» » » » Журнал Прорез - Слово не стрела, а к сердцу льнет. Холодное оружие в пословицах и поговорках русского народа


Авторские права

Журнал Прорез - Слово не стрела, а к сердцу льнет. Холодное оружие в пословицах и поговорках русского народа

Здесь можно скачать бесплатно "Журнал Прорез - Слово не стрела, а к сердцу льнет. Холодное оружие в пословицах и поговорках русского народа" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Хобби и ремесла. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Журнал Прорез - Слово не стрела, а к сердцу льнет. Холодное оружие в пословицах и поговорках русского народа
Рейтинг:
Название:
Слово не стрела, а к сердцу льнет. Холодное оружие в пословицах и поговорках русского народа
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Слово не стрела, а к сердцу льнет. Холодное оружие в пословицах и поговорках русского народа"

Описание и краткое содержание "Слово не стрела, а к сердцу льнет. Холодное оружие в пословицах и поговорках русского народа" читать бесплатно онлайн.



Статья опубликована в журнале «Прорез» № 4, 2004 (№ 19).






Сказочный народец гмуры, от них по легенде люди переняли тонкости кузнечного ремесла


В российской истории не так уж много отыщется событий, породивших пословицы. Одну из самых лаконичных и ярких вызвало к жизни крещение Руси: Добрыня крести мечом, Путята — огнем. Имена не вымышленные, а подлинные. Добрыня был родным дядюшкой князя Владимира Святославовича. Путята — ближайшим сподвижником Добрыни, его военачальником. Добрыня начинал конюхом, дорос до «золотой казны учетчика» (что-то вроде княжеского министра финансов). Сначала Добрыня насаждал в Новгороде культ Перуна в качестве официального (во многом чуждого угро-финскому большинству населения города), затем в 988 г. руководил крещением новгородцев, уничтожив всех идолов, в том числе и тех, которых сам раньше устанавливал. Перуна постигла общая печальная участь — его идола «биюще железом и пихающе и вринуша его в Волхов». Новгородцам-язычникам пришлись не по вкусу подобные действия. Они восстали, «дом Добрыни разориша, имение разграби-ша, жену и неких сродник его избиша». Но восстание было обречено: толпе с дрекольем противостояли отлично вооруженные дружинники князя. Отсюда в пословице и выбор оружия — элитного меча.



Позже меч для обозначения принадлежности к высшим сословиям уступит место другим видам оружия — палашу и булаве:

Хоть нагишом, да с палашом, / При войсковой булаве, да при своей голове/ Кому булава в руки, кому костыль/ Не велик большак, да булава при нем.

Бердыш, также упоминающийся в пословицах, напротив, — оружие массовое. Ими наряду с пищалью и саблей были вооружены стрелецкие полки:

Идти в рать, так бердыш брать. Шпага, в отличие от упомянутого выше палаша, трактуется как оружие рядового состава: Солдат без шпаги хуже бабы/ Без шпаги, что без шапки (без жены).

Копье в русских пословицах обычно никого не пугает. Отношение к нему свойское, порой даже панибратское:

Копье аль решето (от игры в орлянку)/ Не копьем побивают, а умом/ Не пройми копьем, пройми языком!

Любопытно, что защитное вооружение вообще не фигурирует в пословицах. Нет ни лат, ни щитов, ни шлемов. Одно лишь наступательное оружие.

Что до врагов, с которыми сражался русский человек, то в пословицах редко встречается упоминание их национальной принадлежности. Исключение составляют разве что татары: самый страшный и жестокий неприятель, от которого житья не было целых 300 лет:

Не бьет стрела татарина/ Постой, татарин, дай саблю выхватить.

Увековечена и Отечественная война 1812 года: На француза и вилы ружье.

Вилами дворянское сословие уж точно в бою не пользовалось. И такой разновидностью копья, как рогатина, тоже, разве что изредка на охоте.

Отношение к рогатине в пословицах неизменно уважительное. Рогатина выручала русского мужика в схватках с крупными хищниками и с врагами в человечьем обличье:

Правда рогатиной торчит/ Присмирел, что волк под рогатиной/ На комара с рогатиной/ На всякую гадину есть рогатина/ Исплошили медведя рогатиной (т. е. силой).

И вот особенно выразительная, определившая особенность народного характера:

Мужик, что рогатина: как упрется, так и стоит.

Читаешь эти пословицы и представляешь, как на сборные пункты стекалась русская рать. Бояре являлись в доспехах, с дорогими булатными клинками, большим запасом продовольствия. Однодворцу броню заменял стеганый тягиляй. Вооружен он был старой дедовской саблей и засапожным ножом. В качестве оруженосца при нем состоял челядинец, тащивший рогатину и мешок сухарей. Вот так, сухарями да рогатинами и выигрывал русский человек самые кровопролитные баталии.

Сабля как вид холодного оружия прочно укоренилась на Руси после Батыева вторжения. Тогда же, по-видимому, начинают возникать и пословицы:

Идет воевать, а не хочет саблю вынимать/ И сабля остра, и шея толста (что пересилит?).

Сначала сабля была принадлежностью благородного сословия, но с XVI века стала массовым оружием. Особенно полюбили ее стрельцы и казаки.

Конкретное историческое наполнение имеет поговорка, в которой нет прямого упоминания оружия, но оно подразумевается: Еще казацка матка не умерла. Имеется в виду сабля Богдана Хмельницкого. Сам клинок — польского происхождения, его длина — 60 см, общая — 90 см. Рукоять из слоновой кости, с навершием в виде орла. Крестовина эфеса латунная. Деревянные ножны обтянуты кожей с серебряными накладками и наконечником. На обеих сторонах клинка — надписи, подтверждающие его принадлежность к личному арсеналу гетмана. Сабля хранилась в музее города Переяслава-Хмельницко-го. В 1992 году ее похитили. Спустя 10 лет она была возвращена в музей. Сабля Хмельницкого, человека, понятно, не бедного, удивляет своей скромной отделкой: ни золота, ни драгоценных каменьев. Будь она кокетливо нарядной, вряд ли окрестили бы ее казаки «маткой».

«Удар в штыки», начиная с Полтавского сражения, стал излюбленным атакующим приемом русской армии. Даже после появления пушек и пулеметов штыковой удар оставался мощным средством силового, а главное, психологического воздействия на противника. До сих пор еще можно услышать, как число бойцов считают «по штыкам». Штык пользовался популярностью у сочинителей пословиц:

Пуля дура, штык молодец/ Пулей за камнем не достанешь, а штыком из земли выковырнешь/ Руби пехоту. Вались на штык. Иди напролом!/ Не только штык, но и колос врага колет.

Штык — символ отваги, удали, патриотизма.

В разделе «Богатство-достаток» у Даля нет ни одной пословицы или поговорки с присутствием оружия. Простой народ не связывал его с понятием благосостояния. Еще любопытнее, что и в другом разделе — «Воровство-грабеж», — где топорам, ножам и прочим их родственникам, казалось бы, самое место, их нет. Значит, и татьбу народ не ассоциировал с холодным оружием, во всяком случае с клинковым. Лишь кистень вошел в фольклор как инструмент разбойничьего промысла:

Кому кистень, а кому четки/ В лесу кистенем, а в саду огурцом/ Игра — предатель, а кистень — друг (разбой вернее игры).

Кто угодно изготовит простейший кистень. Нужны гиря, цепочка или ремешок и палка. Кованое оружие — другое дело. Необходимы мастерство и талант.

Уважительное, позитивное отношение к булатному клинку возникло в незапамятные времена и нашло яркое отражение в фольклоре. Мудрый подход предков нам грех не разделить.


Примечания

1

А.И. Асов «Златая Цепь. Мифы и легенды древних славян», М. — Наука и Религия,–1998,— С 157-158


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Слово не стрела, а к сердцу льнет. Холодное оружие в пословицах и поговорках русского народа"

Книги похожие на "Слово не стрела, а к сердцу льнет. Холодное оружие в пословицах и поговорках русского народа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Журнал Прорез

Журнал Прорез - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Журнал Прорез - Слово не стрела, а к сердцу льнет. Холодное оружие в пословицах и поговорках русского народа"

Отзывы читателей о книге "Слово не стрела, а к сердцу льнет. Холодное оружие в пословицах и поговорках русского народа", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.