» » » » Михаил Ципоруха - Под черным флагом. Хроники пиратства и корсарства


Авторские права

Михаил Ципоруха - Под черным флагом. Хроники пиратства и корсарства

Здесь можно купить и скачать "Михаил Ципоруха - Под черным флагом. Хроники пиратства и корсарства" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство 010217eb-b049-102b-b8f2-843476b21e7b, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Ципоруха - Под черным флагом. Хроники пиратства и корсарства
Рейтинг:
Название:
Под черным флагом. Хроники пиратства и корсарства
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-93196-942-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Под черным флагом. Хроники пиратства и корсарства"

Описание и краткое содержание "Под черным флагом. Хроники пиратства и корсарства" читать бесплатно онлайн.



Лет 20–30 назад люди смотрели блокбастеры о пиратах ХХ века и говорили: «Невероятно! Ну да это же кино». А сегодня о пиратском беспределе сообщают в теленовостях. В Аденском заливе не может спокойно пройти ни одно судно. Сомалийские пираты бросили миру вызов. На борьбу с ними посланы на кораблях натовские и российские военные…

Бороться с пиратством начали еще до нашей эры. Эта книга содержит потрясающие рассказы о пиратах античности, арабских пиратских флотилиях, японских и китайских морских грабителях, а также о викингах и корсарах, о промышлявших в Балтийском море пиратах Ивана Грозного и бесчинствовавших в Карибском море буканьерах и флибустьерах.

Пиратству – бой!..






Предпринимались отдельные попытки восстановить морскую мощь арабов. Так, при султане Бейбарсе ал-Бундукдари началось интенсивное строительство судов и к 1270 году флот состоял из более чем 40 больших военных кораблей, не считая транспортных. Но это были отдельные попытки, не имевшие энергичного продолжения. Упадок мусульманского флота на Средиземном море длился более 200 лет – до его вторичного возрождения уже при турецких султанах в XV веке.

В завершение сообщим некоторые сведения об арабских военных судах, почерпнутые В. Р. Розеном из арабской рукописи XIV века:

«Суда Средиземного моря. Большие [торговые] суда называются куркурами. К судам Средиземного моря далее принадлежат: заураки, тариды, гурабы. Гураб также называется шини или джефи.[92] Эти [суда] имеют паруса…[93]

Что же касается тарид, то они имеют на корме двери, которые отпираются и запираются; они употребляются для перевозки лошадей для военных целей.

Что касается гурабов, то они перевозят воинов и ходят под парусами или на веслах.[94]

Есть между ними такие, которые имеют 180 весел, другие имеют меньше. Шейти имеют 80 весел. Их назначение – заходить в порты и доставлять сведения куркурам и гурабам и другим[95] судам. Ушари имеют 20 весел. Они перевозят товары и людей с берега,[96] ибо куркуры могут стоять только в глубоких местах гавани, так как они по причине своей тяжести и тяжелого груза ломаются, как только сядут на мель.[97]

Карабы[98] весьма полезны мусульманам во время морской войны. В каждом карабе четыре или пять стрелков, которые помогают гурабам мусульманским сражаться с гурабами франков[99] и их куркурами, потому что карабы быстры и поворотливы и со всех сторон могут нападать на суда франков.[100]

Говорят, что для куркур опасны только карабы, когда они нападают на них своими стрелами и метательными снарядами, а сами куркуры стоят на якоре.[101] Суда же, известные под именем накира, полезны на море для борьбы мусульман с неверными франками».

В этой арабской рукописи упоминается харрака – «зажигающее» судно. Это слово первоначально обозначало судно, с которого забрасывали горючую смесь на неприятельские суда. Так, в арабских источниках сообщалось, например, что в 835 году новый арабский правитель Сицилии прибыл с небольшим флотом в Палермо: часть его кораблей погибла во время сильной бури, часть была захвачена византийцами, в том числе одна харрака (судно, бросающее огонь). В это же время целый отряд таких арабских харрак вышел на помощь отряду правителя и преследовал греков до наступления ночи.

Знаток истории Византии и халифата А. А. Васильев считал, что речь здесь идет об огненосных судах арабов, построенных по византийским образцам. В значении «брандера» (судно с горючими материалами, которое поджигают и пускают на неприятельские корабли) харрака встречается уже позже у турок. В арабских источниках XIV века слово «харрака» обозначает лодку для перевозки по реке вельмож и властителей. Не исключено, что лодки для вельмож были так названы по причине размещения на них факелов и своеобразных фальшвееров, которые зажигались в ночное время, если на борту были знатные пассажиры.

Упомянем еще о типах арабских судов, названия которых отсутствуют в рукописи, приведенной В. Р. Розеном. Самбук – легкая лодка, использовавшаяся для проведения промеров на мелководье и посылавшаяся впереди большого судна, чтобы последнее не село на мель. Xаммаля – так называли большое грузовое судно с кладовыми для хранения припасов, которые необходимы воинам, и мастерскими для проведения несложных судоремонтных работ. Более поздний тип судна – батта был заимствован у крестоносцев XII–XIII веков.

Арабские парусники: очень популярный быстроходный самбук (вверху) и дау, имевший каюты для людей и вместительный трюм для грузов


На этих судах размещали катапульты и другие метательные орудия. И наконец, шаланди – крупный многопалубный корабль (длина корпуса до 60 метров, ширина до 10 метров). Шаланди имели три мачты; экипаж, включая вооруженных воинов, состоял из 600 моряков. В XVI веке на таких судах устанавливали до 42 пушек.

Заканчивая очерк об арабах – пиратах Средиземноморья, приведем для справедливости поучительное высказывание известного русского историка Е. Ф. Шмурло о взаимоотношениях арабской и европейской цивилизаций в Средние века:

«Что же касается арабов, то еще вопрос, чего больше: зла или добра, внесли они в европейскую жизнь? Арабы явились в Европу в пору высокого развития своей культуры: последняя в некоторых отраслях даже превосходила культуру тогдашнего христианского мира, и завоевания арабов, нанеся временное зло, неизбежное при всяких войнах, обогатили европейский мир полезными знаниями (медицина, математика, география, архитектура, поэзия, философия)».

Можно с полным основанием добавить к этому списку астрономию и навигацию – науки, развитие которых крайне необходимо морякам для обеспечения надежного мореходства.

Буйные набеги

От неистовства норманнов упаси нас, Господи!

(Из молитвы IX века)

Скандинавские мореплаватели VIII–XI веков, которых в разных странах называли различными именами: норманны, викинги, варяги, – остались в памяти человечества как жестокие пираты и завоеватели. И вместе с тем история свидетельствует о норманнах как искусных судостроителях, смелых мореплавателях, искателях приключений, которые на своих небольших судах пересекли Атлантический океан, открыли Гебридские, Фарерские, Оркнейские и Шетландские острова, Исландию, Гренландию и побывали за 500 лет до Колумба на берегах Северной Америки.

Норманнами средневековые западноевропейцы называли скандинавов: данов (датчан), норвежцев и свеев (шведов). Значения названий скандинавских мореплавателей той эпохи толкуют по-разному. Если с названием «норманны» все ясно (это означает «северные люди», «люди Севера»), то со значением слов «викинг» и «варяг» не так просто. По мнению А. Б. Снисаренко (которое совпадает с гипотезой авторитетного шведского ученого Ф. Аскеберга), термин «викинг» произошел от глагола vikja (викья) – «поворачивать, отклоняться». Снисаренко, знаток древнего мореходства, утверждает, что «в вольном переводе это – человек, ушедший в море для приобретения богатства и славы. В некоторых контекстах – изгой. Проще – пират».

Говоря о происхождении слова «варяг», Снисаренко указывает, что чаще всего его связывают с древнескандинавским varingr – «связанный той же клятвой (что и я)» или «соратник, дружинник». Выступая в поход, воины-скандинавы давали клятву в верности общему делу. В Византии скандинавские наемники называли себя поэтому «верингами». Это название греки стали связывать со словом varang – «меч». С таким значением слово «варяг» употребляется и в древнерусских летописях.

В первой половине VIII века произошли резкие перемены в жизни скандинавских народов. Именно в это время начались дальние плавания норманнов на дракарах (кнёрах) – беспалубных судах, обводы корпусов которых и в наши дни поражают своим изяществом и совершенством. Тогда у норманнов появилось особое отношение к своим кораблям, которое, как писал старинный франкский поэт, выражалось словами «корабль – жилище скандинава».

Эти весельно-парусные ладьи имели длину 21–23,5 метра, ширину 5,1–5,2 метра. Носовые штевни их украшали головы драконов или зверей – вепря или медведя, а кормовые – их хвосты. Считается, что украшения штевней при плавании снимались и устанавливались на места при подходе к берегу или перед битвой для защиты от злых духов и устрашения врагов. Когда норманны приставали к чужому берегу и вытаскивали суда на сушу, головы драконов и зверей снимали, чтобы не разгневать местных богов.

Обычно с каждого борта таких дракаров гребли 15–20 воинов-гребцов, а экипаж одного дракара включал две смены гребцов и матросов – всего 60–80 воинов. В эпоху наибольшей активности норманнов (с конца VIII до второй половины XI века) жители приморских районов Дании, Швеции и Норвегии были организованы в «корабельные округа» и от каждого выставлялся полностью снаряженный дракар с командой.

В дальнейшем длинные военные суда норманнов строились еще большего водоизмещения. Ученые предполагают, что их длина превышала 30 метров и в отдельных случаях доходила до 50 метров, а число гребцов на больших судах достигало 74 человек (37 гребцов с одного борта, как на дракаре короля Магнуса Лагабётера). В средней части корпуса дракара устанавливалась съемная мачта (высотой 13 метров и более) с большим прямоугольным полосатым, красным или синим шерстяным парусом. В корме с правого борта закрепляли рулевое весло. Норманны вывешивали на планшире украшенные гербами деревянные щиты диаметром около 1 метра (так, чтобы щиты перекрывали друг друга) – для защиты гребцов от неприятельских стрел и камней в ходе боя; количество их с каждого борта соответствовало обычно числу гребцов на данном борту.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Под черным флагом. Хроники пиратства и корсарства"

Книги похожие на "Под черным флагом. Хроники пиратства и корсарства" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Ципоруха

Михаил Ципоруха - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Ципоруха - Под черным флагом. Хроники пиратства и корсарства"

Отзывы читателей о книге "Под черным флагом. Хроники пиратства и корсарства", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.