БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ЮГ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ЮГ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ЮГ)" читать бесплатно онлайн.
Лит.: Асафьев Б., Из области югославянского народного музицирования и взаимосвязи русской и славянской музыки, Избр. труды, т. 4, М., 1955; Мартынов И., Стеван Мокраньяц и сербская музыка, М., 1958; Ямпольский И., Музыка Югославии, М., 1958; Из прошлого югославской музыки. Сб. статей югославских, музыковедов, М., 1970; Jugoslav music, ed. J. Andreis, S. Zlatić. Beograd, 1959; Andreis J., Cvetko D., Đurić-Klajn S., Historijski razvoj muzicke kulture u Jugoslaviji, Zagreb, 1962. см. также лит. при статьях Македония , Сербия , Словения , Хорватия , Черногория .
Е. И. Гордина.
XVI. Балет
Первые балетные спектакли показаны в Ю. в 18 в. итальянскими и немецкими гастрольными труппами. В 1894 в Загребе сформировался небольшой балетный коллектив под руководством О. Бартика, поставивший в 1895—1898 «Коппелию» Л. Делиба, «Жизель» А. Адана; были предприняты первые попытки постановки национальных балетов; позднее эта труппа выступала только в оперных спектаклях. После 1918 складывались постоянные балетные труппы в театрах Белграда, Любляны, Загреба. Их руководителями были русские танцовщики (Е. Полякова, Маргарита и Макс Фроманы). В 1927 был поставлен национальный балет «Пряничное сердце» К. Барановича (балетмейстер Маргарита Фроман), в 1933 — «Охридская легенда» С. Христича, в 1938 — «Чёрт в деревне» Ф. Лотки. В 30—40-е гг. часто ставились балеты, в которых использовался национальный фольклор (балетмейстеры Фроманы, Пиа и Пино Млакары, О. Хармож). После Народно-освободительной войны 1941—45 созданы труппы в Сараеве, Нови-Саде, Скопье, Мариборе и др. В Белграде работал один из ведущих балетмейстеров Д. Парлич, ныне руководитель труппы К. Обрадович: в Загребе — А. Ройе, М. Йованович, С. Павлетич. В спектаклях используются элементы национальной хореографии, ставятся одноактные балеты (часто бессюжетные) на классическую музыку, балеты композиторов разных стран, в том числе советских. С 1960 раз в два года в Любляне проводятся международные балетные фестивали. В 1947 создана балетная школа (Белград).
Лит.: Marinković Rakić В., Nikolajević R., Ballet Jougoslave, Beograd, 1958.
XVII. Театр
Театр Ю. вобрал в себя традиции искусства народов, населяющих Боснию и Герцеговину, Македонию , Сербию , Словению , Хорватию , Черногорию . После (образования в 1918 единого югославского государства театр развивался в более благоприятных условиях, хотя и испытывал трудности, связанные с реакционной политикой правящих кругов великосербской буржуазии. Повышению уровня актёрского мастерства и режиссёрского искусства способствовало творчество режиссера Б. Гавеллы, работавшего в Национальных театрах Белграда, Нови-Сада, Загреба и Любляны. Гавелла утверждал на сцене принцип ансамблевой игры; выступал также как театральный критик и педагог, близкий принципам системы К. С. Станиславского. Укреплению на сцене прогрессивных общественных тенденций помогали комедии Б. Нушича, а также пьесы Б. Шоу, Л. Пиранделло, К. Чапека, произведения советских авторов (В. П. Катаева), вводившиеся в репертуар вопреки запретам цензуры. Создавались рабочие самодеятельные и студийные театры с революционным репертуаром (например, «Пролетарская сцена» в Любляне, 1928—35, режиссер Ф. Делак). В годы 2-й мировой войны 1939—45 многие театры закрылись. Актёры — участники Народно-освободительной войны 1941—45 создавали профессиональные и любительские труппы, игравшие пьесы национальных классиков, инсценировки, пантомимы.
После образования ФНРЮ начали работать Национальные театры в столицах всех республик. В 1948 в Белграде был создан Югославский драматический театр (главный режиссер Б. Ступица, до 1970), ставящий югославскую и мировую классику, [современные пьесы, произведения русской и советской драматургии. В Загребе начал работать драматический театр «Гавелла» (с 1954). Репертуар этих театров основывается преимущественно на современной отечественной и зарубежной драме. Ведущий театр страны — Национальный театр в Белграде, который ориентируется на широкого зрителя, знакомит его с отечественной и мировой классикой, пьесами Б. Нушича, М. Глишича, современных югославских авторов М. Крлежи, М. Матковича, М. Джоковича, А. Поповича и др., произведения Ж. Ануя, Б. Брехта, Л. Н. Толстого, У. Шекспира и др. Драматическая труппа Сербского национального театра в Нови-Саде чаще ставит отечественную классику (И. Стерия-Попович, К. Трифкович и др.). Высоким уровнем исполнительского искусства отличается драматическая труппа Хорватского национального театра в Загребе (главный режиссер К. Спаич). В её репертуаре пьесы Крлежи, Р. Маринковича.
Словенский национальный театр в Любляне работает над произведениями словенской и зарубежной классики, пьесами современных словенских драматургов (Б. Крефта, М. Бора и др.). В Ю. имеются экспериментальные коллективы. В 50—60-е гг. репертуар их составляли произведения «театра абсурда», в середине 70-х гг. — современная отечественная и зарубежная сатира, произведения классиков. Среди этих коллективов наиболее значительные «Ателье 212» (Белград). С 1969 организуются интернациональные театральные фестивали. В Ю. проводятся также фестиваль «Стерийно позорье» (с 1956, Нови-Сад), Театральные встречи «Йоаким Вуйич» (с 1974, Вршац), а также международный фестиваль — «Дубровницкие летние игры» (с 1950) и Фестиваль студенческих театров в Загребе. С 1950 в Белграде, Загребе, Любляне и других городах работают научные центры, Академии театра, кино и телевидения, в которых ведётся подготовка молодых специалистов. Издаются журналы «Сцена» (с 1964, Нови-Сад), «Театрон» (с 1973, Белград). Вопросы теории и истории театра разрабатывает институт литературы и театра Югославянской академии наук и искусств в Загребе (с 1948).
Лит.: Вагапова Н. М., Театр народов Югославии. Сценическое искусство, драматургия, в кн.: История зарубежного театра, ч. 2, М., 1972; её же. Театр Социалистической Федеративной Республики Югославии, в кн.: История зарубежного театра, ч. 3, М., 1977; Гавелла Б., Драма и театр, М., 1976.
Н. М. Вагапова.
XVIII. Кино
Первые киносъёмки были произведены в 1905 фотографом М. Манаки. Кадры кинохроники последующих лет запечатлели Балканские войны (1912 — 1913), эпизоды 1-й мировой войны. Первый югославский игровой фильм — «Карагеоргий» (1910, режиссер И. Станоевич-Чича), посвященный вождю первого сербского восстания 1804—13. В период между двумя мировыми войнами предпринимались попытки наладить отечественное кинопроизводство, но все они потерпели неудачу. Полулюбительские югославские фирмы не могли выдержать конкуренции иностранных лент.
Новый этап в развитии югославской кинематографии связан с Народно-освободительной войной 1941—45. Партизанские хроникёры снимали военные операции против оккупантов, эпизоды становления новой жизни на освобожденных территориях и т. д. Первый фильм народной Ю. — «Кинохроника, № 1» (1945). В августе 1945 основаны киностудии в Белграде, Загребе, Любляне, в 1947 — в Сараеве, Скопье, в 1949 — в Подгорице (с 1952 Титоград). Звуковая художественная кинематография Ю. началась фильмом «Славица» (1947, сценарий и режиссер В. Африч) об антифашистской борьбе в Далмации. С тех пор ведущей и наиболее разработанной в югославском кино стала военно-патриотическая тема. С её воплощением связаны достижения югославского экрана: «Большой и маленький» (1956, режиссер В. Погачич), «Девятый круг» (1960, режиссер Ф. Штиглиц), «Козара» (1962, режиссер В. Булайич), «Прометей с острова Вишевица» (1964, режиссер В. Мимица), «Битва на Неретве» (1969, режиссер Булайич), «Сутьеска» (1973, режиссер С. Делич), «Ужицкая республика» (1974, режиссер Ж. Митрович) и др. В 60—70-е гг. кинематографисты обращаются к актуальным проблемам современной югославской действительности: «Лицом к лицу» (1963, режиссер Б. Бауэр), «Подопечный» (1966, режиссер В. Слиепчевич), «Дом» (1975, режиссер Б. Жижич) и др. Большое место среди национальных фильмов занимают экранизации произведений классической и современной национальной литературы: «Своего тела господин» (1957, режиссер Ф. Ханжекович), «Незаконнорождённые» (1963, режиссер И. Претнар), «Дервиш и смерть» (1974, режиссер З. Велимирович), «Поезд в снегу» (1976, режиссер М. Реля) и др. Значительных успехов достигло югославское документальное кино. Мировую известность завоевала загребская школа мультипликации (возникла в 1950). Её виднейшие представители — Д. Вукотич, Н. Драгич, Б. Довникович. С 1971 в Ю. проводится международный кинофестиваль — «Фест». В СФРЮ (1976) 12 студий художественных и 20 — короткометражных фильмов. С 1949 в Белграде функционирует Югославская кинотека. Издаются журналы «Filmska kultura» (с 1957), «Ekran» (с 1962), «Sineast» (с 1967).
Лит.: Анохин И., Киноискусство Югославии, М., 1966; Кино Югославии, М., 1978.
И. М. Райгородская.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ЮГ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ЮГ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ЮГ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ЮГ)", комментарии и мнения людей о произведении.