 1932) и др. Писал музыку к спектаклям драматических театров. Им сделаны новые оркестровые редакции опер Мусоргского «Борис Годунов» (1940) и «Хованщина» (1959). Ш. принадлежит ряд статей (в т. ч. «Думы о пройденном пути», 1956).
Традиции Ш. — классика музыкального искусства 20 в. — имеют огромное значение для советской музыки и музыки всего мира.
Депутат Верховного Совета СССР 6—9-го созывов. Был членом Советского комитета защиты мира (с 1949), Славянского комитета СССР (с 1942), Всемирного комитета защиты мира (с 1968). Почётный член шведской Королевской музыкальной академии (1954), итальянской академии искусств «Санта-Чечилия» (1956), Сербской академии наук и искусств (1965). Почётный доктор наук Оксфордского университета (1958), Северо-Западного университета Эванстона (США, 1973), Французской академии изящных искусств (1975), член-корреспондент Академии искусств ГДР (1956), Баварской академии изящных искусств (1968), член Английской королевской музыкальной академии (1958), Национальной академии наук США (1959). Почётный профессор Мексиканской консерватории. Президент общества «СССР — Австрия» (1958). Международная премия Мира (1954). Награжден 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Лит.: Мартынов И., Д. Шостакович, М.— Л., 1946; Черты стиля Д. Шостаковича. Сб. теоретических статей, М., 1962; Данилевич Л., Наш современник. Творчество Шостаковича, М., 1965; Сабинина М., Симфонизм Шостаковича. Путь к зрелости, М., 1965; её же, Шостакович — симфонист. Драматургия, эстетика, стиль, М., 1976: Дмитрий Шостакович. Сб., М., 1967; Хентова С., Молодые годы Шостаковича, Л.— М., 1975; Д. Шостакович. Статьи и материалы, М., 1976.
Л. В. Данилевич.
Д. Д. Шостакович.
Шостаковский Михаил Фёдорович
Шостако'вский Михаил Фёдорович [р. 24.5(6.6). 1905, Новоселицы, ныне Кировоградской обл.], советский химик-органик, член-корреспондент АН СССР (1960). Член КПСС с 1946. Окончил Иркутский университет (1929). Работал в Институте органической химии АН СССР (1932—62), Иркутском институте органической химии Сибирского отделения АН СССР (директор, 1957—71), Институте химии нефти Сибирского отделения АН СССР (директор, 1971—73). С 1973 заведующий кафедрой во Всесоюзном заочном политехническом институте. Основные работы по химии простых виниловых эфиров, кремний- и оловоорганических соединений и химии ацетилена и его производных. Создал обволакивающее и противовоспалительное средство на основе поливинилбутилового эфира (винилин) — т. н. бальзам Шостаковского, кровезаменитель на основе поливинил-пирролидона и средство для борьбы со стригущим лишаем у животных. Государственная премия СССР (1949). Награжден 2 орденами, а также медалями.
Соч.: Простые виниловые эфиры, М., 1952; Химия диацетилена HC º С— С º CH, М., 1971 (совм. с А. В. Богдановой).
Шостка
Шо'стка, город (с 1924) областного подчинения, центр Шосткинского района Сумской области УССР. Расположен на р. Шостка (приток Десны). Ж.-д. ст. на ветке от линии Хутор-Михайловский — Конотоп. 64 тыс. жит. (1977). Производственное объединение «Свема» (выпускает кинофотоплёнку, магнитофонную ленту); заводы: химических реактивов, железобетонных конструкций. Пищевая промышленность (мясокомбинат, маслодельный, пивоваренный заводы). Мебельная фабрика. Химико-технологический техникум. Музеи: краеведческий, боевой славы.
Шотан Камиль
Шота'н (Chautemps) Камиль (1.2.1885, Париж, — 1.7.1963, Вашингтон), французский политический и государственный деятель. Один из лидеров партии радикалов и радикал-социалистов. В 1924—40 неоднократно занимал министерские посты, в том числе министра внутренних дел в 1924—25, 1925—26, 1930, 1932—34. Премьер-министр в 1930, 1933—34, 1937—38, 1938. Поддерживал создание Народного фронта, однако, возглавив правительства Народного фронта, срывал выполнение программы фронта и способствовал его распаду. В апреле 1938 — июле 1940 вице-премьер, сторонник соглашения с фашистскими агрессорами. В ноябре 1940 выехал с дипломатическим поручением Петена в США, остался там и отошёл от политической деятельности. В 1947, как член правительства Петена, был заочно приговорён к 5 годам тюремного заключения, пожизненному лишению гражданских прав и конфискации имущества.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ШО)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ШО)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ШО)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ШО)", комментарии и мнения людей о произведении.