» » » » Владимир Баскаков - Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике


Авторские права

Владимир Баскаков - Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Баскаков - Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Институт общегуманитарных исследований, год 2004. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Баскаков - Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике
Рейтинг:
Название:
Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике
Издательство:
Институт общегуманитарных исследований
Год:
2004
ISBN:
5-88230-086-Х
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике"

Описание и краткое содержание "Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике" читать бесплатно онлайн.



Тело — это продолжение нашей психики. И воздействуя на него, мы можем добиться возвращения душевного равновесия и удовлетворенности. Эта хрестоматия, составленная одним из ведущих в мире телесных психотерапевтом Владимиром Баскаковым, может открыть вам дверь в мир гармонии и счастья

Диапазон содержания очень широк — от ставшей уже классической монографии Д. Боаделла по биосинтезу до рассмотрения темы телесности в творчестве Рене Магритта и Николая Гоголя, от танатотерапии, актерских техник и фольклорного анализа до влияния русского тела на нашу историю.

Многие новейшие методы работы с телом рассматриваются впервые.






Часто терапевт, чтобы повысить уровень осознавания клиента, словесно реагирует на изменения в его теле, например: "Эта мышца расслабилась прямо у меня под рукой" или "Ваше плечо только что напряглось. Что-то случилось?". Терапевт должен осторожно подбирать слова и ни в коем случае не интерпретировать. Иногда лучше просто сказать «Да» или «Хорошо» мягким, подбадривающим голосом, без оценок подтверждая, что изменение произошло, и приглашая клиента обратить внимание на сопутствующие этому изменению мысли, образы, чувства и физические ощущения. Тогда человеку легче погрузиться в бессознательное, проживая в своем роде "сон наяву". Может произойти инсайт или всплыть давнее воспоминание; иногда клиенты рассказывают о своих переживаниях в настоящий момент. Терапевт внимательно слушает, отслеживая при этом телесные реакции на сказанное и мимику клиента. Становится очевидным, осознает ли человек происходящие изменения, выстраивает ли собственные связи с личным опытом и нужны ли еще слова.

Мы зачастую выражаем свои чувства через силу или с надрывом, что вызывает напряжение во всем теле. По мере расслабления мышц «хватка» напряжения отпускает нас, и мы можем наконец ощутить наши эмоции истинно и глубоко. Иногда для выражения их приходят слова, иногда это просто глубинное переживание. Наше дыхательное пространство расширяется и на физическом, и на метафорическом уровне, поскольку диафрагма больше не зажата.

В процессе работы клиенты многое узнают о себе, открывают, что для них истинно. Новое осознание себя, а также присутствие Розен-терапевта и физический контакт с ним вызывают состояние глубокого расслабления с чувством облегчения, равновесия и благополучия. Иногда накапливаются мелкие положительные сдвиги, и клиент отмечает в какой-то момент, что обычная жизнь теперь требует гораздо меньших усилий, чем раньше.

Когда с помощью физического контакта происходит встреча двух людей, наблюдается соматический резонанс. Розен-метод предполагает осознаваемую встречу напряжений, поэтому соматический резонанс становится очень заметным. Во время работы я часто нахожусь в измененном состоянии сознания, когда общение с клиентом происходит на тонких уровнях. Моя собственная мысль или ощущение может соответствовать непосредственному переживанию клиента. Например, непонятно откуда возникший вопрос или пришедшие мне на ум слова из песни не имеют никакого значения для меня, но для клиента оказываются полными глубокого смысла.

Часто у меня рождаются те же телесные реакции, которые описывает клиент у себя. Недавно одна женщина рассказывала, что чувствует себя отвергнутой. Естественно, я хорошо понимала ее на уровне слов; но лишь позволив себе ощутить телом, что отвержение значит для меня, я смогла по-настоящему понять переживания клиентки. У меня в буквальном смысле прервалось дыхание,

плечи сгорбились, а поясница напряглась. Я почувствовала спазм икроножных мышц и поджала пальцы ног. Меня захлестнуло физическое ощущение отверженности. Конечно, наш опыт не был абсолютно идентичным, но все же он помог мне глубже понять другого человека и сделать мою работу более точной и целенаправленной. Наше общение перешло на иной уровень, и соматический резонанс углубился.

Надо сказать, что контакт путем соматического резонанса является двусторонним. Чем больше я сама расслабляюсь, тем больше меняется атмосфера, помогая расслабиться клиенту. Расслабление оказывается заразительным, как зевота. Чем глубже релаксация, тем больше резонанс. Мои клиенты и я все сильнее «настроены» на волну друг друга, мы более глубоко осознаем наш физический контакт.


1.3. Танцевальная психотерапия[3]

Для целостности человеческого существования особое значение имеют взаимоотношения тела — духа — психики. Еще Айседора Дункан считала, что танец — это выражение «духа», что он вдохновлен природой. Дух — это жизненный принцип в человеке, это принцип сознательной жизни, это посредник между телом и душой. Дункан хотела все, что может угнетать душу, высвободить через тело. Она считала, что "в теле должна обитать свободная душа". Человек будет танцевать, и тело "воскреснет после ста лет забвения цивилизацией", но не одно тело и не в войне с душой и духом, а в блестящей гармонии. В этих мыслях Дункан предчувствовала сущность танцевально-двигательной терапии (ТДТ).

К этому времени повысилось количество душевных расстройств, и уже имелись подходы, которые учитывали взаимосвязи нашей психики и экспрессии тела, искались методы использования этих идей. На этом же пути находился Станиславский (для актеров), Ж. Далькроз (для певцов). В конце прошлого века начался расцвет физической культуры. Все виды спорта и лечебных гимнастик шли по континенту из Швеции и Англии, наводняя его новыми идеями и методами; это был как бы крестовый поход против старого изречения "mens sana in corpore sana" (в здоровом теле здоровый дух). Ритмическая гимнастика и танец стали взаимозаменяемыми понятиями. Вероятно, общественная обстановка декаданса вызвала повышенный интерес к культуре тела.

Несомненно, эти «волны» способствовали вместе с различными танцевальными экспериментами тому, что XX век стал предназначен для танца во всех его проявлениях. При этом познание психосоматического, всех взаимоотношений развития тела и души не ново. Уже в 1435 году, в эпоху Ренессанса, Леон Баттиста Альберти писал, что "движение души можно познать через движение тела".

Целительная сила рук играла большую роль уже у примитивных народов, у древних египтян, в Азии, у римлян; последние имели особое название для пальцев целителя — diqitus medicus. Многие знают о знаменитом немецком враче XIX века Фридрихе Антоне Месмере, который размышлял о природном магнетизме в людях и о неопределенной силе, которая струится из пальцев и может иметь целительский эффект. Как указывает Ветхий Завет, когда на больном лежат руки благочестивого, через него проходит "святой дух". И не будет осквернением святыни, если сравнить с этим работу терапевта, который медленно совершает своими руками «чудо» с психически больными людьми, присоединяя их через ритм движения к ритму жизни.

Можно назвать наше столетие веком психологического просвещения, существенным моментом в становлении ТДТ. Движение не осуществляется за один миг, внезапно. Много камней нужно снести в одно место, чтобы построить здание. Известно, что каждый человек имеет внутри себя музыку, которую не всегда слышит. Музыка — это ритм, и каждый человек имеет определенный индивидуальный ритм, он неосознанно включен в него, и в то лее время этот ритм не остается скрытым от других людей. Мы все обладаем ясно очерченной жестикуляцией, которая характеризует наши образцы поведения, наши мысли и чувства, выражает наши реакции

Движение пришло от музыки (внутреннего ритма). Примитивные народы имели свое средство выражения — свое тело, которое «примеряло» ритмы природы и космоса.

ТДТ в США поддерживает идею первоначальных, сильнейших импульсов и обращается к необычным феноменам в развитии современного танца 40-х годов. Танец босиком, в прямом контакте с землей (возвращение к танцу первобытных людей), — он был первоначальной силой открытия внутреннего Я, он вел к возникновению чувств или состояний души. Такой танец направлен на артистическое самовыражение внутренних конфликтов человека, он ведет к устранению собственных проблем танцора, заключенных в танце.

Этот незначительный момент в развитии танцевального искусства стал подлинной отправной точкой для ТДТ. Взаимоотношения между психическими трудностями и телесным языком можно рассматривать как путь, с помощью которого естественный динамический ритм движения будет включаться как средство изменения, особенно для людей с трудностями в вербализации.

Каждая телесная форма выражения (телодвижение) может быть средством движения человеческих душ.

Мы все бегаем с маской, нашей «персоной», как ее называл Юнг, при помощи которой мы желаем презентировать себя миру, и которая одновременно служит защитой от него. Танцтерапевт интересуется людьми, которые эту защиту нашли и не могут в этом мире показать свое истинное лицо.

Движение выражает не только эмоции, оно способствует возникновению чувства благополучия или самооздоровления, так что движенческая характеристика представляет собой неизбежную реакцию чувств

Не каждый пациент принимает, признает ТДТ немедленно. По-видимому, необычность отпугивает и страшит, хотя одновременно это кажется естественным, само собой разумеющимся. Боязнь, страх и скепсис часто должны медленно преодолеваться. Бывает так, что пациенты, которые ранее были на психотерапевтическом лечении и привыкли к вербальной коммуникации с лечащим врачом, часто оказывают сопротивление. Если пациент не может принять определенный вид групповой терапии, то он все же может согласиться на общую терапию. В этом заключается важная функция терапевта: устанавливать взаимодействие и взаимовлияние с пациентом, который изолируется и некоммуникативен. Аспект выражения во многом соответствует своему социальному потенциалу. Можно надеяться, что через совместный, коллективный опыт, когда чувства выразятся в движении, у пациентов разовьется или появится чувство солидарности, принадлежности группе. Установлено, что пациенты, которые не могут переносить поведение некоторых других людей, могут терпеть его в группе, а свой страх, ярость, заботу или отвращение через движение выражают лучше. Также важно, что пациент, находясь в совместном ритмическом действии, неосознанно открывает, как он может идентифицироваться с чувствами других, причем эти чувства проявляются через движение.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике"

Книги похожие на "Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Баскаков

Владимир Баскаков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Баскаков - Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике"

Отзывы читателей о книге "Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.