» » » » Надежда Мельникова - Социальная психология


Авторские права

Надежда Мельникова - Социальная психология

Здесь можно купить и скачать "Надежда Мельникова - Социальная психология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Конспекты, шпаргалки, учебники «ЭКСМО»b4455b31-6e46-102c-b0cc-edc40df1930e, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Надежда Мельникова - Социальная психология
Рейтинг:
Название:
Социальная психология
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-699-25541-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Социальная психология"

Описание и краткое содержание "Социальная психология" читать бесплатно онлайн.



Информационные ответы на все вопросы курса «Социальная психология» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.






Исходя из анализа этих факторов можно предсказать, какой способ решения ролевого конфликта предпочтет тот или иной исполнитель роли.

17. Понятие и виды общения

При всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители кон-венциальных ролей и как неповторимые человеческие личности. Ковенциальные роли предполагают действия людей как единицу социальной структуры.

Шаблон межличностных отношений создает матрицу, которая накладывает ограничения на то, что каждый человек может или не может делать.

Когда люди продолжают общаться друг с другом, возникают более устойчивые ориентации.

Каждая сторона в системе межличностных отношений связана рядом особых прав и обязанностей.

В отличие от конвенциальных ролей большинству межличностных ролей не обучаются специально. Каждый развивает свой собственный тип обращения.

Наблюдаются типичные шаблоны межличностных взаимоотношений.

В каждой организованной группе существует общее понимание того, какие чувства участникам полагается испытывать друг к другу. Люди, участвующие в согласованном действии одновременно взаимодействуют на языке двух систем жестов. Как исполнители кон-венциальных ролей, они пользуются конвенциальными символами, в то же время, когда ситуация недостаточно определена, индивид имеет некоторую свободу выбора. Проявление личностных черт в свою очередь вызывает ответные реакции, часто бессознательные. Эти две формы взаимодействия незаметно переходят одна в другую.

Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом и т. д., что является одним из условий формирования и развития общества и личности.

Выделяют три аспекта общения: передача информации (коммуникативный аспект общения); взаимодействие (интерактивный аспект общения); понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения). Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым.

Непосредственное общение – это общение лицом к лицу; происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств.

Непосредственное общение может быть формальным и межличностным. Непосредственное общение реально только для малой группы, в которой все субъекты лично знают друг друга.

Опосредованное (косвенное) общение происходит, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием.

К особому виду общения относится массовое общение. Массовое общение может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение происходит в больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.

Опосредованное связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.

18. Уровни и функции общения

Самый примитивный уровень общения – фатический (от лат. fatuus – «глупый»), предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Иногда этот уровень обозначают как конвенциональный (конвенция – «соглашение»).

Следующий уровень общения – информационный. Происходит обмен интересной для собеседников информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой). Информационный уровень общения носит обычно стимулирующий характер.

Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека. Личностный, или духовный, уровень характеризует только такое общение, которое нацелено на активацию позитивного отношения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в целом.

Функции общения определяются по различным критериям: эмоциональному, информационному, социализирующему, связующему, критерию самопознания (А. В. Мудрик); установления общности, инструментальному, осознания, самоопределения (А. Б. Добро-вич); сплочения, инструментальному, трансляционному, самовыражения (А. А. Брудный); контактному, информационному, побудительному, координационному, понимания, эмотивному, установления отношений, оказания влияния (Л. А. Карпенко) и др.

Если рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить группы функций.

1. Психологические функции обусловливают развитие человека как индивида и личности. В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности. Общение стимулирует развитие мыс-лительныхпроцессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (эффективность).

2. Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.

3. Инструментальные функции определяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова, между различными социальными группами.

Концептуальная идея такого деления функций лежит в представлении о взаимосвязи человека с обществом и миром в соответствии с простой моделью отношений: человек – деятельность – общество.

19. Коммуникативный аспект общения

Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.

Широкое распространение средств массовой коммуникации породили понятие общего информационного поля. Как массовый процесс коммуникация представляет собой постоянное распространение информации посредством технических средств связи среди огромных аудиторий, воздействуя на мнения и поведение людей.

Коммуникация выступает как особая функция общения, проявляющаяся в передаче и принятии информации. Человек, передающий информацию, – коммуникатор; человек, воспринимающий ее, – реципиент.

В процессе взаимодействия коммуникатор и реципиент меняются местами. Информационный обмен – глобальное явление, выходящее за пределы простого человеческого общения.

Межличностный информационный обмен определяется явлениями психологической обратной связи, коммуникативных барьеров, феноменов межличностного влияния, различных уровней передачи информации.

Сущность процесса психологической обратной связи состоит в необходимости субъектов выработать единую знаковую систему и единое понимание обсуждаемых вопросов во время общения (интерпретация информации).

Общение – это прежде всего коммуникация, т. е. обмен информацией, значимой для участников общения. Все средства общения делятся на две группы: вербальные (словесные) и невербальные. По вербальному каналу передается чистая информация, а по невербальному – отношение к собеседнику.

Разработаны различные классификации невербальных средств общения.

Наиболее значимы кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека.

Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвистическим явлениям.

Просодика – ритмико-интонационные стороны речи (высота, громкость голосового тона и т. д.).

Экстралингвистическая система – это психофизиологические проявления человека: плач, кашель, смех и т. д.

К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения.

Общение всегда пространственно организовано. Э. Xолл ввел термин «проксемика» («близость»). К прок-семическим характеристикам относится ориентация собеседников в пространстве.

Э. Холл определил нормы дистанции четырьмя расстояниями:

1) интимное расстояние (от 0 до 45 см) – общение самых близких людей;

2) персональное (от 45 до 120 см) – общение со знакомыми людьми;

3) социальное (от 120 до 400 см) – при официальном общении;

4) публичное (от 400 до 750 см) – при выступлении перед аудиториями.

20. Социальное взаимодействие и восприятие людьми друг друга

Понятие интеракции дало название направлению социальной психологии – интеракционизму, который изучает жизнедеятельность личности в социальном взаимодействии.

Психологическая совместимость – сочетание людей, которое позволяет осуществить их взаимозаменяемость и взаимодополняемость.

А. Б. Добрович выделял социальные качества при взаимодействии: интроверсия – экстраверсия, мобильность – ригидность, доминантность – недоминантность.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Социальная психология"

Книги похожие на "Социальная психология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Надежда Мельникова

Надежда Мельникова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Надежда Мельникова - Социальная психология"

Отзывы читателей о книге "Социальная психология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.