» » » » Александр Жаворонков - Российское общество: потребление, коммуникация и принятие решений. 1967-2004 годы


Авторские права

Александр Жаворонков - Российское общество: потребление, коммуникация и принятие решений. 1967-2004 годы

Здесь можно купить и скачать "Александр Жаворонков - Российское общество: потребление, коммуникация и принятие решений. 1967-2004 годы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство Европа, год 2006. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Жаворонков - Российское общество: потребление, коммуникация и принятие решений. 1967-2004 годы
Рейтинг:
Название:
Российское общество: потребление, коммуникация и принятие решений. 1967-2004 годы
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2006
ISBN:
5-9626-0268-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Российское общество: потребление, коммуникация и принятие решений. 1967-2004 годы"

Описание и краткое содержание "Российское общество: потребление, коммуникация и принятие решений. 1967-2004 годы" читать бесплатно онлайн.



В книге представлены уникальные исследования потребительского рынка в нашей стране за период с 1952 по 2004 гг. На богатейшем фактическом материале доказано, что структура потребностей и потребления изменяется циклично, и маркетинговые и рекламные...






Рис. 3.11. Условный рейтинг газетной и журнальной периодики при подписке в период 1990/1991 гг. (по данным Союзпечати и с учетом изменения цен и падения объемов аудитории; на шкале от -100 до +100 условных процентов)

Прокомментируем график на рис. 3.14: 1 место – «Труд» +86,7 %, 2 место – «Комсомольская правда» +49,3 %, 3 место – «АиФ» +30,9 %, 4 место – «Экономика и жизнь» +30,3 %, 5 место – «Семья» +24,1 %, 6 место – «Рабочая трибуна» +23,7 %, 7 место – «Крестьянка» +17,3 %, 8 место – «Сельская жизнь» +16,2 %, 9 место – «Смена» +9,1 %, 10 место – «Работница» +4,4 %. Такова десятка «фаворитов» газетного рынка в точке перелома. Она представляет собой 33 % наименований отобранной группы печатных изданий.

Четыре издания: «Известия» – 1 %, «Московские новости» – 1 %, «Красная звезда» – 1,2 %, «Учительская газета» – 1,2 %, – представляют собой точку равновесия, своего рода «нулевую» группу, составляющую 13 % отобранных номиналий.

Группа «аутсайдеров» наиболее многочисленна – 54 % от выделенной группы. Здесь начнем с обратного негативного конца шкалы: 1 место (30-е) – «Правительственный вестник» – 28,1 %, 2 место (29) – журнал «Здоровье» – 26,0 %, 3 место (28) – журнал «Новый мир» – 20, 6 %,, 4 место (27) – «Литературная газета» – 19,4 %, 5 место (26) – «Диалог» – 18,9 %, 6 место (25) – журнал «Дружба народов» – 18,6 %, 7 место (24) – журнал «Известия ЦК КПСС» – 17,6 %, 8 место (23) – журнал «Коммунист» – 15,8 %, 9 место (22) – журнал «Партийная жизнь» – 13,5 %, 10 место (21) – газета «Правда» – 10,7 %, 11 место (20) – «Народный депутат» – 10,4 %, 12 место (19) – журнал «Молодая гвардия» – 9,9 %, 13 место (18) – «Советская культура» – 9,4 %, 14 место (17) – «Человек и закон» – 7,7 %, 15 место (16) – журнал «Знамя» – 7,4 %, 16 место (15) – «Огонек» – 6,2 %.

Итак, население выбирает газеты разной ориентации, молодежную тематику, семейные отношения, экономическую жизнь и пока что виды на сельское хозяйство[85]. Приближенно по рейтингам в целом выиграли издательства «Московская правда» и ВЦСПС, проиграли «Известия», а «Правда» осталась при своих за счет широты ассортимента изданий. Шла борьба «за место под солнцем».

Надо сказать, что это, возможно, последний период, когда по номиналиям печатных изданий можно было отслеживать реакцию широких слоев населения на проводимую экономическую политику. Отказ от подписки по экономическому выбору не случаен. При затягивании поясов в первую очередь сокращаются не материальные потребности, а вторичные, в том числе и информационные. Об этом говорят и парные близлежащие рейтинги и журнала «Новый мир» и «Литературной газеты», «Дружбы народов» и «Диалога», партийных изданий. Уже через два года рынок центральных периодических изданий рухнул, а население в приеме оперативной информации переориентировалось на местные печатные органы и на телевидение, «уйдя в глухую защиту». Сейчас мы увидим косвенное подтверждение начала этого процесса в сопоставлении распределений по источникам информации о различных пластах реальности (мир – страна – регион – микрорайон – предприятие-учреждение и т. п.) в 1990/91 гг. Но пока что сделаем несколько замечаний.

1. Это было только начало. Сокращение ареала рынка неизбежно ведет к сокращению денежной массы, получаемой с оборота. Это подрыв емкости рынка, тем более нелепый, что полученные в период инфляции деньги иллюзорны. Нужно искать новый товар, чтобы уже на нем сделать «сверхприбыль». Потребности же информационного приемника не бесконечны. Теперь, например, «АиФ» имеет десятикратное падение тиража, а рвущийся в свое время из рук в руки и лимитированный «Вокруг света» вынужден давать рекламу по телевидению. Лимит здесь принял экономические формы, выраженные по-иному. Отметим «Коммерсант». Его фактический тираж практически не изменился за 15 лет и колеблется около стартового объема в 100 000 экземпляров, что говорит, несмотря на выделение из него ряда изданий, о стабильности существующей потребности в содержащейся в нем информации при несомненной неоднократной ротации слоя-носителя этой потребности. Из социальной «ячейки типа „Коммерсант“ постоянно выходят и постоянно в нее входят люди. Методологически самый интересный вопрос: за какой период происходит полная ротация реципиента-потребителя.

2. Как видно, население голосует не только на выборах и референдумах, которые «вовремя» отменены, что в корне не изменит дело. Оно голосует экономическим поведением: сокращением информационного приема, саботажем определенных форм торговли, обвалом рынка, падением рождаемости, провалом режима ипотечного «кредитования», уходом в сумеречный мир наркотиков и пьянства и в небытие от лишенного смысла бытия[86].

3. В таблице 3.8 мы рассмотрели распределения населения в четырехмерном поле текстовых и аудиовизуальных СМИ в двух точках, разделенных 15-летним интервалом. Энтропия распределения массы приемника информации в этом поле была в 1990/91 гг. по СССР в целом 0,576, по московскому региону – 0,607, по городам типа Тамбов – 0,558. Доминирующей была группа использующих все четыре средства (54 % взрослого населения; 1/16 комбинаций средств давала больше половины массы взрослого населения страны). Система была стянута к институциональному центру за счет «товарного» разнообразия печатных каналов. Теперь значения энтропии в этой же институциональной «кристаллической решетке» составляют по Москве – 0,741 (по заполненным клеткам – 0,857), а по Тамбову – 0,756 (по заполненным – 0,817). И это говорит, что поведение людей в институциональной структуре информационных средств лишилось своей информационной определенности. Реализация мотивов выбора информационных средств парадоксально приобретает стохастический характер из-за сужения «товарного поля» каналов-проводников при высокой стандартизации их содержания. Выбор информации переходит на менее предсказуемый и менее известный уровень. Наш рынок за 15 лет успешно подрывал самые основы рыночной экономики. Число изданий росло, разовый тираж упал в 1,5 раза, суммарный годовой тираж газет падал именно с 1990 г. и упал к 2003 г. в шесть с лишним раз, приблизившись к тиражам 40-го «сталинского» года. Эффект реакций населения на уровне институциональной структуры информационных средств тот же, что и на уровне приема отдельных сообщений, который мы отметили в главе 1.

4. Экономическая политика властей в ряде случаев вызвала и вызывает публичные раздоры в коллективах СМИ, которые, конечно же, подаются в освещении политической светотехники, что не имеет ничего общего с функцией информирования населения.

Распределение по источникам информации о различных пластах реальности

С целью анализа изменений в поведении людей на уровне агрегированных институциональных структур, нами было построено 24 таблицы. По институциональной структуре прямого потока информации на аудиторию (структура из шести информационно-пропагандистских средств – 26) было построено 9 таблиц: комплексная структура аудитории в 1969 г. в Таганроге в целом и по занятому населению, в 1977 г. по населению СССР в целом, по занятому населению страны, по населению городов типа Таганрог, в 1979 г. по занятому населению Таганрога, в 1990/91 гг. по населению СССР аналогично Всесоюзному исследованию 1977 г. По институциональной структуре обратного потока информации от населения к органам власти (структура из шести каналов выражения общественного мнения – постановки социально значимых проблем – 26) было построено 6 таблиц: комплексная структура в 1969 г. в Таганроге в целом и по занятому населению, в 1979 г. по занятому населению Таганрога, в 1990/91 гг. по населению СССР аналогично таблицам, построенным по информационным средствам прямого потока (увы, во Всесоюзном исследовании 1977 г. не был задан именно один вопрос позволяющий вычленить структуру обратного потока информации на уровне страны в тот период). По институциональной структуре общественно-политической деятельности было построено 9 таблиц, аналогичных 9 таблицам по структуре прямого информационного потока[87].

Для коррекции выводов мы рассмотрели 16 распределений по практически исчерпывающему спектру источников информации от личного опыта до зарубежных газет и журналов (27 источников) в границах различных локальностей. Для страны в целом в 1990/91 гг. были выбраны «мир» – «страна» – «регион» – «микрорайон» – «предприятие». Для выяснения изменений относительно замера в Таганроге в 1979 г. по стране были выбраны четыре локальности на пересечении адекватном таганрогскому инструментарию: «мир» – «страна» – «регион» – «предприятие». При этом количество источников было выровнено: 24 аналогичных источника информации без появившихся в 1990 г. информационных источников неформальных объединений. В Таганрогском исследовании 1979 г. для полноты картины к указанным четырем локальностям («мир» – «страна» – «регион» – «предприятие») было прибавлено еще три: «цех» – «личность» – «сфера производства».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Российское общество: потребление, коммуникация и принятие решений. 1967-2004 годы"

Книги похожие на "Российское общество: потребление, коммуникация и принятие решений. 1967-2004 годы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Жаворонков

Александр Жаворонков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Жаворонков - Российское общество: потребление, коммуникация и принятие решений. 1967-2004 годы"

Отзывы читателей о книге "Российское общество: потребление, коммуникация и принятие решений. 1967-2004 годы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.