» » » » Е. Есина - Педагогическая психология: конспект лекций


Авторские права

Е. Есина - Педагогическая психология: конспект лекций

Здесь можно купить и скачать "Е. Есина - Педагогическая психология: конспект лекций" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Конспекты, шпаргалки, учебники «ЭКСМО»b4455b31-6e46-102c-b0cc-edc40df1930e, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Е. Есина - Педагогическая психология: конспект лекций
Рейтинг:
Название:
Педагогическая психология: конспект лекций
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-699-27204-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Педагогическая психология: конспект лекций"

Описание и краткое содержание "Педагогическая психология: конспект лекций" читать бесплатно онлайн.



В книге представлены основные проблемы педагогической психологии: психологические особенности процесса обучения и образовательной деятельности человека, психологические особенности педагогов и обучающихся, психологические особенности развития познавательных процессов обучающихся и развития их личности в процессе обучения и воспитания, проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя в организации учебно-воспитательного процесса.

Предназначено для студентов вузов гуманитарных факультетов.






Единого мнения о критических периодах человеческого развития не существует. Л. С. Выготский считал, что психическое развитие ребенка имеет стабильные и кризисные этапы, при этом кризисными этапами он называл «повороты» в развитии психики человека, которые вызывают появление так называемых новообразований, т. е. новых образований в психике. Развитие речи приводит к тому, что мышление становится речевым, а речь – интеллектуальной у детей уже двухлетнего возраста. Но понимание Л. С. Выготским кризисных этапов больше подходит под определение сензитивных периодов.

У людей с древних времен была потребность в определении закономерностей в развитии человека в течение жизненного цикла.

Можно привести для примера некоторые периодизации развития человека, известные с древности и до нашего времени.

Древнекитайская классификация

Молодость – до 20 лет. Возраст для вступления в брак – до 30 лет. Возраст выполнения общественных обязанностей – до 40 лет. Познание собственных заблуждений – до 50 лет. Последний период творческой жизни – до 60 лет. Желанный возраст – до 70 лет. Старость – от 70 лет.

Классификация возрастов жизни по Пифагору

Период становления – 0—20 лет (весна). Молодой человек – 20–40 лет (лето). Человек в расцвете сил – 40–60 лет (осень). Старый и угасающий человек – 60–80 лет (зима).

Классификация возрастов жизни по Гиппократу

Первый период – 0–7 лет. Второй период – 7—14 лет. Третий период – 14–21 год. Четвертый период – 21–28 лет. Пятый период – 28–35 лет. Шестой период – 35–42 года. Седьмой период – 42–49 лет. Восьмой период – 49–56 лет. Девятый период – 56–63 года. Десятый период – 63–70 лет.

Традиционное деление жизненного цикла по Ж. Годфруа (1992 г.)

В наше время цикл жизни человека делится на периоды: внутриутробный (пренатальный) период, детский, отроческий, период зрелости. Все эти периоды имеют определенные особенности. Каждый из периодов делится на три стадии:

1) пренатальный период – 266 дней:

а) стадия зиготы – от момента оплодотворения до 14 дней;

б) стадия эмбриона – от 14 дней до 2 месяцев – анатомическая и физиологическая дифференцировка органов;

в) стадия плода – от 3 месяцев до момента родов – развитие систем и функций, необходимых для жизни во внешней среде (с 7-го месяца плод приобретает возможность выжить в воздушной среде);

2) детство:

а) стадия первого детства – от рождения до 3 лет – развитие функциональной независимости и речи;

б) стадия второго детства – 3–6 лет – развитие личности ребенка и когнитивных процессов;

в) стадия третьего детства – 6—12 лет – приобретение основных когнитивных и социальных навыков;

3) отрочество:

а) пубертатный возраст – 12–16 лет – половое созревание, формирование новых представлений о себе;

б) ювенильный возраст – 16–18 лет – приспособление подростков к семье, школе, сверстникам;

в) юность – 18–20 лет – переход от отрочества к зрелости, свойственно чувство психологической независимости и социальной безответственности;

4) зрелость:

а) стадия ранней зрелости – 20–40 лет – интенсивная личная жизнь, профессиональная деятельность;

б) зрелый возраст – 40–60 лет – стабильность и продуктивность в профессиональных и социальных отношениях;

в) завершающий период зрелости – 60–65 лет – отход от активной жизни;

г) первая старость – 65–75 лет;

д) преклонный возраст – после 75 лет.

Приведенные примеры классификаций жизненного цикла развития человека показывают существенные разногласия в делении по возрастам. Причиной разногласий является разница в основаниях и критериях, классификаций жизненного цикла развития человека.

Разложение жизненного цикла развития человека на периоды дает возможность лучше понять закономерности развития человека, а также позволяет понять специфику отдельных возрастных этапов. Обозначение периодов развития, а также их временные рамки определены концептуальными представлениями авторов периодизаций о том, какие стороны развития наиболее важны и существенны на данном этапе развития человека.

4. Психология учебной деятельности

Там, где действия человека управляются сознательной целью освоения каких-либо умений, знаний, навыков, там имеет место учение как деятельность. Учение – это специфическая человеческая деятельность, оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, на которой он имеет способность регулировать свои действия с помощью сознательной цели. В процессе учения необходимо выполнять определенные требования к уровню развития памяти, гибкости ума, сообразительности и воображения, а также к волевым качествам, например таким, как управление вниманием, регуляция сферы чувств и т. п.

Основоположником деятельностной теории учения является Л. С. Выготский, который внес принципиально важные изменения в представления о процессе учения. Выготский рассматривал его как специфическую деятельность по формированию новообразований в психике ребенка, присвоение им культурно-исторического опыта. Таким образом, источники развития заложены не в самом ребенке, а в его деятельности учения, направленной на освоение способов приобретения знаний.

Исходными понятиями этой теории являются:

1) обучение как система организации способов обучения, иными словами, передача индивиду общественно-исторического опыта; целью этой деятельности является планомерное целенаправленное психическое развитие индивида;

2) учение, или учебная деятельность, – общественная по содержанию и функциям, представляющая особый вид познавательной деятельности субъекта, выполняемой с целью усвоения определенного состава интеллектуальных навыков, знаний и умений;

3) усвоение – процесс воспроизведения способностей, сформированных исторически, который является основным звеном процесса учения.

Исходным моментом в учении является потребностно-мотивационный аспект. Познавательная потребность является, с одной стороны, предпосылкой деятельности учения, с другой – ее результатом, сформированным мотивом. Учебная деятельность при этом рассматривается с точки зрения формирования познавательной мотивации. Процесс учения в условиях его правильной организации может стать условием изменения структуры мотивационно-потребностной сферы личности.

Второй аспект, характеризующий учебную деятельность, связан с рассмотрением составляющих ее структурных компонентов.

Каждая деятельность характеризуется по ее предмету. Может показаться, что предметом учебной деятельности является обобщенный опыт знаний, дифференцированный на отдельные науки. В учебной деятельности предметом изменений является субъект, который эту деятельность осуществляет. Усваивая знания, человек в них ничего не меняет, он меняет себя. Самое главное в учебной деятельности – это поворот на самого себя, оценка собственных изменений, рефлексия на себя.

В деятельностном подходе к процессу учения необходим его анализ как системы и процесса решения задач обучающимся как субъектом этой деятельности.

В учебной деятельности выделяется ее предмет, средства, способы, продукт, результат действия, структура деятельности.

Учебная деятельность вмещает в себя познавательные функции. Также в учебную деятельность включены эмоции, мотивы и потребности, волевые функции.

Основные характеристики учебной деятельности:

1) она направлена специальным образом на решение учебных задач и на овладение учебной информацией, т. е. знаниями;

2) в процессе учебной деятельности обучающийся осваивает научные понятия и общие способы учебных действий;

3) в учебной деятельности общие способы действия предваряют решение задач, происходит восхождение от общего к частному;

4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом человеке, который обучается;

5) в зависимости от результата действий обучающегося происходят изменения в его поведении и психических свойствах.

В. В. Давыдов предложил оригинальную концепцию учебной деятельности.

В процессе учебной деятельности ученик воспроизводит свою способность учиться, которая возникла на определенном этапе развития общества, а также свои знания и умения.

Учение можно назвать деятельностью, если оно удовлетворяет когнитивную потребность.

Знания, на овладение которыми направлено учение, в этом случае выступают как мотив, в котором нашла свое предметное воплощение познавательная потребность обучающегося, и одновременно выступают как цель деятельности учения. Если познавательной потребности у ученика нет, то он или не будет учиться, или будет учиться ради удовлетворения какой-то другой потребности. В последнем случае учение уже не является деятельностью, так как овладение знаниями само по себе не приводит к удовлетворению потребности субъекта, а служит лишь промежуточной целью. Здесь учение реализует другую деятельность, а знания являются целью действий и не являются мотивом, так как процесс учения побуждают не они, а то, ради чего обучающийся учится, что приводит к удовлетворению стоящей за этим потребности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Педагогическая психология: конспект лекций"

Книги похожие на "Педагогическая психология: конспект лекций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Е. Есина

Е. Есина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Е. Есина - Педагогическая психология: конспект лекций"

Отзывы читателей о книге "Педагогическая психология: конспект лекций", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.