Владимир Егоров - Философия открытого мира
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Философия открытого мира"
Описание и краткое содержание "Философия открытого мира" читать бесплатно онлайн.
1. Период, где общение обслуживалось на биологическом, сигнальном уровне.
2. Кинетический язык [1].
3. Устный звуковой язык, или членораздельная человеческая речь.
4. Появление сменяющих друг друга естественных языков, мифа, религии, науки, дифференциация которых продолжается поныне.
5. Открытие Н. Бором в начале XX века принципа комплиментарности (дополнительности) различных языков науки и других способов постижения человеком мира.
6. Использование искусственных языков для получения, переработки и использования информации, поступающей к нам извне. Расшифровка, переработка и использование природной генетической информации, характеризующей развитие человека и его естественной природы.
1 См.: Марр Н. Я. Избранные работы. - т. III. - № 34. - С. 99.
Биологическая сигнализация представляет собой начальный способ переработки, хранения и использования информации. Она осуществляется посредством звука, жеста, позы, взгляда, окраски и т.д. и обслуживает в более или менее совершенном виде различные животные сообщества. Человеческая звуковая речь, основной единицей которой является слово, представляет собой гораздо более совершенный вид коммуникации.
Письменная форма речи появилась на рубеже IV-III тысячелетий до н. э., она явилась более совершенной, чем устная, ибо позволила передавать, сохранять и использовать информацию более эффективно. Поэтому переход от устной к письменной речи явился переходом на качественно новый информационный уровень и означал новое качество в развитии самого человека.
Появление книгопечатания произвело очередную революцию в фиксировании и распространении информации, предопределив на столетия вперед прогрессивные изменения человека, его мышления и сознания. Создание искусственных языков для машинной переработки информации многократно усилило возможности человека, значительно продвинув вперед его познание и самосознание.
148
И, наконец, расшифровка, освоение и переработка природной генетической информации уже в XXI веке позволит продлить жизнь человека и коренным образом изменить общественные условия его жизни. Эволюция человека на основе информационно-языкового признака приобретает все большую убедительность.
И все же, на наш взгляд, не прав Л. Мемфорд, который информационную трактовку происхождения человека, связанную с возникновением языка, противопоставляет орудийной деятельности, явившейся в конечном счете материализацией его познавательной способности.
Он считает, что "возникновение языка... тонкое взаимодействие многих органов, необходимое для создания членораздельной речи, явилось намного более поразительным достижением,.. чем набор орудий труда в Египте или Месопотамии. Ибо только тогда, когда знание и практика могли бы быть накоплены в символических формах и передаваться при помощи произнесенного слова от поколения к поколению, стало возможным сохранять каждое новое культурное приобретение от разрушения течением времени... В противовес стереотипу, в котором доминировало орудие труда, данная точка зрения утверждает, что человек является главным образом использующим ум, производящим Символы, самосовершенствующимся животным" [1].
1 Мэмфорд Л. Техникам природа человека. Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986. - С. 229-230.
2.7. Человек "готовый" и человек становящийся
Как при материалистическом, так и при идеалистическом миропонимании человек представляется или верхним пределом эволюции неживого в живое, связанным в конечном счете с превращением обезьяны в человека, или результатом божественного творения. И в том, и в другом случае предполагаются известными (хотя и с разных позиций) происхождение и сущность человека.
Такой мировоззренческий подход проецирует понятие завершенности, закрытости, замкнутости и на общество. Человек представляется, говоря словами Энгельса, как "готовый человек", эволюция которого завершена с появлением человека современного типа. В этом случае за основу принимаются не существенные, а внешние (морфологические) признаки. "Есть основания думать, - пи
149
шет Н. Н. Моисеев, - что наш общий предок - кроманьонец, уже 30-40 тысяч лет тому назад не только физиологически был таким же, как современный человек, но и возможности его мозга вполне сравнимы с возможностями современного человека... Начиная с предледниковой эпохи, интеллект индивидуума практически перестал развиваться" [1]. Другими словами, эволюция на "готовом" человеке завершается. Такое понимание природы и человека соответствует классической науке.
1 Моисеев Н. И. Информационное общество, как этап новейшей истории. Информация и самоорганизация. - М., 1996. - С. 4-5.
С позиций же постнеклассического научного знания и вытекающей из него открытости мира, незавершенность развития человека, продолжение его эволюции являются отправными мировоззренческими положениями. Прежде всего отметим, что термин "эволюция" употребляется в двух смыслах: во-первых, как понятие, тождественное развитию, развертыванию, и, во-вторых, для обозначения характера развития: поступательного в отличие от скачкообразного. С позиций этого подхода понятия эволюционного и революционного характеризуют линейное развитие, в то время как нелинейное осуществляется принципиально иным образом, когда направление последующего развития не может быть предсказано заранее и зависит от крайне незначительных и случайных коллективных и индивидуальных флуктуаций. Именно поэтому новое качество здесь достигается не путем непрерывного прогресса, а путем образования новых диссипативных структур, отличительный признак которых - растущее усложнение организации и снижение энтропии. Это относится и к происхождению, и развитию человека.
В этом случае новое качество появляется как результат выбора одного из возможных направлений, которые коренным образом изменяют не только направление общественных преобразований, но и саму сущность человека.
В настоящее время мозг человека используется лишь на 10%. Следовательно, резерв огромен. Но только ли в резерве мозга заключены резервы человека? Развитие человека как развитие его разума предполагает прежде всего интегративное использование обоих полушарий головного мозга для наиболее эффективной реализации стратегий мышления (логико-вербальной и образной). В нынешних условиях упование в основном на рациональное научное
познание ведет к тому, что однобоко развивается одно из полушарий мозга, а это не может не сказываться на эффективности постижения мира.
150
В этом процессе необходимо интегрировать науку, философию, искусство, религию и мифологию. Кроме того, должны быть целенаправленно освоены и использованы различные иррациональные и "запредельные" формы человеческого познания, связанные с освоением мира. Этот переход имеет качественный характер, так же, как и более ранний переход от господства мифологического восприятия мира к религиозному, а затем от него - к научному. Кризис научного мышления является показателем того, что достигнута (или достигается) точка, которая предполагает смену господствующей формы мышления и интеграцию различных способов мышления и постижения мира. Это может опираться на изменение самой естественной основы.
Если согласиться с тем, что человек продолжает развиваться, что лежащее в основе многих общественных теорий представление об определяющей роли общества по отношению к человеку оказывается явным заблуждением. А именно это имеет место, если человек рассматривается как "готовый", ибо в этом случае он превращается в функцию общественных отношений. Наиболее характерным в этом смысле является положение о том, что сущность человека представляет собой совокупность общественных отношений. В большинстве общественных теорий индивидуализм или коллективизм общественного строя даны как единственно возможные варианты развития, что отражено еще в аристотелевской и платоновской философских традициях.
Поэтому новое обществознание должно исходить из приоритета человека. Форма общества, покоящаяся на принципах постнеклассической науки, не может представлять собой некий "третий путь", то ли в качестве конвергенции известных социальных систем капитализма и социализма, то ли в виде какой-либо иной общественной формы. Последняя так или иначе будет общественной формой, стоящей над человеком, и в этом качестве не может выйти за пределы индивидуализма и коллективизма. Подход, основанный на идее развивающегося человека, исходит из господства разума, а не силы, и не может определяться той или иной формой присвоения.
151
Развитие человека - это развитие его главного существенного признака разума. Представление о развитии человека как о развитии его разума не вписывается ни в материалистическую, ни в идеалистическую концепцию. В материалистическую - потому, что исходит из идеального, в идеалистическую потому, что развитие человеческого разума рассматривается как функция развития природы, ее самопознания и самосознания, а не как результат божественного творения.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия открытого мира"
Книги похожие на "Философия открытого мира" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Егоров - Философия открытого мира"
Отзывы читателей о книге "Философия открытого мира", комментарии и мнения людей о произведении.