» » » » Вячеслав Губанов - Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них


Авторские права

Вячеслав Губанов - Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них

Здесь можно купить и скачать "Вячеслав Губанов - Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Справочники, издательство Литагент «Дрофа»d9689c58-c7e2-102c-81aa-4a0e69e2345a, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вячеслав Губанов - Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них
Рейтинг:
Название:
Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них
Издательство:
неизвестно
Год:
2007
ISBN:
978-5-358-00607-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них"

Описание и краткое содержание "Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них" читать бесплатно онлайн.



В пособии рассматривается социальная сфера жизнедеятельности человека и связанные с ней угрозы безопасности личности и обществу. Характеризуются чрезвычайные ситуации социального характера (военные, межэтнические, межконфессиональные конфликты, массовые беспорядки), а также способы защиты населения и территорий.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности», а также для широкого круга специалистов.






Одним из важнейших аспектов рассматриваемой проблемы является обеспечение безопасности человека от преступных посягательств (преднамеренных убийств, насилия, посягательств на здоровье и достоинство личности, грабежей и краж личного имущества, материальных ценностей и документов, физического и психологического террора), связанных с угрозами, запугиванием, шантажом, вымогательством и другими формами воздействия на человека, в том числе информационно-психологическими (использование средств массовой коммуникации) и психофизиологическими (гипноз, психотропные и психотронные средства).

В связи с этим определенный интерес представляет концептуальная модель безопасности личности, предложенная В. И. Ярочкиным (рис. 2).[3] Она помогает разобраться в совокупности опасностей, которые противостоят личности в системе «человек – социальная среда». Однако необходимо помнить, что помимо опасностей, угрожающих человеку со стороны социальной среды, он и сам нередко способствует созданию неблагоприятных факторов для своего и без того непростого существования. Эти факторы носят прежде всего психологический характер и проявляются в поведении человека. Они могут быть относительно устойчивыми и длительными по времени и обусловливаться неудовлетворенностью социальным положением и результатами трудовой деятельности, безразличием к окружению. Временные ситуативные факторы возникают из-за личных несообразностей во взаимоотношениях между людьми, неблагоприятных ситуаций в трудовой деятельности и пр. Часто их причины кроются в неготовности к практической деятельности, низком уровне социальной зрелости, пониженной работоспособности, утомлении и пр. Действие таких факторов ведет к конфликтам, поведенческим срывам, возникновению состояния тревоги, страха, испуга, паники и т. д.


Рис. 2. Развернутая концептуальная модель безопасности личности

Социальная практика показывает, что человек нарушает правила безопасного поведения по целому ряду причин:

• из-за нежелания выполнять определенные действия. Подобное поведение может быть относительно постоянным, связанным с недооценкой человеком опасности, склонностью к риску, отрицательным отношением к социальным регламентациям, отсутствием стимулов к безопасному поведению и т. д., и временным, когда человек находится в состоянии депрессии, стресса, наркотического или алкогольного опьянения;

• вследствие незнания объекта воздействия, правил безопасного поведения и способов их выполнения;

• в результате несоответствия физических и психических возможностей человека требованиям социальной практики. Такое несоответствие также может быть постоянным (недостаточная координация, недостаточная концентрация внимания, несоответствие требованиям социального окружения и пр.) и временным (переутомление, ухудшение состояния здоровья, пониженная работоспособность, депрессия, стресс, опьянение и т. д.).


Эти причины влекут за собой возникновение опасностей и угроз. Профилактические мероприятия в первом случае могут включать рекламирование (пропаганду) правил безопасности и воспитание на их основе людей; во втором – обучение и отработку навыков безопасного поведения; в третьем – социальный контроль, профессиональный отбор, медицинское обследование.

Итак, анализ системы «человек – социальная среда» показывает, что она представляет собой сложное взаимодействие человека с различными компонентами его социального окружения. Для обеспечения их взаимной безопасности требуется профилактика опасностей и угроз и подготовка всех элементов этой системы к действиям в опасных ситуациях.

Исторический опыт свидетельствует, что защита от социальных опасностей – важнейшая функция государственных и общественных структур. Она заключается прежде всего в профилактических мероприятиях, направленных на ликвидацию этих опасностей. Кроме того, необходима соответствующая подготовка человека, позволяющая ему адекватно действовать в опасных ситуациях: психологическая, информационная, юридическая, силовая и т. д. Причем в процессе обучения нужно осваивать модели поведения, учитывающие конкретные ситуации.

Выводы

Безопасность жизнедеятельности как научная дисциплина изучает основные закономерности проявления опасностей и способы защиты от них человека и его сообществ в различных условиях обитания. Включая в себя все компоненты общей науки о безопасности, эта дисциплина является научной и методологической основой для специальных дисциплин, изучающих различные аспекты безопасности. Безопасность жизнедеятельности имеет социальную направленность, так как связана с обеспечением защиты социума от различных опасностей, в том числе и исходящих от него самого. Вместе с тем она имеет и собственно социальный аспект, связанный с опасностями, получившими широкое распространение в обществе и угрожающими жизни и здоровью людей. Эти опасности требуют глубокого и всестороннего изучения на основе методологических принципов научного познания проблем безопасности.

Научный анализ системы «человек – социальная среда» свидетельствует о высокой степени сложности взаимодействия человека с различными компонентами его социального окружения. Их взаимная безопасность невозможна без профилактики опасностей и угроз, а также готовности всех составляющих этой системы к действиям в опасных ситуациях. Наиболее значительную роль играет подготовка человека как объекта и субъекта обеспечения безопасности, позволяющая ему адекватно действовать в опасных ситуациях. Эта подготовка должна иметь различную направленность – информационную, юридическую, психологическую и силовую, а также включать моделирование поведения людей в конкретной опасной ситуации.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение безопасности жизнедеятельности как научной и учебной дисциплины.

2. Чем обусловлено введение в вузах данной дисциплины?

3. Каковы социальные аспекты безопасности жизнедеятельности?

4. Чем является безопасность жизнедеятельности для других дисциплин, изучающих проблемы безопасности в различных сферах?

5. Что необходимо для обеспечения безопасности жизнедеятельности?

6. Что определяется понятием «опасность»?

7. Приведите примеры опасных ситуаций в социальной сфере.

8. Назовите основные положения, изучаемые дисциплиной «Безопасность жизнедеятельности».

9. Охарактеризуйте объекты и субъекты социальной безопасности.

10. Раскройте методологические принципы исследования проблем безопасности жизнедеятельности.

11. Какую роль играет человек в системе безопасности?

12. Что такое социум и каково его место в системе безопасности?

13. Какие опасности угрожают человечеству?

14. Что является объектами и субъектами обеспечения безопасности личности, общества и государства?

15. Перечислите основные составляющие концептуальной модели безопасности личности.

Рекомендуемая литература

О безопасности: Закон Российской Федерации (в ред. указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288). М., 1994.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000.18 янв.

Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях мирного времени: Учеб. пособие/ Ю. Л. Варшамов, Л. А. Михайлов и др. СПб., 1999.

Носков Ю. Г. Опасность и безопасность с позиции деятельностного подхода // Безопасность. 1999. № 1.

Основы теории и актуальные проблемы национальной безопасности России: Учеб. пособие/ Под ред. В. Ф. Нишевича. Екатеринбург, 2003.

Русак 0. Н., Малаян К. Р., Занько И. Г. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие/ Под ред. 0. Н. Русака. СПб., 2000.

Сухов А. Н. Социальная психология безопасности: Учеб. пособие. М., 2002.

ЯрочкинВ.И. Секьюритология – наука о безопасности жизнедеятельности. М., 2000.

Ярочкин В. И., БузановаЯ. В. Теория безопасности. М., 2005.

Глава 2

Чрезвычайные ситуации социального характера

В процессе жизнедеятельности, т. е. создания условий для своего существования и развития, люди постоянно сталкиваются с опасностями. Любая практическая деятельность человека связана с окружающей природной средой и социальной реальностью и потенциально опасна. Потенциальная опасность носит скрытый характер и проявляется при наличии определенных, нередко трудно предсказуемых условий. Они усугубляют ее и превращают в экстремальную опасность. Если эту опасность не локализовать или не стабилизировать, она превратится в чрезвычайную ситуацию (ЧС).

Опасности и чрезвычайные ситуации имеют различный характер. Чаще всего в их основе лежат природные явления, вызывающие стихийные бедствия, экологические, связанные с нарушением равновесия в деятельности человека и окружающей природной среды, техногенные, возникающие при авариях и катастрофах в производственной сфере, на транспорте, в системах коммуникаций, биологические, проявляющиеся в эпидемиях, эпизоотиях,[4] эпифитотиях[5] и пр., и социальные, связанные с противоречиями в общественных отношениях. Анализ происходящих в последнее время ЧС свидетельствует, что в 75–80 % случаев их возникновение связано с деятельностью человека и обусловлено причинами социального характера. В данной главе рассматриваются сущность, причины и последствия, закономерности проявления, а также классификация опасных и чрезвычайных ситуаций социального происхождения, анализируются возможные ЧС подобного рода на территории РФ и ее регионов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них"

Книги похожие на "Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вячеслав Губанов

Вячеслав Губанов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вячеслав Губанов - Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них"

Отзывы читателей о книге "Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.