» » » » Владимир Баскаков - Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике


Авторские права

Владимир Баскаков - Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Баскаков - Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Институт общегуманитарных исследований, год 2004. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Баскаков - Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике
Рейтинг:
Название:
Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике
Издательство:
Институт общегуманитарных исследований
Год:
2004
ISBN:
5-88230-086-Х
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике"

Описание и краткое содержание "Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике" читать бесплатно онлайн.



Тело — это продолжение нашей психики. И воздействуя на него, мы можем добиться возвращения душевного равновесия и удовлетворенности. Эта хрестоматия, составленная одним из ведущих в мире телесных психотерапевтом Владимиром Баскаковым, может открыть вам дверь в мир гармонии и счастья

Диапазон содержания очень широк — от ставшей уже классической монографии Д. Боаделла по биосинтезу до рассмотрения темы телесности в творчестве Рене Магритта и Николая Гоголя, от танатотерапии, актерских техник и фольклорного анализа до влияния русского тела на нашу историю.

Многие новейшие методы работы с телом рассматриваются впервые.






Любое окончание, завершение как смерть. Это и deadline приема заявок на конференции и симпозиумы, и слова песни «расставанье — маленькая смерть». В архаических и ряде современных культур любой возрастной переход (взросление мальчиков, выход замуж девушек), взлеты и падения в статусе взрослых людей обычно инициируются через смерть, что смягчает, устраняет временной разрыв (9,11).



Оргазм, рассматриваемый на Востоке как «маленькая смерть» В момент оргазма колоссальный энергетический взрыв (такой же, как в момент образования зиготы при зачатии и такой же, как в момент смерти — при разделении души и тела) сопровождается страхом потери собственного Я / Self/Эго, что приводит к максимизации контакта с сексуальным партнером (уже описанный механизм «заземления» энергии чувств)

Вышесказанное позволяет положительно оценить роль смерти в жизни человека и позитивно отнестись к имеющемуся опыту работы с процессами умирания и смерти (отец П Флоренский, Р Моуди, С Гроф, Э Кюблер-Росс и др)

Танатотерапия, в отличие от имитационных практик, моделирует процесс правильного естественного умирания В ее основе — характеристики тела человека, умершего таким видом смерти (тотальное расслабление, остановка контроля сознания, предметность объектность тела, т. н. биологическое дыхание и др) Каждый те тесный прием охватывает целую область работы с телом человека и оформляется через своеобразный принцип Мы приведем лишь некоторые из приемов танатотерапии


Подготовительное упражнение

Участники семинара усаживаются в круг. Ведущий предлагает любому желающему помочь ему в демонстрации первого приема танатотерапии Для этого он просит участника группы выйти и лечь на пол на спину в центре круга. Как показывает опыт проведения многочисленных семинаров по танатотерапии — практически все изъявившие желание участники ложатся так, что ноги у них расположены рядом, а руки — вдоль туловища, причем ладонями вниз Вы же предлагаете занять позицию «звезды» ("фигуру Витрувия" Леонардо да Винчи) с ладонями, обращенными наружу


Фигура Витрувия


Почему же практически во всех случаях избегается позиция «звезды»? Все отмечают открытость и связанную с ней незащищенность человека, лежащею в такой позиции. У большинства эго ассоциируется с "опасностью лишиться, потерять" Но не учитывается другая сторона позиции звезды" — это одновременно и позиция максимального получения. В этой амбивалентности данной позиции лежит типичная ошибка и, в некотором роде, — трагедия человека, "боясь потерять — лишаешься получить". Живя (а мы действительно так в основном живем) в позиции закрытости — сколь многого мы лишаемся: информации, переживаний, энергии, красок мира. Отсюда — и главная цель телесных практик в любых системах психотерапии и эзотерических системах' помочь человеку занять в жизни позицию «звезды», сделать эту позицию максимально безопасной

Отмеченная позиция ("звезда" или "фигура Витрувия") входят в разряд т. н. реальных позиций и характеризуются максимальной амбивалентностью (максимальная отдача и получение, причем одновременно). Именно в силу этой амбивалентности, а, значит, — повышенной энергичности (чем больше «разность потенциалов» — тем сильнее ток), энергоемкости, — и звезда, и человек в позиции «звезды», и круг (круг участников семинара, где внутри круга все сидящие максимально открыты друг другу, но любой входящий извне встречает спины) — наиболее часто используемые магические символы.


1. «Театр прикосновений»

Участники группы разбиваются на пары, в которых один становится «актером», активно-действующим (от англ. act — действие), другой — «зрителем», пассивно-воспринимающим. Пассивно-воспринимающий занимает позицию «звезды» (см подготовительное упражнение). Активно-действующий усаживается рядом. Сценой такого театра выступает тело пассивно-воспринимающего. На этой сцене «актер» предъявляет разные типы контактов- игольчатые, точечно касаясь кончиками пальцев разных участков тела партнера; достаточно жесткие, надавливающие всей поверхностью ладони или кулаком; разнесенные по разным участкам тела (одновременно несколько касаний в разных местах тела партнера); разного рода «перекрытия-мосты», например, своей рукой перекрыть обе ноги партнера (См. фото).

[Фото из журнала «Столица»]

Главное условие правильности выполнения данного приема формулируется как "не спеши!" (именно так, а не, например, "делай медленнее"). Другое важное условие: вы предлагаете активно-действующим выждать некоторое время после начала выполнения приема, а не «набрасываться» на пассивно-воспринимающих. В таком случае тело «зрителя» как бы увеличивается в объеме — оно ищет первое прикосновение. Только в таком случае контакты со стороны «актеров» становятся актуальными, принятыми «зрителями».

Цель «актеров» в этом импровизированном театре тела («телесном джазе», но меткому выражению П Горобца) — удивить своих партнеров, причем, удивить постановкой «спектакля», его сюжетом, сценическими ходами. Задача пассивно-воспринимающих — одна из самых сложных: не ставить и не решать никаких задач ("чем меня касаются?","где будут касаться в следующий раз?" и др.).

Время, отводимое на это упражнение — 5–7 минут, после чего партнеры меняются ролями. Хорошо данное упражнение сопровождать музыкой медитативно-релаксационного характера.

Специальное замечание касается окончания данного и всех последующих упражнений-приемов. Когда вы просите вашего партнера закончить выполнение упражнения (причем сразу предлагаете ему не спешить, побыть еще в этом состоянии), ваш партнер, чаще всего, и за редчайшим исключением, заканчивает его стандартным и совершенно неправильным образом. Он напрягает мышцы живота и пытается из позиции лежа прямо подняться и сесть (вспоминается, что так поднималась и садилась в гробу гоголевская ведьма из "Вия"). Правильное окончание — это вначале ротация-поворот тела на бок и, только потом, подьем. Вспоминаем, что именно так поступают дети первых лет жизни, осваивая пока еще не послушное их воле тело (а значит — более объектное, пассивное, расслабленное — то тело, на достижение характеристик которого и нацелен данный прием).


2. «Телесная гомеопатия»

В этом приеме мы открываем для себя область г.н. "телесной гомеопатии" и знакомимся с одним из ключевых ее принципов — принципом малых доз и величин. Основатель гомеопатии, врач Ганеман, в работах "Organon'Y'Fragmenta de Viribus"(1805) и "Reine Arzneimittellehrc"(181t) сформулировал принцип, который применительно к танатотерапии, можно представить может быть так: минимальные по силе и амплитуде воздействия приводят к максимальным по силе чувствам и переживаниям.

В демонстрации партнер, на котором вы показываете данный прием, занимает позицию «звезды». Вы подсаживаетесь к любой из его конечностей. Первое — устанавливаете контакт. Затем, после достаточно продолжительного времени, прикоснувшись своей рукой, к примеру, к его ступне, вы начинаете плавно и очень медленно (принцип "не спеши" предыдущего приема сохраняется) надавливать и, таким образом, отводить ее в сторону.



Заметим, что в русском языке представляется трудным найти глагол, обозначающее описываемое действие и не содержащий контекст увечья (сравни: скручивать-выкручиватъ-сворачивать — мед. сворачивать ногу, смещать — мед. смещать кости и др.).

Внешним наблюдателям данное действие совершенно незаметно, тогда как пассивно-воспринимающий сразу реагирует на данный прием — прежде всего, дыханием (оно меняется), тремором «шторок» ресниц, последние отвечают в теле за контроль со стороны сознания (интенсивность тремора возрастает в связи с ростом контроля).

Время, отводимое на данный прием, не ограничено и партнеры меняются ролями после того, как выполнили цикл (хорошо воспринимается шутка, что цикл состоит из одной ноги, одной руки и одной головы).

При работе с рукой важно обратить внимание участников группы, что это вы поднимаете кисть и подводите под нее свою ладонь, а не партнер дает вам поднять его кисть. Разница колоссальная и измеряется килограммами веса руки. Это разница связана с участием контроля и активности лежащего в позиции «звезды» партнера. Вспомним, что истинную неактивность, пассивность, предметность тело занимает только после смерти (отсюда шоковость эффекта фильма А.Сокурова "Круг второй", особенно тех кадров, где тело умершего отца героя используется в этом непривычном качестве — в роли предмета, объекта, рядом положенного к другим предметам, явствам и др).

В работе с головой особое значение придается посадке активно-действующего. Она должна быть максимально устойчивой и удобной. Рекомендуется сесть у изголовья лежащего пассивно-воспринимающего с широко расставленными ногами так, что его голова оказывается между ваших ног. Руки лежащего широко раскрыты (позиция "звезды") и лежат на полу. Вы касаетесь ладонью одной из щек. Выдерживаете значительную по времени паузу (лицо — одно из ниболее табуированых мест «русского тела»). Только после этого плавно и аккуратно приступаете к надавливанию. Своим надавливанием Вы отводите лежащую голову на незначительное расстояние (нос лежащего партнера отводится не более чем на несколько сантиметров), затем Вы в таком же гомеопатическом режиме снимаете свою нагрузку и голова партнера возвращается на место Время выполнения приема — 4–5 минут на каждую конечность.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике"

Книги похожие на "Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Баскаков

Владимир Баскаков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Баскаков - Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике"

Отзывы читателей о книге "Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.