» » » » Алексей Тимиргазин - Судак. Путешествия по историческим местам


Авторские права

Алексей Тимиргазин - Судак. Путешествия по историческим местам

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Тимиргазин - Судак. Путешествия по историческим местам" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Руководства, издательство "СОНАТ", год 2000. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Судак. Путешествия по историческим местам
Издательство:
"СОНАТ"
Год:
2000
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Судак. Путешествия по историческим местам"

Описание и краткое содержание "Судак. Путешествия по историческим местам" читать бесплатно онлайн.



Экскурсионная книга А. Д. Тимиргазина посвящена одному из древнейших городов Крыма, традиционно игравшему выдающуюся военную, торгово-экономическую и культурную роль в истории Северного Причерноморья. Греки называли его Сугдеей, русские — Сурожем, генуэзцы — Солдайей.

В книге рассказывается о важнейших, часто драматических событиях политической, социальной и этнической истории города. Описываются важнейшие исторические достопримечательности, приводятся малоизвестные свидетельства путешественников, интересные биографические данные о выдающихся ученых, писателях, художниках и музыкантах, которые часто приезжали в Судак или подолгу жили и творили здесь.






Монастырь под вершиной Перчема сохранился относительно лучше других. Общая площадь его достигает 215 кв. метров. При строительстве его территория была засыпана щебнем, что позволило сровнять поверхность и создать ровную горизонтальную площадку. Монастырский комплекс состоял из храма, внутреннего хозяйственного дворика и жилого помещения — кельи, которая одновременно служила и трапезной. Перед входом в храм археологи обнаружили несколько погребений.

Возникший в VIII веке, монастырь был покинут в XV веке, в связи с турецким нашествием, и медленно разрушался на протяжении последующих столетий. Остатки его были надежно укрыты землей. После завершения раскопок памятник не был законсервирован и сейчас быстро разрушается. Этому способствуют не только природные стихии, но и, конечно же, люди, наши современники, мечтающие откопать здесь клад или просто проверяющие на прочность уцелевшую кладку.

В последнее время реставрацию исторических памятников зачастую связывают с возможностью окупить материальные затраты, с получением прибылей и сверхприбылей. Трудно сказать, удастся ли при проведении соответствующей работы привлечь к развалинам судакских монастырей экскурсанта в “промышленных масштабах”. Наверное, это было бы даже нежелательно, с экологической точки зрения. Известно ведь: один человек оставит след, десять — тропу, сто — дорогу, тысяча человек — пустыню. Но, может быть, не все на этом свете должно измеряться деньгами?

Сейчас, когда мы начинаем медленно возвращаться к Богу, когда каждый, и крупный, и самый мелкий, политик спешит объявить себя верующим или хотя бы агностиком, когда в Крыму и по всей Руси возрождаются порушенные и оскверненные святыни, — именно сейчас было бы особенно обидно окончательно потерять небольшие, скромные, но бесконечно очаровательные монастыри и храмы древней Сугдеи.

Мы должны, обязаны хранить нашу веру и нашу историю. Не только для своих потомков, но и для самих себя.

От развалин монастыря спускаемся по широкой тропе, уже изрядно выбитой ногами путешественников. Далеко внизу находится источник, по-видимому, обеспечивавший монастырь водой. С источником связана историческая легенда, которую мы передаем здесь в записи судакского журналиста А. Овчинникова.

“Нет, Надия не была ветреницей. Просто ярко светило солнце, были белыми облака, синим — море. Около банки, на которой сидел ее отец меняла, всегда толпился народ. Высокие и стройные русы, сладкоголосые греки, горячие кавказцы, гордые генуэзцы. Не только нужда заставляла их простаивать около банки хромого Ильи, но и возможность взглянуть на его дочь, которая иногда появлялась у конторки. Благонравной дочери, конечно, не разрешалось глазеть на посторонних мужчин, но Надии удавалось найти себе занятие неподалеку от отца.

С недавнего времени напротив их дома все чаще стал появляться высокий нескладный юноша, кажется, из духовных, судя по его хламиде. То, что он приходил не случайно, было видно по тому, как он пытался найти себе занятие. Указывал дорогу тем, кто не нуждался в его советах, влезал под колеса проезжавшей арбы, а потом выслушивал упреки арбакеша, служил переводчиком армянину-сапожнику, который знал все языки Судака.

Скоро Надия узнала, что зовут его Никита, он послушник Ай-Никитского монастыря. Единственным достоинством, отличавшим его от других ухажеров, были крупные печальные глаза, затененные густыми ресницами. А в остальном жених он был совсем никудышный. Стать попадьей? Нет. Но Надия держала его про запас. Несколько раз бросала на него томные взгляды, а однажды позволила ему выстоять рядом с собой обедню в храме святой Софии.

Тут появился красавчик офицер из дворцовой охраны. У него были тонкие усики, пламенный взгляд и ухватки заядлого сердцееда. Словом, все, что как раз и кружит голову юным девушкам.

Когда офицер пошел в прямую атаку на ее сердце, Надия вспомнила о Никите и решила позабавиться. С мальчишкой-рассыльным отправила ему записку, где назначила свидание на дальней окраине города, на Перчем-горе. Там женщины из Судака брали воду в источнике для стирки и мытья волос. Считалось, что девушке, помывшей волосы водой из источника, наверняка улыбнется ее любимый. Поэтому место свидания не вызвало удивления у Никиты. Но время… Ведь полночь — не лучшее место для прогулок.

Однако Никита отбросил сомнения. Как часовой, провел он всю ночь у источника. Вот хрустнула ветка. Не она ли идет? А может, ее задержала стража? Или разбойники?

С лучами солнца заснул измученный парень. Разбудили его женские голоса, которые обсуждали последние городские новости. Среди них была самая невероятная: православная Надия выходит замуж за генуэзца-католика. А венчаться они будут в католическом храме Сан-Пауло.

С трудом уяснил себе Никита, что речь идет о его любимой. Руку прокусил, чтобы не застонать. Лишь к вечеру утихла буря в его чувствах. А еще через день оформилась мысль: он никогда не услышит от Надии издевки, он вообще не увидит людей!

Неподалеку от источника Никита выбрал пещеру и поселился в ней. Днем прятался в глубокой нише, а ночью выходил к источнику. Никто не видел его: он всегда успевал скрыться. Сердобольные старушки оставляли около пещеры еду. Иногда он брал ее, иногда нет. О том, что его не стало, узнали по тому, что еда осталась нетронутой целый месяц.

Так появились в Судаке источник верности и скит неразделенной любви”.

От источника спускаемся по тропе в поселок Уютное, мимо глубоких и очень живописных оврагов, по дну которых в дождливую пору обильно текут ручьи и струятся водопады.

ВЕСЕЛОЕ — КАРАУЛ-ОБА

Село Веселое расположено в десяти километрах от Судака по трассе Судак — Алушта. Огибая гору Перчем, дорога проходит по Ай-Савской долине. Вместо традиционного виноградника на западной окраине города можно увидеть ныне заброшенные, зарастающие дикими травами плантации роз. Эти земли принадлежали эфиромасличному совхозу-заводу “Долина Роз”, созданному в 1931 году.

Название долины происходит от греческого монастыря св. Саввы, который находился здесь в средние века. От него остались только название да старая легенда, записанная в начале века Н. Марксом и изданная в третьем выпуске “Легенд Крыма” (Одесса, 1917 г.).

Их было три старых, почти слепых монаха. Таких старых, что забыли бы, как их зовут, если бы не поминали каждый день за молитвой:

— Павло, Спиридо, Василевс.

Пришли татары, взяли крепость, сожгли Сугдею. Кто уцелел, бежал в горы. Разбежались и монахи. Только Павло, Спиридо и Василеве остались у святого Саввы, потому что куда бежать, если не видишь, что на шаг впереди. И еще потому, что, когда долго живешь на месте, трудно с ним расстаться.

В тот год раньше времени настала студеная зима и покрылись крылья Куш-Кая, Сокол-горы, снежным пухом. Сильнее прежнего гудел Сугдейский залив прибоем волн. Плакал, взвивался острый ветер ущелья. По ночам выл зверь у самой церковной ограды. А перед днем Рождества налетела снежная буря, и не могли старцы выйти из келий, чтобы помолиться в церкви. Уже несколько дней не встречались они и не знали, живы ли, нет.

Но в праздник Василевс, менее старый, чем другие, ударил в церковное било и, когда на зов его никто не отозвался, понял, что Павло и Спиридо покинули его навсегда. Взгрустнулось Василевсу. Видно, близок и его час…

Распахнулась тяжелая дверь. Оглянулся Василевс. У входа сверкнули мечи.

— Вот монах, — крикнул передовой и рванул Василевса за руку, чтобы показал, где скрыты богатства.

Потянулся Василевс взглядом к алтарю. Он последний, кто служил перед ним, кто благодарил Творца за радость жизни. Убьют его, запустеет храм, рухнут стены. И воззвал к Савве, чтобы спас обитель.

Точно спала на миг пелена с глаз. Озарилась церковь лучистым светом, и из-за престольного камня поднялся в свете высокий старик. И когда напавший ударил Василевса мечом и брызнула на пол его кровь, светлый старик коснулся рукой престольного камня. И из него истек источник живой воды.

Велик ты, Господь, и чудны дела твои. Прошли тысячи зим, мягких и суровых. Забыли в Ай-Савах о святом Савве. А источник бежит по-прежнему из-под престольного камня, и там, где пробегает светлый ключ, растут цветы и плоды, и радуется человек.

Такими словами завершается легенда Н. Маркса. И следа не осталось ныне от монастыря св. Саввы. Как свидетельствуют старожилы, остатки его в советский период попали в зону распашки. Но до сих пор журчит ручей неподалеку в лесу, вселяя надежду в души людей.

На десятом километре Алуштинской трассы в просторной Кутлакской долине раскинулось село Веселое (бывшее Кутлак). Как писал И. Головкинский в конце XIX века: “Кутлак — богатая деревня; в ней есть красивая мечеть, пользующаяся известностью в большом районе, и много хороших садов. Сады тянутся далеко от деревни, по широкой долине Мерьялиде, сбегающей к морю”.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Судак. Путешествия по историческим местам"

Книги похожие на "Судак. Путешествия по историческим местам" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Тимиргазин

Алексей Тимиргазин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Тимиргазин - Судак. Путешествия по историческим местам"

Отзывы читателей о книге "Судак. Путешествия по историческим местам", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.