» » » » БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ЭП)


Авторские права

БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ЭП)

Здесь можно скачать бесплатно "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ЭП)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Энциклопедии. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ЭП)
Рейтинг:
Название:
Большая Советская Энциклопедия (ЭП)
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ЭП)"

Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ЭП)" читать бесплатно онлайн.








Эпикритическая чувствительность

Эпикрити'ческая чувстви'тельность (от греч. epikritikós — решающий, определяющий), тонко дифференцированный, точно локализованный вид кожной чувствительности, обеспечивающий восприятие слабых механических и температурных воздействий. Э. ч. противопоставляется более грубой, примитивной протопатической чувствительности (ПЧ). В норме оба вида чувствительности находятся в тесном взаимодействии. При этом выраженные субъективные, эмоционально окрашенные реакции, обусловленные ПЧ, подавляются деятельностью структур, обеспечивающих Э. ч. По-видимому, Э. ч. связана прежде всего с деятельностью нейронов лемнисковой системы среднего мозга, которые обладают небольшими рецептивными полями и характеризуются специфичностью по отношению к раздражителю. В связи с исследованием отдельных видов чувствительности кожи (тактильной, температурной, болевой) термины «Э. ч.» и «ПЧ» все реже употребляются в научной литературе.

  Лит. см. при ст. Чувствительность .

Эпиктет

Эпикте'т (Epíktetos — рабская кличка, буквально — «Прикупленный») (около 50 — около 138), греческий философ-стоик (см. Стоицизм ). Был рабом одного из фаворитов Нерона, позднее отпущен на волю. Слушал лекции стоика Мусония Руфа. После изгнания философов из Рима Домицианом в 89 поселился в Никополе (Эпир), где проповедовал стоическую мораль в беседах и уличных спорах по примеру Сократа; как последний, ничего не писал; жил в крайней бедности. Философские проповеди Э. сохранились в записи его ученика Флавия Арриана . В центре их — выработка и сохранение такой нравственной позиции, при которой человек в любых условиях богатства или нищеты, власти или рабства сохранит внутреннюю независимость от этих условий и духовную свободу. Для этого он должен разделить все вещи и дела на зависящие от него и не зависящие, в первых мужественно исполнять свой долг вопреки всему, вторые игнорировать. Аскетическая мораль Э., а также внешняя форма его «диатриб» (напряженная угловатость интонации, возражения воображаемому оппоненту) во многом близки христианской проповеди.

  Соч.: Epictéte. Entretiens. Texte établi et traduits par J, Souihé et A. Jagu, livre 1—4, P., 1949—65; в рус. пер. — Беседы Эпиктета, пер. Г. А. Тароняна, «Вестник древней истории», 1975, № 2—4; 1976, № 2.

  Лит.: Штаерман Е. М., Эпиктет и его место в римском стоицизме, «Вестник древней истории», 1975, № 2; Bonhöffer A., Epiktet und das Neue Testament, Giessen, 1911.

  С. С. Аверинцев.

Эпикур

Эпику'р (Epíkuros) (342—341 до н. э., о. Самос, — 271—270 до н. э., Афины), древнегреческий философ-материалист. С 306 жил в Афинах, где основал философскую школу («Сад» Э. — см. Эпикуреизм ). Из большого наследия Э. (около 300 сочинений) сохранились несколько писем, афоризмы и завещание.

  Философия Э. разделяется на этику, физику и канонику (учение о познании). В этике, исходя из идей Демокрита и киренской школы , Э. объявлял истинной природой человека способность к ощущениям (а не разум, как у стоиков), поэтому смысл и конечная цель человеческой жизни — в достижении удовольствий. Удовольствие, по Э., есть отсутствие страдания. Причина страданий заключена в самом человеке — это страсти и страх, от которых призвана излечить людей философия. Достижение удовольствий невозможно без аскетического самоограничения. Результат правильной жизни — невозмутимый покой души (атараксия ), счастье, тождественное добродетели, свобода и наслаждения, высшими из которых являются мудрость, справедливость и особенно дружба.

  В физике Э., следуя атомистическому учению Демокрита, внес в него, однако, существенные изменения: вихревое движение атомов заменяется у Э. падением, вводится понятие «веса» атомов. Особенно примечательно учение Э. о произвольном отклонении атомов от падения по прямой, обосновывавшее возникновение миров (число которых бесконечно) и свободу индивида (т. е. атома и человека).

  В борьбе с традиционным для античной натурфилософии понятием рока (см. Судьба ) Э. доходил до беспрецедентного отрицания точной закономерности небесных явлений.

  Источником знания Э. признавал ощущения и понятия, рождающиеся из повторения ощущений (prolepsis) или их предвосхищения. Критерий истины — соответствие ощущениям, происхождение которых объяснялось демокритовской теорией истечений.

  Отвергая представления народной мифологии о богах как нечестивые, Э. считал, что боги ведут блаженное и безмятежное существование в пространствах между мирами («метакосмии», или «интермундии») и не вмешиваются в жизнь миров, являя этим мудрецу образец для подражания.

  Философия Э. явилась новым этапом античного атомизма и оказала значительного влияние на позднеантичную и новоевропейскую философию.

  Соч.: Epicurea, cd. Н. Usener, Lipsiae, 1887; Opere, Torino, 1973.

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956, с. 17—98, 99—215; Гюйо М., Мораль Эпикура и ее связь с современными учениями, Собр. соч., т. 2, СПБ, 1899; Шакир-Заде А. С., Эпикур, М., 1963; Bailey С., The Greek atomists and Epicurus, Oxf., 1928; Hadsits G. D., Lucretius and his influence, L., 1935; Epikurus (Epikur). Von der Überwindung der Furcht, eingel. und übertr, v. О. Gigon, Z., 1949; De Witt N. W., Epicurus and his philosophy, Minneapolis, 1954; Hicks R. D., Stoic and Epicurean, N. Y., 1962.

  А. Л. Доброхотов.

Эпикур.

Эпикуреизм

Эпикуреи'зм, философские учения, исходящие из идей Эпикура . Основанная им в Афинах философская школа («Сад») явилась одним из самых влиятельных духовных течений в эпоху эллинизма наряду со стоицизмом — ее постоянным оппонентом в философских спорах. Наиболее известные представители раннего «Сада» (4—3 вв. до н. э.)— Метродор, Полиен, Эрмарх, Колот, среднего (2—1 вв. до н. э.) — Зенон Сидонский, Федр, Филодем из Гадары. Федр (учитель Цицерона ) и Филодем (возможно, учитель Лукреция ) перенесли Э. на римскую почву. Выдающимся достижением римского Э. явилась поэма Лукреция «О природе вещей» (1 в. до н. э.). Эпикурейская школа просуществовала до середины 4 в. н. э.

  Новое оживление и распространение Э. (особенно этики и атомистического учения) происходит в эпоху Возрождения и продолжается в 17—18 вв.; наиболее последовательно идеи Э. развивал П. Гассенди . Э. нередко получал и вульгарное толкование как культ чувственных наслаждений (в Древнем Риме, у философов Возрождения, французских просветителей).

  Лит. см. при ст. Эпикур .

  А. Л. Доброхотов.

Эпикурейская школа

Эпикуре'йская шко'ла (конец 4 в. до н. э. — середина 4 в.), материалистическая философская школа Древней Греции, основанная Эпикуром («Сад» Эпикура). См. Эпикуреизм .

Эпилепсия

Эпилепсия (греч. epilepsía, от epilambáno — схватываю, нападаю), падучая болезнь, хроническое заболевание головного мозга человека, имеющее различную этиологию и характеризующееся главным образом повторными припадками , а также постепенным развитием изменений личности. Э. — одно из наиболее распространённых нервно-психических заболеваний (по различным данным, страдает около 0,5—1% населения); начинается чаще в возрасте 10—15 лет.

  Многообразные формы Э. традиционно разделяли на 2 группы. К т. н. генуинной (идиопатичсской, эссенциальной) Э. относили случаи заболевания с неустановленными причинами. Понятием «симптоматическая Э.» объединяли эпилептические проявления как резидульные (остаточные) явления органического поражения головного мозга (например, вследствие травмы) и как симптомы какого-либо заболевания (например, опухоли, цистицеркоза головного мозга). В связи с многообразием причин Э., ряд исследователей считает более целесообразным подразделять все эпилептические припадки на эпилептические реакции (единичные приступы, возникающие в ответ на действие чрезмерных раздражителей, например интоксикации), эпилептические синдромы (эпилептические припадки при различных заболеваниях, например при опухоли головного мозга) и собственно эпилепсию (самостоятельное заболевание).

  Среди причинных факторов при Э., по мнению большинства авторов, основную роль играют патология внутриутробного развития плода и патологические роды; травмы головного мозга; перенесённые воспалительные заболевания оболочек и вещества головного мозга (менингиты, арахноидиты и арахноэнцефалиты); острые и хронические интоксикации. В развитии Э. существенную роль играет наследственное предрасположение. Об этом свидетельствуют как клинико-генетические, так и экспериментальные данные о патогенезе эпилептического припадка. Имеются генетические линии животных (мыши, крысы, кролики, обезьяны), у которых судорожные припадки возникают самопроизвольно либо вызываются каким-либо раздражителем (мелькающий свет, звук и т. п.). Т. о., эти животные отличаются повышенной «судорожной готовностью». В основе этого явления лежат, видимо, генетические дефекты обмена веществ в нервной системе. Исходный пункт возникновения судорожных «разрядов» называется эпилептическим очагом (фокусом). Он может находиться как в коре, так и в нижележащих отделах головного мозга. Начало припадка связано с одновременным возникновением в массе нейронов эпилептического очага импульсных разрядов и лавинообразным их распространением на другие отделы мозга. Однако эпилептический очаг, выявляемый электроэнцефалографическим методом, может не проявляться судорожными припадками. Следовательно, возможность распространения судорожных разрядов из очага зависит как от интенсивности возбуждения в самом очаге, так и от функционального состояния тех областей мозга, на которые они распространяются. Известно, что эпилептический припадок может быть воспроизведён, усилен или подавлен по механизму условного рефлекса.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ЭП)"

Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ЭП)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора БСЭ БСЭ

БСЭ БСЭ - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ЭП)"

Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ЭП)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.