Александр Лукьянов - Черная пешка

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Черная пешка"
Описание и краткое содержание "Черная пешка" читать бесплатно онлайн.
«Чёрная пешка» — повесть в жанре научной фантастики, описывающая устройство Островной империи планеты Саракш. Служит апокрифом к роману Стругацких «Обитаемый Остров», вариантом развития событий, предложенным взамен обещанного А. и Б. Стругацкими, но так и ненаписанного романа «Белый Ферзь».
Автор: А. Лукьянов.
Вместо привычного читателям Стругацких Максима Каммерера на сцену выходит новый (неизвестный по романам Стругацких) герой, «чёрный» прогрессор Всеслав Лунин, резко контрастирующий с «белым» (т.е. деструктивным, согласно символике повести) Каммерером. Имевший некоторый опыт работы на Саракше, но впоследствии отошедший от дел, герой внезапно разрабатывает собственную программу внедрения в Островную империю и заставляет КОМКОН её принять. Лунин первоначально действует в паре со Львом Абалкиным (деятельность которого в Островной империи упоминается в повести Стругацких Жук в муравейнике), однако после натурализации на Архипелаге пути двух прогрессоров расходятся навсегда. Погружённый в изучение кастово-фашистского режима империи, герой выявляет его эффективность по сравнению с опустошённым войнами Материком. Выгодное впечатление на Лунина производит отсутствие в империи знакомого по фашистским режимам Земли расизма (из-за антропологической однородности Саракша). Невзирая на очевидное нервное истощение и предостережения из КОМКОНа, Лунин упорно продолжает свои исследования и эксперименты на туземной цивилизации, постепенно превращаясь из агента Земли в гражданина Островной империи. В финале повести прогрессор передаёт в КОМКОН собранные материалы, возвращается на Архипелаг и пресекает попытки вмешательства Земли в его дальнейшую судьбу. Повесть, снабжённая цифровыми иллюстрациями и претендующая на гипертекстовость, изобилует реминисценциями и цитатами из творчества Стругацких. Некоторые эпизоды представляют очевидные аллюзии и политическую сатиру по поводу постсоветской действительности, параллелью к которому изображается распад «страны Отцов» на Саракше. В дополнительных материалах к повести содержится "Энциклопедия Саракша" - попытка описания реалий планеты, оставленных "за бортом" произведений Стругацких. Над энциклопедией также работали В. Баканов, Ю. Долотов, П. Дронов, Р. Ибатуллин, С. Казаков, С. Осокин, В. Стоякин, Т. Усеинов и др.
Внимание - это всего лишь текстовая основа электронной книги. Разумеется, она проигрывает полному варианту - с видео- и аудиовставками и иллюстрациями. Кроме того, DVD -версия снабжена электронной "Энциклопедией Саракша", не уступающей по объёму "Пешке". Заинтересовавшимся можно обращаться:http://www.univer.omsk.su/foreign/lukianov/3/3.html и [email protected]
Моральные нормы для деструктора играют ту же роль, что камуфляжная униформа для солдата. Они позволяют действовать применительно к окружающей обстановке. Деструктор либо пес, сражающийся за правое дело и защищающий родную ферму, либо волк, свирепо разбойничающий в округе. «Белые» вписывают в графу «Кто» индульгенции на хищничество, либо: «борцы за», либо: «борцы против». Но всегда – борцы. Вот, собственно, и все. Остальные нормы ситуативны и относительны. Разрешается ли лгать? Своим - нет. Можно ли убивать? Своих – нельзя.
«Белый» индивидуализм допускает неустойчивые объединения «братьев по борьбе», но они крайне редко становятся коллективами единомышленников или сотрудников, чаще - корпорациями соратников. И это неудивительно: для «белого» сосед выступает в качестве потенциального соперника. Впрочем, в Империи отношения деструкторов с креаторами – покровительственно-уважительные, с аккумуляторами – покровительственно-снисходительные, с деструкторами – заинтересованно-настороженные. Угодить на Казхук за уничижительные высказывания типа «черные мозгляки» или «желтая штатская мелочь» для гражданина Белого Пояса – недопустимый позор. Лучше застрелиться. Впрочем, такого, кажется, и не бывает вовсе…
«Белые» не считают семейные отношения сколь-нибудь значимыми. В самом деле: «На что козаку баба?» О детях и говорить нечего, они рассматриваются как ненужная обуза не только мужчинами-деструкторами, но и женщинами. Любовь же понимается, прежде всего, как сугубо физиологическое влечение.
Деструкторы любят и умеют отдыхать. Притом досуг их они не менее активен и деятелен, нежели боевые будни. Если уж отдых, то разгульный, до изнеможения.
«Белые» - скорее количественные, чем качественные потребители материальных и духовных благ. К изысканной еде равнодушны, но пустого желудка не терпят из соображений: «Бак танка должен быть полон». Алкоголь ценят как антидепрессант и допинг. К одежде подходят с практических позиций: удобство, прочность, чистота, место для знаков различия. Отсюда и приверженность к униформе. Понятно, что мода в этом случае приобретает своеобразные формы. Так, лет с десяток назад у десантников, получивших три тяжелых ранения, появился обычай пришивать к кителю белый подворотничок голубой ниткой. Садятся на гауптвахту после проверок, но продолжают подшивать.
Разумеется, «белые"» не создают художественных ценностей вроде литературных произведений, картин или кинофильмов (альбомы фотографий морских пехотинцев или непристойные частушки в счет не идут). Но многие из них посещают библиотеки, становятся постоянными кино- и телезрителями. К числу излюбленных зрелищ деструкторов относятся спортивные состязания. Более азартных болельщиков, пожалуй, не сыскать. Крупные стадионы в Белом Поясе соседствуют с множеством мелких тренировочных залов, где усердно занимаются и соревнуются тысячи и тысячи. Спорт это заточка оружия, которым является организм. Есть и спортпрофессионалы, но для большинства спорт – тренировка мускулов.
Подведу итоги.
Стоит ли считать Островную Империю уникальным государством, которого на Земле не было? Да. Но не было не по зависящим от землян обстоятельствам - на Земле не было географического объекта, подобного саракшианским Архипелагам. Стоит ли считать Островную Империю уникальным государством, которого на Земле не могло быть ни при каких обстоятельствах? Нет! Осмелюсь напомнить, что одним из основных инструментов при исследованиях земных психологов является отнесение обследуемых к одному из трех психотипов.[13]
Островная империя обеспечивает всем гражданам достаточно высокий уровень материального комфорта и ощущение стабильности. Безусловно, одни живут чуть лучше, другие – чуть хуже, однако каждый обеспечен жильем, никто не боится завтра остаться без куска хлеба. Основные («биологические») потребности людей полностью удовлетворены, в каком бы Поясе островитянин не жил. И все-таки, как гласит старинная земная мудрость «не хлебом единым жив человек». Если индивид сыт, согрет, одет и не должен каждый день вести изматывающую борьбу за существование, то вот тут-то и начинают особенно ярко проявляться признаки принадлежности его к определенному биосоциальному типу. Для креатора биосоциальные потребности заключаются в том, чтобы иметь все возможности для работы. Труда не ради денег или социального статуса, а прежде всего - для личного удовольствия. А для «белого каинита» главный смысл жизни заключается в том, чтобы унижать, насиловать и убивать других людей. Если бы имперское общество, подобно многим другим, не позволяло реализовать биосоциальные потребности (например, наказывало преступников за воровство и убийство или налагало какие-то цензурные ограничения на творчество писателей и художников), то эти индивиды ощущали бы себя несчастными и недовольными существующим положением. А значит, представляли бы угрозу для общественного спокойствия независимо от своего характера, воспитания, социального статуса, материального благосостояния[14]. Островитяне смогли снять практически все возможные социальные конфликты за счет разделения всех граждан на три Пояса. И вот креаторы не мешают аккумуляторам жить размеренной спокойной жизнью, поскольку занимаются у себя в Черном поясе общественно полезной деятельностью, которая является смыслом их существования. А деструкторы, которым существование в Желтом Поясе кажется скучным и пресным, которые любят опасности и приключения, не станут без толку рисковать своей жизнью прыгая по крышам электричек или лазая по канализациям, а отправятся прямиком в Белый Пояс, где приключения и фонтаны адреналина им обеспечены. Ну а теперь скажите - зачем индивиду стремиться в «чужой» Пояс, если он уже нашел свое истинное призвание и не желает для себя другой участи?
конец документа
-Незачем!- решительно сказал Всеслав, вертя в руке свой паспорт в черной обложке.
[1] Личный архив Джеральда Ли
[2] Позволю себе здесь отступить от темы. За все время пребывания в Империи мне ни разу не довелось столкнуться с понятием «государственная тайна». (Естественно, с тайной государственных масштабов нельзя отождествлять стандартный режим закрытости, распространенный на многие объекты Белого Пояса, ограничение допуска к документации стратегического характера и тому подобные само собою разумеющиеся в армии явления.) Более того, подавляющее большинство островитян совершенно не сомневаются в том, что никаких секретов от рядового гражданина Империя держать просто не может. Между тем, как факт находки в Ущелье Ужаса «батареек заводного чертика», кажется, никому, кроме особо посвященных не известен. Их использование в качестве основной детали детекторов биосоциальной принадлежности, похоже, также не комментируется так что даже сами техники, обслуживающие аппаратуру, убеждены в местном происхождении «батареек».
[3] Напомню, мой дед при обследовании его в фильтрационном лагере сознательно «запустил картинку» в ДБСП. (Сяо Жень)
[4] Рекомендую всем желающим великолепное произведение бр.Стругацких в жанре юмористической сказки "Понедельник начинается в субботу" в которой великолепно описан мир земных креаторов средины 20 века – вымышленный научно-исследовательский институт чародейства и волшебства (НИИЧАВО). "Сказка – ложь, да в ней намек" – типичные представители креативной группы общества выписаны необыкновенно ярко (Сяо Жень)
[5] А как насчет Геннадия Юрьевича Комова? Вивисекцией он, правда, не занимался, но в остальном… А как вам колоритный Кристобаль Хозевич Хунта из вышеупомянутой сказки "Понедельника"? (Сяо Жень)
[6] Таким был, например, блестяще описанный братьями Стругацкими легендарный звездолетчик начала 21 века Алексей Быков (повести "Страна багровых туч", "Путь на Амальтею", "Стажеры") (Сяо Жень)
[7] По-моему, тут дед допустил ошибку, Солженицына звали не то Антоний, не то Алексий Евсеевич (Сяо Жень)
[8] На деле же толпой не только не сложнее, но, напротив, гораздо проще манипулировать и толпа не менее уязвима, чем индивид (Сяо Жень)
[9] Я бы отнесла к ней также блестяще описанных бр. Стругацкими известного планетолога начала 21 в. В.Юрковского, Максима Каммерера, Льва Абалкина, а также вымышленного ими Рэдрика Шухарта из "Пикника на обочине" (Сяо Жень)
[10] 14%+6%=20% (Сяо Жень)
[11] А.Ноймайр. Портрет диктатора. (GPI:\\S15-Literature-Sociology\N\Neumayer\13\p44)
[12] См. БВИ. А.и Б. Стругацкие. Обитаемый остров (GPI:\\S15-Literature-Historical\S\Strugacky\53\p96) (Сяо Жень)
[13] !!! (Сяо Жень)
[14] Мне вспомнились "Хищные вещи века" братьев Стругацких. Там описано типичное "общество потребления" последних десятилетий буржуазной эпохи. Оно обеспечило материальный комфорт всем гражданам. И сколько же у этого общества возникло проблем! А больше всего проблем доставляли именно люди, по своему биосоциальному типу принадлежащие либо к "белым" (фашисты, гангстеры, рыбари, меценаты), либо к "черным" (интели). Ничего удивительного тут нет. Все эти люди не могли реализовать себя в рамках умирающего капитализма и поэтому выступали против него. (Сяо Жень)
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Черная пешка"
Книги похожие на "Черная пешка" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Лукьянов - Черная пешка"
Отзывы читателей о книге "Черная пешка", комментарии и мнения людей о произведении.