» » » » Михаил Зефиров - Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев


Авторские права

Михаил Зефиров - Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев

Здесь можно скачать бесплатно "Михаил Зефиров - Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство АСТ, АСТ Москва, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев
Издательство:
АСТ, АСТ Москва
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-17-056011-0, 978-5-403-00167-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев"

Описание и краткое содержание "Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев" читать бесплатно онлайн.



Книга рассказывает о противостоянии немецкой авиации и советского Северного флота, а также союзных конвоев, направлявшихся в Мурманск и Архангельск.

На основе архивных материалов, воспоминаний очевидцев и других документальных источников авторы воссоздают обширную панораму событий, происходивших в Заполярье с 1941 по 1945 год.

Предназначается как для специалистов, так и для любителей военной истории.






Интересно, что катера этого типа в США строились для спасения экипажей сбитых над морем самолетов. Однако поскольку они могли брать на борт 32 глубинных бомбы, их в СССР первоначально причислили к классу малых охотников за подводными лодками. Этим и объясняется, что им присвоили обозначения серии «МО». Только после того как флотское командование «неожиданно» узнало, что на этих катерах нет гидроакустической аппаратуры для поиска подлодок, они в начале июля 1944 г. были отнесены к классу сторожевых и получили обозначения серии «СК».

МО-435, МО-437, МО-439 и МО-443, потопленные 9 мая в Кувшинской Салме, стали единственными катерами этого типа, потерянными Северным флотом. Трудно сказать, было ли это простым совпадением или нечто большим, но уже в течение 21–25 мая все двадцать оставшихся катеров были сначала переведены в Архангельск, а затем оттуда по внутренним водным путям и железной дороге переброшены на Черное море.[102]

Во время этого же налета в Кувшинской Салме близкими разрывами бомб был тяжело поврежден большой охотник БО-208. Он получил пробоины в корпусе и вскоре лег на грунт.

Это был один из 78 противолодочных кораблей, построенных в США и в 1943–1945 гг. переданных советскому флоту в рамках ленд-лиза. Он был спущен на воду в 1943 г. и первоначально имел обозначение SC-1287. Затем в августе он получил уже советское обозначение БО-207, в сентябре был принят советским экипажем и затем в конце ноября прибыл в Полярный.

Корабли этого типа имели водоизмещение 136 тонн и деревянный корпус длиной 33,8 метра. Корабли были вооружены одним 40-мм зенитным автоматом «Бофорс», тремя 20-мм пушками «Эрликон», двумя реактивными и двумя штоковыми бомбометами и одним бомбосбрасывателем, а также были оснащены РЛС типа SF‑1 и гидроакустической поисковой системой QBE-3A.

Потопление сразу четырех сторожевых катеров и одного большого охотника стало последним успехом пилотов 4./SG5[103] в Заполярье, так сказать, их прощальным «подарком» Северному флоту. В конце июня FW-190A этой эскадрильи, долгое время представлявшие собой главную угрозу для советских судов и малых кораблей, были переброшены на аэродром Иммола, в район Карельского перешейка, где началось советское наступление.

Большой охотник за подводными лодками SC-1075, переданный затем в рамках ленд-лиза Северному флоту


Малый охотник за подводными лодками МО-431


7 октября 1944 г. войска 14-й армии Карельского фронта при поддержке 7-й воздушной армии и Северного флота начали так называемую Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию. К концу месяца они смогли освободить территорию Мурманской области, оккупированную в 1941 г., и соединиться с частями СОР, которые более трех лет были отрезаны на полуостровах Средний и Рыбачий. Тогда же советские войска овладели районом Петсамо и северной частью Норвегии, включая порт Киркенес.

После этого активность Люфтваффе на коммуникациях в Кольском и Мотовском заливах и в районах Баренцева моря вокруг Рыбачь-его окончательно свелась к нулю.

15 сентября в районе Архангельска в последний раз был зафиксирован пролет немецкого самолета. Перехватить его не удалось. Затем 23 октября произошел уникальный случай, когда в районе острова Моржовец был захвачен гидросамолет Bv-138C-1 из 3-й эскадрильи SAGr.130, совершавший разведывательный полет над горлом Белого моря. По какой-то причине он сел на воду и подал сигнал бедствия, который и был перехвачен советской службой радиоперехвата. Команда срочно направленного в этот квадрат гидрографического судна «Мгла» взяла в плен всех пятерых членов экипажа «летающего башмака» во главе с обер-фенрихом Роландом Гюнтером (Roland Günther).

Конвои 1944 г

Тем временем бомбардировщиков и торпедоносцев, способных атаковать союзные конвои, шедшие в Советский Союз и обратно, у немцев на аэродромах в Северной Норвегии просто не было. Базировавшиеся там самолеты-разведчики регулярно совершали патрульные полеты над Норвежским и Баренцевым морями, действуя исключительно в интересах подводных лодок. Посему в заполярном небе периодически происходили лишь стычки с этими самыми единичными разведчиками, ведущими поиск конвоев и следившими за ними, и палубными истребителями, взлетавшими с эскортных авианосцев.

19 февраля из залива Лох-Ю, на северо-западном побережье Шотландии, вышел конвой JW-57 из 37 транспортов и пяти танкеров. Его непосредственное охранение состояло из эскортного авианосца «Чейсер», крейсера ПВО, 18 эсминцев и четырех корветов. Отряд ближнего прикрытия включал четыре крейсера.

На «Чейсере» базировались одиннадцать бипланов «Свордфиш», использовавшихся для поиска и атак вражеских подлодок, и еще столько же истребителей Грумман «Уайлдкэт» Mk.IV из 816 Sqdn. FAA. Последние были созданы американцами специально для флота и при полетной массе в 3732 кг обладали максимальной скоростью до 518 км/ч и радиусом действия в 600 км. Их вооружение состояло из шести 12,7-мм пулеметов.

23 февраля караван был обнаружен Bv-138. Эти летающие лодки теперь имели радары FuG200 «Хоэнтвиль», которые позволяли находить суда в темное время суток и при плохой видимости. На перехват были срочно подняты «Уайлдкэты» с эскортного авианосца. Они догнали «летающий башмак», но сбить его, несмотря на беспрерывную стрельбу, англичанам так и не удалось. На нескольких истребителях в конце концов заклинило пулеметы, и разведчик благополучно ускользнул.

Информация о местонахождении и курсе конвоя JW-57, переданная экипажем Bv-138, не пропала даром. И 25 февраля подлодка U-990 торпедировала британский эсминец «Мэраттэ», с которым ушли под воду 183 моряка. Правда, это была единственная потеря каравана, который вечером 28 февраля достиг входа в Кольский залив.

Через месяц – 27 марта – из Шотландии в путь отправился конвой JW-58, в составе которого были 46 транспортов и три танкера. Их сопровождали двадцать эсминцев, четыре корвета, один корабль ПВО и уже два эскортных авианосца: «Активити» и «Трэкер». При этом на первом находились три «Свордфиша» и семь «Уайлдкэтов» из 819 Sqdn. FAA, а на втором – двенадцать противолодочных самолетов Грумман «Эвенджер» и семь «Уайлдкэтов» из 846 Sqdn. FAA.

В ходе проводки этого каравана английские летчики добились больших успехов в борьбе с разведчиками Люфтваффе. Сначала 30 марта два истребителя из 819 Sqdn. FAA, которые пилотировали лейтенант Лардж (J. G. Large) и суб-лейтенант Йо (R. K. L. Yeo), перехватили и сбили над Норвежским морем двухмоторный «Юнкерс». Это был Ju-88D-1 W.Nr.430563 «4N+CK» из 1-й эскадрильи дальней разведки Aufkl.Gr.22, вылетевший с аэродрома Банак. Он рухнул в море недалеко от конвоя, и все четыре члена его экипажа погибли.

Британский эскортный авианосец «Чейсер»


Палубный истребитель «Уайлдкэт»


На следующий день конвой находился юго-западнее острова Медвежий. Во время часового патрулирования над ним «Уайлдкэты» перехватили и сбили сразу три четырехмоторных «Кондора» из 3-й эскадрильи KG40, взлетевших с аэродрома Ваернес, расположенного северо-западнее Тронхейма. Жертвами летчиков из 819 Sqdn. FAA стали FW-20 °C-3 W.Nr.062 «F8+BL» обер-лейтенанта Вальтера Кломпа (Walter Klomp) и FW-20 °C-8 W.Nr.224 «F8+OL» унтер-офицера Альфреда Гёбеля (Alfred Göbel). На счету же пилотов 846 Sqdn. FAA был FW-20 °C-6 W.Nr.220 «F8+GL» обер-лейтенанта Альфреда Вейера (Alfred Weyer). Все три огромных самолета упали где-то в Норвежском море, и никто из их экипажей, а это в общей сложности был 21 человек, не спасся.

Вечером 1 апреля радары кораблей охранения засекли одиночную воздушную цель, появившуюся в 30–40 км от конвоя. Это был Bv-138С-1 W.Nr.311043 из 3-й эскадрильи SAGr.130, вылетевший с базы гидросамолетов Биллефьорде. С авианосца «Активити» на его перехват были подняты два «Уайлдкэта», но один из них во время взлета рухнул в море, так как палубу в этот момент сильно качнуло на волнах. Тогда в воздух был отправлен еще один самолет. Вскоре истребители догнали и сбили летающую лодку. И опять никто из семи человек, находившихся на ее борту, не уцелел.

На следующий день очередной победой летчиков флота Его Величества снова стал «Юнкерс», который, как говорилось в их донесении, «после 45-минутного боя рухнул в море, охваченный пламенем». Вероятно, это был Ju-88D-1 W.Nr.430822 «4N+LH» из 1./Aufkl.Gr.22, который в тот день во время разведывательного полета над Норвежским морем пропал без вести вместе со своим экипажем из четырех человек.

Всего же пилоты, сопровождавшие конвой JW-58, заявили о шести сбитых немецких самолетах-разведчиках. При этом в результате аварий были потеряны два «Уайлдкэта».

Естественно, что такие эффективные действия палубной авиации не могли не остаться незамеченными противоположной стороной. Уже в середине апреля 1944 г. на совещании у Гитлера гросс-адмирал Дёниц, докладывая о ситуации в Северном Ледовитом океане, заявил, что из-за эскортных авианосцев его подводники более не могут успешно бороться с конвоями. После этого он обратился к Герингу, указав на возможность атак этих кораблей силами Люфтваффе.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев"

Книги похожие на "Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Зефиров

Михаил Зефиров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Зефиров - Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев"

Отзывы читателей о книге "Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.