» » » » И. Иванов - Петр Великий. Его жизнь и государственная деятельность


Авторские права

И. Иванов - Петр Великий. Его жизнь и государственная деятельность

Здесь можно купить и скачать "И. Иванов - Петр Великий. Его жизнь и государственная деятельность" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство 3bd93a2a-1461-102c-96f3-af3a14b75ca4. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
И. Иванов - Петр Великий. Его жизнь и государственная деятельность
Рейтинг:
Название:
Петр Великий. Его жизнь и государственная деятельность
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Петр Великий. Его жизнь и государственная деятельность"

Описание и краткое содержание "Петр Великий. Его жизнь и государственная деятельность" читать бесплатно онлайн.



Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии «Жизнь замечательных людей», осуществленной Ф.Ф.Павленковым (1839-1900). Написанные в новом для того времени жанре поэтической хроники и историко-культурного исследования, эти тексты сохраняют ценность и по сей день. Писавшиеся «для простых людей», для российской провинции, сегодня они могут быть рекомендованы отнюдь не только библиофилам, но самой широкой читательской аудитории: и тем, кто совсем не искушен в истории и психологии великих людей, и тем, для кого эти предметы – профессия.






30 мая 1672 года Москва пробудилась до восхода солнца. Царь Алексей послал по городу радостную весть о рождении сына. Весело перезванивались церкви и монастыри. Бояре, окольничьи и духовенство спешили с поздравлениями в Кремлевский дворец.

Широко раскинулся первопрестольный город малонаселенной земледельческой страны. Над черной громадою домов, окруженных зелеными садами и огородами, подымалось бесчисленное множество церковных глав и колоколен. Но над всем господствовало жилище великого государя – Кремль, с белокаменной стеной и группой церквей с позолоченными главами. Религиозный интерес был в то время преобладающим. Царское жилище напоминало собою монастырь, в котором, как игуменские кельи, раскинулись, без всякого порядка, красивые здания церковной архитектуры.

Издали, под лучами солнца, Москва, – по выражению Олеария, – казалась великолепным Иерусалимом, внутри же она являлась бедным Вифлеемом. Обширные пустыри, нечистоты, грязь на улицах, хотя и мощенных местами бревнами. Многочисленные слободы, между которыми и городом не было резкой границы, окружены выгонами, огородами и нивами. Дома деревянные, со слюдяными окнами, покрыты щепой и соломой, – постоянные жертвы пожаров. Камня мало было в сельской стране, и шел он исключительно на церковные и казенные постройки, да и те не отличались размерами. Красивые и приветливые издали церкви, даже славный Иван Великий, белый столп с золоченой главой, казались гигантами только по малой высоте соседних зданий и прочих городских сооружений.

В Кремлевском дворце служили благодарственный молебен. Об этом дне существует несколько преданий. Наиболее скромное из них передает, что царь Алексей провел накануне всю ночь в молитве и слезах и впал, наконец, в отчаяние от мучений царицы. Тогда предстал перед ним, во второй раз, монах Симеон Полоцкий, “искусный звездочет и богослов”, и предсказал, что царица останется жива и родит сына.

Родился первенец, крепкий, здоровый, чрезвычайно большой и сильный. С него сняли по обычаю “меру рождения” для доски на икону: длиною – одиннадцати, а шириною трех вершков. Эта кипарисовая доска хранится над гробницей императора. На ней изображены образ Троицы и апостола Петра.

Через час по восходе солнца царь с боярами и духовенством двинулся в собор поклониться праху своих родителей и предков и совершил торжественный обход по церквам и древним монастырям. После обедни, возвратившись во дворец, царь Алексей жаловал, по обычаю, родственников царицы, угощал в столовой и золотой палатах “без зову и мест” бояр и думных людей, полковников и голов стрелецких, оказывал милости убогим, нищим, преступникам. Служили молебны, били в колокола, стреляли из пушек; три дня пировала древняя Москва.

Петра крестили 29 июня в Чудовом монастыре. Крестинным столом закончились придворные торжества. Родители любили и нежили сына. У него была своя детская, обитая серебряными кожами; через два года выстроены новые хоромы. Внутри они покрыты сукном червчатым анбургским и багрянцем; искусные мастера расписали мебель и оконницы красками, серебром и золотом. Штат служащих при дворе царевича помещался в особых деревянных хоромах.

Петр рос и развивался чрезвычайно быстро: на шестом месяце стал ходить. Подвижный и восприимчивый ребенок получал массу живых и приятных впечатлений. Его окружили заботами и роскошью царевича, тешили яркими, гремящими и блестящими игрушками, какие только возможно было достать во дворце. Но, по обыкновению, предпочтение отдавали военным игрушкам. В здоровом и сильном мальчике особенное оживление и радость вызывали бубны, пищали, барабаны, лучки, пушки, топоры, булавы. Общество его составляли “ребятки младшие сверстники” из боярских детей. Прислужники и дядьки развлекали их военными играми и разными забавами. Первые годы Петра протекли среди сельской природы.

Царское семейство часто жило в селе Преображенском, за рекой Яузой, в трех верстах от Москвы, и предпринимало продолжительные путешествия на богомолье и по дворцовым селам. Трехлетний Петр выезжал в особом возке, подаренном ему боярином Матвеевым.

Когда пришло время ученья, 12 марта 1676 года, после обычной церемонии, представлен был к царевичу учителем “муж кроткий и смиренный, и великих добродетелей исполнен, в грамоте и писать искусный, из приказных”; но именно этому самому искусству Зотов и не сумел обучить живого и пылкого мальчика. Наставник показывал царевичу раскрашенные картинки с изображением зданий, городов, кораблей, исторических событий; рассказывал о деяниях Владимира Святославовича, Невского, Грозного и царя Алексея; но главным предметом изучения было Священное Писание. “Иным языкам, – говорит Кошихин, – латинскому, греческому, немецкому и некоторым, кроме русского, научения в Российском государстве не бывает”. Но зато Петр “все Евангелие и Апостол наизусть или памятью остро прочитал”. Так воспитывали в старину всех царских детей.

После смерти царя Алексея положение при дворе Натальи Кирилловны совершенно изменилось. У нового царя Федора были “неукротимые несогласия” с Натальей Кирилловной. Старшие сестры царя ненавидели свою молодую мачеху. Заодно с ними стояли тетки, старые девы, дочери царя Михаила. Милославские с благоприятелями побуждали Федора преследовать Нарышкиных и всю их партию. Отправили в ссылку Матвеева и двух братьев царицы. Сама Наталья Кирилловна подвергалась всевозможным стеснениям и оскорблениям. Она с сыном удалилась из Москвы в Преображенское; здесь окружали их только родственники и самые близкие люди. Зотова послали в Крым для заключения мира, никем не заменив его при царевиче. На учение и воспитание Петра при дворе не обращали никакого внимания. Борьба партий разрушила устои придворной жизни. По дворцовому этикету того времени, “до 15 лет и более царевича, кроме тех людей, которые к нему уставлены, и кроме бояр и ближних людей, видети никто не может (таков бо есть обычай)”. Отчуждение от двора предохраняло Петра от отупляющего влияния системы придворного воспитания. В Преображенском, в обществе родственников, царевич не был стеснен и гораздо менее мог набраться всяких предрассудков от своей матери, воспитанницы Матвеева, чем среди знатных лиц, окружающих престол. Царевичу была предоставлена полная свобода. Он жил непосредственными впечатлениями, потребностями и стремлениями своей детской природы. Ему были доступны дворец и улица, город и деревня. Из скучного дворца Петр убегал со своими “ребятками из сверстников” на простор полей и в рощи села Преображенского. Шумные детские игры развили воображение и потребность к деятельной жизни. Постоянное общение детей между собою вырабатывало самообладание. Петра ничему не учили, но детская любознательность его не притуплялась, напротив, росла и развивалась с каждым годом. Он учился из непосредственного опыта, при случайных встречах с людьми всех званий и состояний. Выискивалось много охотников, которые находили для себя выгодным давать объяснения и доставлять разные развлечения царевичу и его малолетнему обществу. Нравственное развитие Петра складывалось еще под одним могущественным влиянием. Раздор в царской семье слишком рано будил недобрые чувства и враждебное отношение к родственникам и знатным боярам. Дома видел он вечно недовольную и тоскующую мать, постоянно слышал от окружающих горькие жалобы на обиды, оскорбления и тревожные толки о новых злых замыслах Милославских. Родственники матери, люди не родовитые, бранили при нем знатных за их спесь и лихоимство, осмеивали невежество и ханжество бояр, обвинявших Матвеева в чернокнижии. Партия Нарышкиных видела в Петре свою надежду, залог будущего торжества. Естественно, что эти люди позаботились внушить ему ненависть к боярам и невыгодное представление о том порядке вещей, который принес много страданий и несчастий его матери и близким. Двое старших больных братьев не способны к управлению, – Петр вырастет и займет царский престол. Тогда все переменится. Мать и родственники его станут во главе государства.

Дни царя Федора были сочтены. 25 апреля 1682 года голландский резидент Келлер писал генеральным штатам: “В случае кончины Его Величества, без сомнения тотчас же будет отправлен курьер к Матвееву с приглашением приехать в Москву для отвращения смут, беспорядков и несчастий, которые могли бы произойти при борьбе родственников царя между собою. Намедни прибыли сюда отец и сын Нарышкины, а другого Нарышкина, еще более обвиняемого, ожидают на днях; таким образом, все здешние обстоятельства принимают совершенно другой вид”.

Закона о престолонаследии не существовало. Этот пробел в государственном праве России, даже впоследствии, служил причиной многих беспорядков и смут в государстве. Партия Милославских не могла помешать после смерти Федора избранию десятилетнего Петра. На площади перед Красным крыльцом раздалось только несколько голосов за старшего царевича; но они были покрыты общим криком толпы. Во главе правления государством становилась мать малолетнего царя со своими родственниками. Ее право решилась оспаривать энергичная царевна Софья, сестра покойного царя Федора. Даже по отзыву ее врага она была “больше мужского ума исполненная дева”. Воспитатель ее, ученый монах Полоцкий, посвятил ей в превыспренных выражениях свою книгу “Венец веры”. В теремах была грусть и тоска. Дочери царские не могли выйти за своих подданных, а иностранцы за царевен не сватались. После Алексея строгий надзор за царскими дочерьми прекратился: братья, больной Федор и слабоумный Иван, сами нуждались в уходе и присмотре. Другие царевны воспользовались свободой только для того, чтобы отдаться светским развлечениям; но царевна Софья, ей было уже за 25 лет, не отходила от царя Федора даже при боярах и принимала некоторое участие в государственных делах.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Петр Великий. Его жизнь и государственная деятельность"

Книги похожие на "Петр Великий. Его жизнь и государственная деятельность" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора И. Иванов

И. Иванов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "И. Иванов - Петр Великий. Его жизнь и государственная деятельность"

Отзывы читателей о книге "Петр Великий. Его жизнь и государственная деятельность", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.