Д.В. Орлов - Акваланг и подводное плавание
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Акваланг и подводное плавание"
Описание и краткое содержание "Акваланг и подводное плавание" читать бесплатно онлайн.
Контроль за параметрами погружения необходим для правильного расчета декомпрессионного режима на всплытии. Если у вас есть компьютер — нет проблем, он сам напомнит о себе звуковым сигналом, покажет все нужные параметры и рассчитает время подъема, глубину и продолжительность декомпрессионных остановок.
Если компьютера у вас нет, придется поработать самим: четко фиксировать пройденные глубины и время, проведенное на них, собрав данные в профиль погружения — обычную диаграмму одного или нескольких повторных погружений (рис. 4.57).
Несмотря на то, что профиль погружения обычно запланирован еще на поверхности, под водой нередко приходится менять планы по различным причинам — особенно, если место не изучено заранее. В этом случае следует четко представлять себе профиль погружения, чтобы не ошибиться при расчете режима всплытия по таблицам. Можно выделить несколько наиболее обычных профилей погружения (рис. 4.58).
1. Вертикальный спуск на дно — плавание над более-менее ровным дном — вертикальный подъем. Расчет режима всплытия и возможных остановок — классический, без усложнений и поправок.
2. Вертикальный спуск на дно — выход на поверхность по наклонному дну. Наиболее грамотный, удобный и безопасный профиль.
3. Опускание по наклонному дну — вертикальный подъем. Весьма распространенный профиль, но не самый лучший, поскольку насыщение азотом тканей происходит долго исподволь, а на остановках в процессе всплытия приходится тоскливо пускать пузыри в толще воды.
4. Спуск и подъем по склону берега. Распространенный и удобный профиль, при котором все необходимые действия и остановки производятся на дне — незаметно и в гармонии с общим ходом погружения.
5. Вертикальный спуск и подъем вдоль скалы или крутого свала. Этот профиль требует хорошей подготовки, мастерского умения работать с компенсатором, поскольку в течение всего погружения подводник пребывает во взвешенном состоянии над пучиной.
6. Вертикальный спуск с последующим подъемом на мелководную платформу. Это наиболее грамотный подход к исследованиям вертикальных склонов и скал, так как после запланированного пребывания во взвешенном состоянии вынужденные остановки производятся на мелководном дне и не грозят падением на большую глубину в случае потери нейтральной плавучести.
7. Так называемый зубчатый профиль, включающий неоднократные спуски и подъемы над неровным скалистым дном. Подобных профилей лучше избегать, поскольку они повышают риск ДБ.
8. Профиль повторных погружений есть совокупность одиночных профилей с отметкой о продолжительности времени, проведенного на поверхности. Погружения считаются повторными, если совершаются до полного рассыщения тканей подводника азотом. Временной интервал, в течение которого следующее погружение будет повторным, обусловлен параметрами (максимальной глубиной и продолжительностью) предыдущего.
9. Обратный профиль, который заключается в повторном погружении на большую глубину, нежели предыдущее, является нарушением техники безопасности и способствует развитию ДБ.
Профиль погружения чрезвычайно важен не только по причинам медицинским, но и в силу зависимости аквалангиста от факторов окружающей среды — таких, как гидродинамика, приливно-отливные течения, погодные условия. Например, течения способны доставить немало неприятностей, но для тех, кто погружается у вертикальных склонов над большой глубиной, особенно опасны, поскольку могут отнести подводника от суши. Приливно-отливные течения способны вынести подводника с мелководной платформы, куда он выбрался для декомпрессионных остановок. Ветер и поднявшееся волнение превращают пребывание среди мелководных рифов в сущее мучение. Важное значение имеет грамотное планирование, учитывающее все возможные форс-мажорные ситуации, но об этом — отдельный разговор (см. главу 4.7).
Всплытие на поверхность
В любом погружении наступает момент, когда надо прощаться с подводным миром и подниматься наверх. Бездекомпрессионные погружения следует немедленно завершать, когда манометр показывает, что давление в баллонах понизилось до 50 атм., или когда возрастающее сопротивление дыханию вынуждает открыть резерв. Время завершения погружений с последующей декомпрессией следует вычислять заранее по таблицам, чтобы запаса воздуха в акваланге хватило бы на все необходимые остановки. Погружение также необходимо срочно заканчивать в ситуациях, когда жизнь или здоровье аквалангиста или его партнеров подвергается опасности:
• подводнику или его партнеру нехорошо: мутит, тошнит, кружится голова, боли в животе, зубная боль, озноб и т.д.;
• замерзание делает невозможным дальнейшее пребывание под водой;
• у партнера запас воздуха на исходе;
• с поверхности получен сигнал с требованием о всплытии;
• чувствуется приближение азотного опьянения;
• рядом появились опасные животные, перед которыми подводник испытывает страх;
• партнер или партнеры исчезли из зоны видимости;
• аквалангисту просто хочется наверх — к солнцу и теплу;
• возникла аварийная ситуация.
Перед всплытием партнеры должны сблизиться вплотную и обменяться соответствующими сигналами. Взяв в руку инфлятор, начинают подъем легким надуванием КП или, если это происходит на мелководье, на ластах. Если баллоны с резервом, пусть в них еще достаточно воздуха, все же следует открыть резервный вентиль перед началом всплытия, поскольку сделать это в толще воды значительно труднее. По мере всплытия, объем воздуха в КП или сухом костюме начинает расширяться, и потребуется активно стравливать из КП воздух, чтобы не потерять контроль над скоростью подъема. Бесконтрольное выбрасывание на поверхность грозит декомпрессионным заболеванием и баротравмой легких. Безопасная скорость всплытия не должна превышать 18 м/мин. При отсутствии компьютера, писком напоминающего о необходимости замедлить подъем, ориентируются по собственным мелким выдыхаемым пузырькам, стараясь при нормальном всплытии их не обгонять. На декомпрессионных остановках или остановках безопасности подводники зависают на время, определенное по таблицам или согласно показаниям компьютера. В процессе всплытия следует смотреть вверх — в направлении движения, медленно вращаться вокруг оси и ни в коем случае не задерживать дыхания.
Партнеры постоянно находятся рядом, поддерживая визуальный контакт и общаясь при помощи сигналов, готовые придти друг другу на помощь в случае неожиданной потери контроля над плавучестью одного из них. При всплытии каждый вытягивает правую руку вверх (левая рука на инфляторе), чтобы не удариться головой о днище лодки и предупредить проходящие суда и катера о своем появлении. Перед выходом на поверхность внимательно посмотрите наверх — нет ли над вами катера или другого предмета, а также для определения степени волнения на море, которая нередко меняется за время погружения. Хорошая спокойная погода при входе в воду и шторм, дождь, гроза и ветер на выходе — явление вполне обычное. Увидев еще снизу пенные волны, нужно морально подготовиться к сложным условиям пребывания на поверхности, возможной потере страхующего судна из виду и, может быть, даже взяться за руки, чтобы волны и ветер не раскидали партнеров в разные стороны.
Выход из воды
Оказавшись на поверхности, следует подать соответствующий знак — ОК или ЧП — страхующему водолазу на судне, надуть КП или сухой костюм так, чтобы они надежно держали на поверхности. Если волны и течение разнесли партнеров, следует снова собраться вместе и начинать процедуру выхода из воды, сценарий которой зависит от условий погружения и типа страхования на поверхности.
Если погружение производилось рядом с берегом, подводники плывут к нему и выходят на сушу. Если место защищено, и погода спокойная, проблем обычно не возникает: надо спиной вперед выйти из воды, снять ласты и двигаться к месту переодевания. Если же на пути полоса прибоя, нужно быть очень осторожным.
В некоторых местах практикуется подход судна к дрейфующему подводнику, а не последнего к стоящему на якоре кораблю. Иногда же приходится плыть к судну или ближайшему берегу по морской поверхности, покрывая длинную и утомительную дистанцию с дыхательной трубкой — это, кстати, достаточно веская причина для поддержания себя в хорошей физической форме. При выходе в лодку или в катер сначала необходимо подать страхующему водолазу ценные вещи (фото- или видеокамеру, собранный материал или найденное сокровище), затем снять и передать ему акваланг, грузовой пояс и уже после этого забраться в лодку — желательно с кормы, чтобы ее не опрокинуть. Партнеры помогают друг другу раздеваться в воде, особенно если выход осложнен сильным течением или волнением, которые могут отнести лодку от подводника, снимающего комплект и поэтому неспособного держаться за борт. Низкая температура воды, при которой пальцы теряют обычную гибкость и коченеют, делает помощь партнера при снятии комплекта особенно необходимой.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Акваланг и подводное плавание"
Книги похожие на "Акваланг и подводное плавание" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Д.В. Орлов - Акваланг и подводное плавание"
Отзывы читателей о книге "Акваланг и подводное плавание", комментарии и мнения людей о произведении.