БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ШЕ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ШЕ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ШЕ)" читать бесплатно онлайн.
Первые постановки пьес Ш. в советское время носили экспериментаторский, иногда формалистический характер (например, «Ромео и Джульетта», Камерный театр, режиссёр А. Таиров, 1921), хотя среди них был и такой значительный спектакль, как «Гамлет» в МХАТе 2-м (1924) с М. Чеховым в главной роли. Стремление передать социально-историческая и философская масштабность трагедий Ш. через героические образы в 1935 утвердили на сцене такие этапные спектакли, как «Отелло» (московский Малый театр, режиссёр С. Радлов, Отелло — А. Остужев), «Король Лир» (Московский еврейский театр, режиссёр Радлов, Лир — С. Михоэлс), «Ромео и Джульетта» (Театр Революции, режиссёр А. Д. Попов, Ромео — М. Астангов, Джульетта — М. Бабанова), за которыми последовал ряд успешных воплощений шекспировских образов по всей стране — на национальных языках (А. Хорава, А. Васадзе, В. Вагаршян, В. Тхапсаев и др.). Сочетание красочной театральности и праздничности с высоким гуманизмом и тонким психологизмом определило успех спектаклей «Двенадцатая ночь» (1933, МХАТ 2-й, режиссёр С. Гиацинтова), «Много шума из ничего» (1936, Театр им. Е. Вахтангова, режиссёр С. Рапопорт), «Укрощение строптивой» (1937, ЦТКА, режиссёр А. Д. Попов) и др. Большой общественный резонанс в 1954 имели постановки «Гамлета» в Ленинградском театре им. Пушкина (режиссер Г. Козинцев) и в Московском театре им. Маяковского (реж. Н. Охлопков), открывшие новый этап советской театральной шекспирианы, характеризующийся углублением трагических мотивов, отказом от романтизации Ш. (особенно в спектаклях 60—70-х гг.), нередко приматом режиссёрских оформительских решений над актёрской игрой и расширением круга ставящихся пьес Ш. Каждая шекспировская постановка — неизменно событие в театральной жизни страны.
Начиная с 1929 («Укрощение строптивой», в главных ролях М. Пикфорд, Д. Фэрбенкс) не прекращается поток экранизаций (в т. ч. советских) пьес Ш.
Соч.: The works, ed. by A. Quiller-Couch and J. Dover Wilson, Camb., 1921—66 (The new Shakespeare); в рус. пер.— Полн. собр. соч., под ред. А. А. Смирнова и А. А. Аникста, т. 1—8, М., 1957¾60.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1—2, М., 1976; История английской литературы, т. 1, в. 2, М.—Л., 1945; Стороженко Н. И., Опыты изучения Шекспира, М., 1902; Морозов М. М., Избр. статьи и переводы, М., 1954; его же, Шекспир, 2 изд., М., 1956; Смирнов А. А., Шекспир, Л.— М., 1963; Аникст А. А., Шекспир, М., 1964; его же, Шекспир. Ремесло драматурга, М., 1974; Шведов Ю., Эволюция шекспировской трагедии, М., 1975; Урнов М. В., Урнов Д. М., Шекспир. Движение во времени, М., 1968; Пинский Л., Шекспир, М., 1971; Шекспировский сборник ВТО, т. 1—4, 1948— 1968; Chambers Е. К., W. Shakespeare. A study of facts and problems, v. 1—2, Oxf., 1930; Knight G. W., The wheel of fire, 4 ed., L., 1949; Bullough G., Narrative and dramatic sources of Shakespeare, v. 1—7, L.—N. Y.; 1957—73; Spurgeon С., Shakespeare’s imagery and what it tells us, Boston, 1958; Barber C. L., Shakespeare’s festive comedy, Princeton, 1959; Muir К., W. Shakespeare. The great tragedies, L., 1961; Wilson J. D., The essential Shakespeare, Camb., 1964; Richmond Н. M., Shakespeare’s political plays, L.¾ N. Y., [1967]; Shakespeare. Modern essays in criticism, N. Y., [1967]; Hartwig J., Shakespeare’s tragicomic vision, Baton Rouge, 1972; Shakespeare. The critical heritage, v. 1—4, L.—Boston, 1974—76; Farnham W., Shakespeare’s tragic frontier, L., 1973; Shakespeare survey, v. 1—28—, Camb., 1948—75—; «Shakespeare Quarterly», N. Y., v. 1—26—, 1950—75—; Левидова И. М. (сост.), Шекспир. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке. 1748—1962, М., 1964; Howard-Hill Т. Н., Shakespearean bibliography and textual criticism. A bibliography, Oxf., 1971; A Shakespeare bibliography, v. 1—7, L., 1971.
И. А. Рацкий.
Шекспир У. «Гамлет». В главной роли — А. Гиннес. Театр «Олд Вик». Лондон. 1938.
Шекспир У. «Трон в крови». Кадр из фильма. Япония. По мотивам трагедии «Макбет». В главной роли — Т. Мифунэ. 1957.
Шекспир У. «Двенадцатая ночь». Сцена из спектакля. Театр «Современник». 1975.
Шекспир У. «Ромео и Джульета». Сцена из балета. Большой театр. В роли Джульетты — Г. С. Уланова. 1947.
У. Шекспир.
«Оберон и Титания». Картина У. Блейка по мотивам пьесы У. Шекспира «Сон в летнюю ночь».
Шекспир У. «Отелло». В главной роли — А. А. Остужев. Малый театр. 1935.
Памятник У. Шекспиру в «уголке поэтов» Вестминстерского аббатства. Скульптор П. Шимейкерс. 2-я половина 18 в.
«Э. Терри в роли леди Макбет». Картина Дж. С. Сарджента.
Первое известное изображение дома, где родился У. Шекспир.
Шекспир У. «Ричард III». Кадр из фильма. Великобритания. В главной роли — Л. Оливье. 1955.
Шекспир У. «Гамлет». В главной роли — М. А. Чехов. МХАТ 2-й. 1924.
Шекспир У. «Много шума из ничего». Сцена из спектакля. Театр им. Евг. Вахтангова. 1936.
«Гаррик в роли Ричарда III». Картина У. Хогарта.
Шекспир У. «Полночные колокола». Кадр из фильма. Испания — Швейцария. По мотивам пьес «Ричард II», «Генрих IV» и «Виндзорские проказницы». В роли Фальстафа — О. Уэллс. 1966.
Театр «Глобус». Современная гравюра.
Факсимиле У. Шекспира.
«Гамлет». Гравюра Г. Крэга.
«Генрих IV». Илл. А. Д. Гончарова. 1958.
Шекспир У. «Двенадцатая ночь». В роли Оливии — Мексин Одли, в роли Виолы — Вивьен Ли. Постановка Дж. Гилгуда. Шекспировский мемориальный театр. Стратфорд-он-Эйвон. 1955.
«Мера за меру». Эскиз декорации Дж. Пайпера.
Шекспир У. «Отелло». Сцена из спектакля. Драматический театр на Малой Бронной. В главной роли — Н. Н. Волков. 1976.
Шекспир У. «Сонеты». Лондон. 1609.
Шекспировский мемориальный театр
Шекспи'ровский мемориа'льный теа'тр, см. Королевский Шекспировский театр .
Шекшема
Ше'кшема, посёлок гор. типа в Шарьинском районе Костромской обл. РСФСР. Ж.-д. станция (на линии Буй — Котельнич). Лесопункт Шарьинского леспромхоза, лесотарный комбинат.
Шелагский мыс
Шела'гский мыс, мыс на С.-В. Азии, у входа в Чаунскую губу Восточно-Сибирского моря. Расположен под 70° 06' с. ш. и 170° 36' в. д. Ш. м. скалист, выступает в море на 9 км.
М. Шибанов. «Празднество свадебного договора». 1777. Третьяковская галерея. Москва.
Шелапуты
Шелапу'ты, шалопуты, религиозная секта в России, разновидность хлыстовства (см. Хлысты ).
Шелгунов Василий Андреевич
Шелгуно'в Василий Андреевич [8(20). 8.1867, дер. Славковичи Псковской губ., — 2.4.1939], один из старейших участников социал-демократического движения в России. Член Коммунистической партии с 1898. Из крестьян. С 1876 рабочий на заводах Петербурга. В революционном движении с 1886, член социал-демократических групп П. В. Точисского , затем М. И. Бруснева . В 1893 член Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» . В декабре 1895 арестован, выслан в Архангельскую губернию. С 1900 член Екатеринославского, в 1902—04 — Бакинского комитетов РСДРП. Осенью 1904 в связи с обострением болезни глаз переехал для лечения в Петербург. В 1905 вёл агитационную работу по заданиям Петербургского комитета РСДРП, в декабре арестован. В тюрьме в 1906 полностью потерял зрение; несмотря на это, в годы реакции 1908— 1910 вновь на партийной работе. В 1911 официальный редактор большевистской газеты «Звезда» , в 1912 принимал участие в создании «Правды» . В 1912—16 в административной ссылке на Северном Кавказе. В 1917 член агитколлегии Петербургского комитета, в 1918— Московского комитета РСДРП (б). В 1918—20 на подпольной работе на Кубани. С 1920 работал в Москве. С 1924 персональный пенсионер. Был членом Президиума Всесоюзного общества старых большевиков. Участвовал в работе 2-го конгресса Коминтерна (1920).
Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с 485); Розанов М., В. А. Шелгунов, Л., 1966; Фоменко Л., Один из семи, М., 1968; Федоров А. В., В. А. Шелгунов, «Вопросы истории КПСС», 1967, № 8.
В. А. Шелгунов.
Шелгунов Николай Васильевич
Шелгуно'в Николай Васильевич [22.11 (4.12).1824, Петербург, — 12(24).4.1891, там же], русский революционер-демократ, публицист и литературный критик. Из дворян. В 1841 окончил Лесной институт, служил в лесном департаменте Министерства государственных имуществ. В конце 1850-х гг. профессор Лесного института, автор трудов по лесоводству. В 1855 познакомился с М. Л. Михайловым , в 1858—59 ездил с ним в Лондон, встречался с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым. По возвращении сблизился с Н. Г. Чернышевским и его кругом, сотрудничал в журнале «Современник» , «Русское слово» , «Век». Ш. — участник революционного движения 1860-х гг., автор прокламаций «К молодому поколению» (при участии Михайлова), «Русским солдатам от их доброжелателей поклон» (не напечатана). В ст. «Рабочий пролетариат в Англии и во Франции» («Современник», 1861, № 9—11) Ш. изложил работу Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии». В 1862 вышел в отставку и уехал в Нерчинский край, где отбывал каторгу Михайлов. В марте 1863 арестован в Иркутске в связи с дознанием по делу о прокламациях, доставлен в Петербург и заключён в Алексеевский равелин . В конце 1864 сослан в Вологодскую губ., до 1877 в ссылке в различных провинциальных городах. С 1866 один из ведущих сотрудников, после смерти Г. Е. Благосветлова в ноябре 1880 — фактический редактор журнала «Дело» . 28 июня 1884 арестован за связи с эмигрантами и сослан на 5 лет в Смоленскую губернию. В 1886—91 публиковал в журнале «Русская мысль» цикл статей «Очерки русской жизни». В многочисленных статьях по истории, экономике, общественным отношениям Ш. выступал сторонником крестьянской революции, которая, по его мнению, могла привести Россию к социализму, минуя капитализм. Прогресс общества он обусловливал борьбой народных масс против эксплуатации. В последние годы жизни Ш. под влиянием марксизма приблизился к пониманию ведущей роли рабочего класса в революционном движении. В 1880-х гг. выступал с критикой толстовства и «малых дел теории» . В области литературной критики Ш. отстаивал принципы реализма и гражданственности, разрабатывал проблему положительного героя и народного характера, в литературе, критиковал сторонников теории «чистого искусства». Похороны Ш. 15 (27) апреля 1891 превратились в многотысячную антиправительственную демонстрацию, в которой участвовали и рабочие.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ШЕ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ШЕ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ШЕ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ШЕ)", комментарии и мнения людей о произведении.