» » » » >Юрий Николаевич Давыдов - Куда пришла Россия? Статья первая.


Авторские права

>Юрий Николаевич Давыдов - Куда пришла Россия? Статья первая.

Здесь можно скачать бесплатно ">Юрий Николаевич Давыдов - Куда пришла Россия? Статья первая." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Куда пришла Россия? Статья первая.
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Куда пришла Россия? Статья первая."

Описание и краткое содержание "Куда пришла Россия? Статья первая." читать бесплатно онлайн.








4. Античный капитализм и "новый русский"


Итак, основное и бросающееся в глаза отличие первого из рассмотренных выше "типов хозяйственной организации" [2, с. 8] от второго М. Вебер связывает с тем фактом, что античность не знала промышленности в современном техническом, социологическом и экономическом смыслах этого слова, а значит, и не располагала таким мощнейшим орудием и средством образования и приумножения капитала, какой имеет в своем распоряжении современный капитализм. Потому этот последний и является, прежде всего и главным образом, высокопродуктивным индустриальным капитализмом, по сравнению с которым первый является скорее потребительским, если не паразитическим. "Среди составных частей капитала, - писал М. Вебер, имея в виду античный капитал - разумеется, отсутствуют все те средства производства, которые созданы техническим развитием последних двух столетий и составляют нынешний "постоянный капитал"... Среди способов эксплуатации капитала отступает на задний план помещение капитала в промышленность и, в частности, в "крупные производства" в области промышленности; напротив, прямо доминирующее значение имеет в древности один способ эксплуатации капитала, который в настоящее время по своему значению совершенно отступил на задний план: государственный откуп" [3, с. 19]. (Речь идет об откупе налогов, государственных должностей, выгодных заказов, привилегий и т. п.).


Нам еще предстоит в дальнейшем специально вернуться к этому утверждению М. Вебера, которое совершенно справедливо по отношению к современному западному капитализму, однако вызывает серьезные сомнения применительно к нашему "новому русскому". А пока обратим внимание на первое же более широкое определение, какое он дает античному капитализму (в частности, и в связи с тем, какую роль играл тогда этот самый "государственный откуп"): "политический" капитализм, т. е. капитализм, связанный своей пуповиной с фискальной политикой государства. Речь идет об "архаической" разновидности государственного капитализма (очень напоминающей нашу теперешнюю), когда государственная власть, отказываясь от части "своей" (у нас она считалась общенародной) собственности в пользу капиталистов (у нас их обычно называют "олигархами"), систематически "подкармливала" их, держа на коротком поводке.


Однако такое положение дел сохранялось, как правило, лишь до тех пор, пока "заматеревший" младенец не становился достаточно сильным для того, чтобы не просить, а властно требовать государственной "подпитки", диктуя властям свои собственные правила финансово-политической игры как внутри страны, так и за ее пределами. Тем самым капиталисты фактически "откупали" теперь у государства уже не те или иные отдельные привилегии и "хлебные" должности, а саму его власть: право принимать общеполитические решения. Так возникала ситуация непримиримой борьбы за власть между государством и - им же и вскормленным - "архаическим" капитализмом. Борьбы, которая, как утверждал М. Вебер (солидаризировавшийся в этом отношении с Т. Моммзеном и Э. Майером), определяла в античной истории гораздо большее, чем можно было бы предположить.


Таков смысл словосочетания "политический капитализм" - одного из первых веберовских понятий, объединяющих два ранее разъединенных измерения общественной жизни - экономическое и политическое, какое употребляет М. Вебер для того, чтобы противопоставить непромышленный "архаический" капитализм современному индустриальному. При этом он не упускает случая подчеркивать, что "хозяйственная деятельность" привилегированной страты "откупщиков", задававшая модель капиталистической деятельности античного типа, "не была еще ориентирована в первую очередь ни на рациональное использование капитала посредством внедрения его в производство, ни на рациональную капиталистическую организацию труда" [2, с. 80].


Но, кроме того, что у нас обычно называют в подобных случаях "государственной кормушкой", в античности существовали, как существуют и в наше время (в особенности в условиях "нового русского" капитализма), также и другие непромышленные источники накопления и приумножения капитала, к которым тут же присасывались (и присасываются) также предприниматели соответствующей - непроизводительной - ориентации. Их "хозяйственную деятельность" М. Вебер квалифицирует, подчас, как "докапиталистическую" в широком смысле, желая противопоставить ее высокопродуктивной деятельности в условиях промышленного капитализма, предполагающего совершенно иные, чем в античности, способы накопления и приумножения капитала. Они лишь отчасти вступают в "мирное сосуществование" с прежними (традиционными), но гораздо чаще утверждают себя, преодолевая их ожесточенное сопротивление, что уже на первых этапах развития современного капитализма вызывало (и до сих пор вызывает) более или менее острые общественно-политические конфликты между ним и "архаическим" типом капиталистического предпринимательства. Согласно М. Веберу, этими конфликтами, острота которых каждый раз определялась соотношением противоборствующих сил, отмечена вся история становления и последующей эволюции современного капитализма.


5. Типичные социальные фигуры архаического и "нового русского" капитализма


Чтобы разобраться в них, вспомним, какие социальные фигуры, персонифицирующие два столкнувшихся типа капитализма, фактически противостояли друг другу на протяжении этой истории. Ведущие социальные фигуры капитализма современного западного типа нам хорошо известны. Но о соответствующих персонажах античного капитализма мы еще не говорили специально. Теперь настала очередь сказать и о них, сопоставив их с функционерами нашего "нового русского" капитализма. Такое сопоставление представляется для нас более целесообразным, поскольку оно, во-первых, находится на основной линии нашего сюжета, а во-вторых, позволяет конкретизировать веберовскую постановку вопроса о взаимоотношении двух типов капитализма в условиях современности применительно к специфическим реалиям постсоциалистической эволюции России.


Характеризуя "архаический" капитализм с помощью перечисления социальных фигур, персонифицирующих его, М. Вебер называет "существующий во всем мире в течение трех тысячелетий - в Китае, Индии, Вавилоне, Древней Греции, Риме, Флоренции и в наше время - капитализм ростовщиков, военных поставщиков, откупщиков должностей и налогов, крупных торговых предпринимателей и финансовых магнатов" [3, с. 118]. Здесь, - а речь идет об одном из примечаний к новому изданию "Протестантской этики", - на первом месте стоят уже не откупщики, как в работе об аграрной истории древнего мира, но именно ростовщики. И это выведение их на передний план, пожалуй, еще больше отвечает веберовскому желанию подчеркнуть паразитарную природу "архаического" капитализма (напомним, рабовладельческого по своему происхождению и той роли, какую играло рабовладение среди первоначальных разновидностей капиталистической собственности), его изначальную "дистанцированность" от сферы продуктивного применения капитала.


Говоря о "капитализме ростовщиков", М. Вебер имеет в виду его органическую связь с торговлей деньгами. Разумеется, крупными, отдаваемыми "взаймы" государству (или тем, кто персонифицировал его в каждый данный момент) под немалые проценты. Этот вид крупнокапиталистической деятельности заставляет здесь вспомнить (кроме всего прочего) о той, что совсем недавно практиковалась у нас на "рынке ГКО" - государственных краткосрочных обязательств, которые продавались "денежным людям" (или "структурам") под проценты, поражающие своими размерами даже видавших виды западных наблюдателей. Роль античных заимодавцев играли в нашей стране либо очень богатые и близкие к "властям предержащим" (а потому хорошо осведомленные о закулисных "правилах финансовой игры") российские ростовщики новой формации, либо так называемые "нерезиденты".


Другую преобладающую разновидность "архаической" капиталистической деятельности, особо выделенную М. Вебером, упомянувшим на втором месте "военных поставщиков", мы могли бы и опустить, поскольку она, что называется, "имеет место" и в условиях современного промышленного капитализма. Однако следует иметь в виду, что в античности эта деятельность развертывалась в условиях отсутствия промышленных источников "добывания" капитала, заменяя их и тем обеспечивая ей первостепенную роль в формировании и функционировании "архаического" капитализма. А кроме того следует учесть, что у нас военные поставки (например, в период недавней "русско-чеченской войны", развязанной в пределах одного и того же государства) имели своим источником не развитие, а наоборот, развал военной промышленности, разбазариваемой направо и налево в условиях хаотической "демилитаризации" нашей страны, усугубляемой целенаправленной "прихватизацией" ее собственности. Так что в конечном счете и здесь "военные поставщики" имели столь же благоприятные (если не более, учитывая несоизмеримые масштабы вооружений) условия для своих - "политико-экономических" - авантюр, как и их архаические предшественники, шустрившие в условиях античного "авантюристического капитализма" (так не раз называл его сам М. Вебер). Если же прибавить к этому возрастающую день ото дня потребность в оружии "криминальных структур", в связи с чем неуклонно (и скачкообразно) растет его - и без того фантастическое - количество, находящееся в "теневом" торговом обороте, то можно с уверенностью заключить, что нелегальные "военные поставщики" сыграли (и продолжают играть) в формировании и последующей эволюции нашего "нового русского" капитализма, так похожего на "архаический", ничуть не меньшую роль, чем те, которых упомянул М. Вебер в приведенном фрагменте.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Куда пришла Россия? Статья первая."

Книги похожие на "Куда пришла Россия? Статья первая." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора >Юрий Николаевич Давыдов

>Юрий Николаевич Давыдов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о ">Юрий Николаевич Давыдов - Куда пришла Россия? Статья первая."

Отзывы читателей о книге "Куда пришла Россия? Статья первая.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.