» » » » Елена Душенькина - Экономическая теория: конспект лекций
Авторские права

Елена Душенькина - Экономическая теория: конспект лекций

Здесь можно скачать бесплатно "Елена Душенькина - Экономическая теория: конспект лекций" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство Конспекты, шпаргалки, учебники «ЭКСМО»b4455b31-6e46-102c-b0cc-edc40df1930e, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Душенькина - Экономическая теория: конспект лекций
Рейтинг:
Название:
Экономическая теория: конспект лекций
Издательство:
Конспекты, шпаргалки, учебники «ЭКСМО»b4455b31-6e46-102c-b0cc-edc40df1930e
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-699-24196-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Экономическая теория: конспект лекций"

Описание и краткое содержание "Экономическая теория: конспект лекций" читать бесплатно онлайн.



Данное учебное пособие содержит курс лекций по дисциплине «Экономическая теория». Лекции содержат все вопросы, раскрывающие сущность экономической теории, сконцентрировано внимание на основных понятиях и определениях.

Структура издания позволяет студентам систематизировать и конкретизировать свои знания и использовать данное пособие при подготовке к экзаменам и зачетам по дисциплине «Экономическая теория». Пособие рекомендуется студентам высших учебных заведений обучающимся по специальностям: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика управления на предприятии», «Финансы и кредит».






Душенькина Е. А.

Экономическая теория: конспект лекций

Лекция № 1. Общие понятия экономической теории

1. Предмет, структура, функции и методология экономической теории

Слово «экономика» (от греч. oikonomike) означает искусство ведения домашнего хозяйства, домоводство. Точно сказать, что такое «экономика» в современных условиях, сложно. Экономика – это и совокупность общественных отношений, связанных с производством. Это та или иная производственная система, хозяйство. Это и научная учебная дисциплина, которая изучает хозяйственную жизнь человека, предприятия, общества в целом.

Наиболее общее определение выглядит следующим образом: экономика – это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.

Общество – это совокупность людей, объединенных на определенной ступени исторического развития определенными производственными отношениями, которые влияют на все другие отношения в обществе.

Современная экономика состоит из двух сфер:

1) сфера материального производства (какие-либо товары);

2) непроизводственная сфера (какие-либо услуги).

Материальное производство состоит из производства материальных благ (промышленность, сельское хозяйство, строительство) и производства материальных услуг (транспорт, торговля и т. д.).

Нематериальное производство состоит из производства нематериальных благ (создание духовных ценностей) и производства нематериальных услуг (научное консультирование, здравоохранение, образование и т. п.).

На предмет экономической науки также нет однозначного ответа. Некоторые считают, что экономическая наука – наука о выборе в условиях ограниченности ресурсов. Другие считают, что это наука о богатстве и об экономических законах. Третьи экономисты предметом экономической теории считают анализ рыночного хозяйства, а четвертые видят ее предмет в экономическом поведении людей.

Экономическая теория служит базой для множества других экономических наук, т. е. она изучает основы и общие принципы экономики. Остальные же науки можно считать конкретными экономическими науками. К таким относятся:

1) отраслевые экономические науки, например экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика строительства, экономика труда и т. д.;

2) функциональные экономические науки, например бухгалтерский учет, финансы, статистика и т. д.;

3) экономические науки, связанные с другими науками; экономическая география, экономическая психология и т. д.

В современной экономической теории принято выделять 3 раздела:

1) микроэкономика – часть экономической науки, которая рассматривает вопросы одной экономической единицы (фирмы, домашнего хозяйства) или сферы частного бизнеса;

2) макроэкономика – часть экономической теории, которая рассматривает экономические вопросы в масштабах страны, при этом общество рассматривается как совокупность фирм и домашних хозяйств;

3) мировая экономика (интерэкономика) изучает экономические отношения в мировом сообществе.

Существует несколько функций экономической теории:

1) эмпирическая функция – суть ее заключается в том, что все экономические исследования основываются на практическом опыте;

2) теоретическая функция состоит в раскрытии сути экономических законов, явлений и хозяйственных процессов;

3) методологическая функция предполагает определение экономической теории как фундамента отраслевых наук;

4) практическая функция заключается в выработке конкретных методов и приемов эффективного хозяйствования;

5) критическая функция состоит в раскрытии сильных и слабых сторон явлений и процессов;

6) прогностическая функция предполагает разработку научных прогнозов, определение перспектив развития.

Исследуя общество и хозяйственные процессы в нем, экономическая теория использует ряд следующих методов:

1) наблюдение и сбор информации (целенаправленное отслеживание объекта и получение необходимых фактов);

2) метод научной абстракции (абстрагирование), который позволяет формулировать те или иные отвлеченные понятия (абстракции);

3) метод анализа и синтеза:

а) при анализе исследуемое явление или предмет расчленяются на составные элементы и только потом подвергаются изучению;

б) при синтезе, наоборот, происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое и изучается уже их взаимодействие;

4) метод индукции и дедукции:

а) индукция – это движение от частных фактов к общему выводу;

б) дедукция – это движение мысли от общего к частному;

5) системный комплексный подход – вся экономика состоит из множества больших и малых систем, а также сама является элементом более сложной системы;

6) метод единства исторического и логического подхода – экономическая теория показывает явление в движении, т. е. в историческом развитии; при этом она рассматривает экономические процессы, освобожденные от случайностей исторического развития, т. е. рассматривает их логически;

7) экономический эксперимент предполагает проведение научного опыта при условии, что объект изучения находится в определенных условиях;

8) моделирование или построение экономической модели; экономическая модель – это упрощенное описание экономики, т. е. модель замещает сам объект исследования; наиболее эффективным в современной экономике считается компьютерное моделирование;

9) графические (с помощью различных схем, диаграмм, графиков и т. д.);

10) расчетно-аналитические;

11) статистические и др.

2. Производство и экономика

Для удовлетворения своих потребностей человеку и обществу в целом необходимо производить товары и прочие блага, т. е. необходим процесс производства. Производство (наиболее обобщенно) – это сфера непосредственного создания ценностей. Производство предполагает функционирование в каждом обществе определенных производительных сил, которые включают в себя ряд элементов и факторов. В период развития человечества главными факторами производства остаются рабочая сила и средства производства. К рабочей силе можно отнести человеческий фактор, а к средствам производства – материальный фактор.

Рабочая сила – это способность человека к труду, совокупность его умственных и физических сил, которые применяются в производстве. С развитием общества постоянно меняются, развиваются и совершенствуются производительные силы. К ставшим уже традиционными рабочей силе и средствам производства добавляются новые факторы производства, например экология, наука, информация, технология и т. д. Реализация рабочей силы происходит в процессе труда, поэтому понятия «рабочая сила» и «труд» отождествляются. Труд – это целенаправленная деятельность людей по созданию жизненных благ. Важнейшим его показателем является производительность труда (результат). Она измеряется:

1) количеством продукции в единицу времени;

2) количеством времени на единицу продукции.

Благодаря повышению производительности труда трудовые ресурсы удешевляют производство, и растет богатство общества.

Существуют факторы, которые влияют на уровень производительности труда:

1) уровень квалификации, образованности, профессионализма работников, занятых на производстве;

2) степень заинтересованности производителей в результатах своего труда;

3) уровень развития науки и техники и их применение в производстве;

4) степень эффективности использования ресурсов производства;

5) интенсивность (напряженность или скорость) труда;

6) природные условия (ресурсы, почва, климат); живой труд – непосредственный труд людей, занятых на производстве, вытесняется работой машин, созданных прошлым человеческим трудом; доля прошлого труда увеличивается, а доля живого труда, наоборот, снижается.

В новых условиях роль работника в производстве принципиально меняется. Он перестает быть исполнителем и становится главным звеном в технологическом процессе. Это обусловливает потребность в работнике нового типа, которого отличают высокая и всесторонняя образованность, компетентность, самостоятельное и творческое мышление, активность и ответственность в действиях.

Основные пути формирования работника нового типа:

1) разносторонняя образовательная и профессиональная кадровая подготовка – ведется на основе непрерывного широкопрофильного обучения; новая техника и технологии должны появиться в учебных аудиториях раньше, чем на предприятиях;

2) интеллектуализация труда – проявляется в том, что труд приобретает умственный, аналитический и творческий характер; человек больше работает головой, а не руками;

3) гуманизация труда – это «очеловечивание» производства; его подстройка к запросам работников предприятия, что предполагает выполнение научных рекомендаций эргономики, направленных на облегчение, оздоровление и повышение комфорта и условий труда; в результате растут эффективность труда и его привлекательность для человека;


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Экономическая теория: конспект лекций"

Книги похожие на "Экономическая теория: конспект лекций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Душенькина

Елена Душенькина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Душенькина - Экономическая теория: конспект лекций"

Отзывы читателей о книге "Экономическая теория: конспект лекций", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.