» » » » Владимир Миронов - Древняя Греция


Авторские права

Владимир Миронов - Древняя Греция

Здесь можно купить и скачать "Владимир Миронов - Древняя Греция" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вече, год 2006. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Миронов - Древняя Греция
Рейтинг:
Название:
Древняя Греция
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2006
ISBN:
5-9533-1645-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Древняя Греция"

Описание и краткое содержание "Древняя Греция" читать бесплатно онлайн.



Очередной том, выходящий в рамках масштабного проекта, посвященного истории русской и мировой культуры, рассказывает об Элладе – родине европейской цивилизации. Автор живо и увлекательно прослеживает историю удивительной эллинской культуры, – одновременно изысканной и мужественной, мудрой и жизнерадостной, – от самых ее истоков, от повествований о богах и героях, от сказаний о Троянской войне до классического периода, когда получили блестящее развитие искусство и наука, философия и литература, до эпохи Александра Македонского, распространившей эллинские традиции далеко за пределы Греции. Особое внимание уделяется наследию эллинской цивилизации в России: ведь древнерусскую духовную культуру иначе просто невозможно по-настоящему понять.






Фрагмент восточного фронтона храма Зевса в Олимпии

Неумеющий писать или плавать считался в древности телесным и умственным калекой. Физическая культура в полисах достигла столь высокого уровня, что к ней не мог приблизиться ни один народ. Там было множество стадионов, специальных учебных заведений – палестр, где молодежь учили мужеству и выносливости. В годы расцвета Греция учредила в Олимпии знаменитые игры. Знатоки древности уверяли, что первые Олимпийские состязания происходили прямо на божественном Олимпе, когда во время шуток и игр Геракл, как старший по возрасту, вызвал на состязание в беге всех и победившего увенчал ветвью дикой маслины, которую он привез из страны гипербореев (из страны людей, что живут за пределами северного ветра Борея). Раз в четыре года в Элиде, запад Пелопоннеса, собирались отовсюду атлеты. Приезжали на игры целыми общинами. Им отводили специальные места. Греция, несмотря на все многообразие, казалась почти монолитной среди фантастической пестроты колоний и территорий: Африка, Иберия, Галлия, Иллирия, Италия, Скифия, Сарматия, Сирия, Египет. Апполон считался учредителем Пифийских игр, Геракл же – Олимпийских. По преданиям, участие в состязаниях принимали боги и герои. При этом каждый вид спорта имел у греков в том или ином герое своего представителя: Кастор отличался в конном ристалище, Полидевк – в кулачном бою, Калаис – в двойном беге, Геракл – в панкратии, Пелей – в борьбе, Теламон – в метании диска, Тесей (убивший Минотавра) – в вооруженном бою и т.д.

Античные боксеры. XVI в. до н.э.

Игры, конечно же, посещали и самые выдающиеся мужи: Фемистокл, Анаксагор, Пифагор, Сократ, Платон, Горгий, Демосфен, Пиндар. Игры являлись еще и важными общественно-политическими мероприятиями, каковы и нынешние Олимпиады. На Олимпийских играх 324 года до н.э. даже зачитали письмо Александра Македонского об изгнанниках («Царь Александр – изгнанникам из греческих городов. Причиной вашего изгнания оказались не мы, вашего возвращения на родину – будем мы»). Победителей всех спортивных состязаний награждали. Плиний Старший отмечал: «Вначале был обычай увенчивать на священных состязаниях венками из ветвей деревьев. Впоследствии стали разнообразить венки, вплетая разноцветные цветы, от сочетания которых усиливались запахи и цвета, благодаря изобретательности живописца Павсия и веночницы Гликеры, очень любимой им, в Сикионе, поскольку он подражал в своей живописи сплетенным ею венкам, а она, бросая вызов, разнообразила их, – и это было состязанием природы и искусства».

Занятия спортом в палестре

На игры не пускали женщин, хотя их допускали к состязаниям в беге. Любую женщину, захваченную в черте олимпийской деревни, могли даже приговорить к смерти. Был случай, правда, когда Ференика, дочь знаменитого родосского борца, сумела попасть за ограду: переодевшись мужчиной, она выдала себя за учителя гимнастики. Суровые судьи ее помиловали, но чтоб впредь подобные случаи не повторялись, все участники должны были оставаться нагими во время состязаний. Так или иначе победитель Олимпийских игр пользовался у всех исключительным почетом. «Как вода – наилучший из элементов, как золото – наидрагоценнейший металл для смертных, как свет и жар солнца превосходит всякий другой свет и жар, так нет более славной победы, чем победа на Олимпийских играх», – писал греческий поэт Пиндар.

«О Зевс, какие красавицы»

Базу физических упражнений составляли пятиборье и кулачный бой, а также рукопашная схватка. У греков и танец служил опорой боевой подготовки, имитируя поединок с противником, метание копья, работу со щитом и т.д. С развитием военного искусства ввели еще бег в полном вооружении. Чтобы приблизить воспитание и обучение к реалиям жизни, повысить ловкость, молодежь направляли на учения в районы мятежей. Систематическое физическое и военное обучение продолжалось до 30 лет. Ту же подготовку получали женщины, достигнув двадцатилетнего возраста.

Женщина-атлет

Спарта относилась особенно строго к военному воспитанию и обучению. Главная цель, которую преследовали тут, добиться от юношей и девушек беспрекословного послушания и выносливости, привив молодым людям «науку побеждать». Записи Филострата говорят, что там жестко следовали своеобразной концепции улучшения рода. «Ликург… дабы обеспечить Спарту закаленными для боя атлетами, приказал допускать девочек к тренировкам и публичным соревнованиям по бегу, наверняка для того, чтобы у них были физически крепкие дети и чтобы при окрепшем теле рождалось потомство получше. Если же они заключат брак с молодым мужчиной, который упражнялся вместе с ними, то их отпрыски будут крепче». Плутарх отмечал, что девочек с детства приучали бегать, бросать диск, кидать копье, чтобы те развивались наилучшим образом и благодаря крепости тела могли разрешиться от бремени удачно и легко. Им строго-настрого запрещали как-то баловать себя, запрещали вести изнеженный образ жизни, запретили сидеть дома. Как и мальчишки, девочки должны были являться во время торжественных процессий без платья, на праздниках плясать и петь в присутствии и на виду многих молодых людей. Правители уделяли огромное внимание спорту. В итоге Спарта оказалась сильнее всех. Достаточно сказать, что первые победители Олимпийских игр почти все были дорийцами.

Ф. Лейтон. Игра женщины в мяч

В произведении Лукиана «Анахарсис, или О тренировке тела» Солон требует от молодых людей постоянно заниматься спортом, так как физические упражнения способствуют подготовке доблестных защитников отечества. Вот и женщины Спарты стремились быть здоровыми, физически крепкими и закаленными. Главной их задачей, по словам Ксенофонта, было рожать крепких и здоровых мужчин, что затем станут прекрасными воинами. Хотя и в условиях мира польза от занятий велика. Поэтому иные женщины увлекались спортом, участвуя в состязаниях наряду с юношами. Принципы обучения и воспитания молодежи в Греции были схожи, но в Афинах несколько иначе понимали физическое воспитание. К обучению детей приступали в возрасте 7 лет (в особом учреждении – палестре). Позже появятся гимназии. «Направляют их к учителю физических упражнений, чтобы тело их было обучено, слушалось их благородной души и чтобы из-за телесной слабости им не пришлось на войне или в ином случае брать на себя роль труса», – писал Платон («Протагор»). Греки были уверены, что без серьезных занятий гимнастикой быть свободным просто невозможно. Тяжелая нагрузка во время уроков распределялась согласно индивидуальным возможностям организма (упражнения в танцах и беге, прыжки, приседания, игры в мяч). Греки особенно любили игры, упражнения в танцах и беге, прыжки и различные виды игры в мяч. Программа включала и все виды пятиборья, хотя занятия велись в соответствии с возможностями возраста.

Поликлет. Дорифор. Римская копия

Обучение дополняли своими уроками учитель гимнастики-педотриб и военный инструктор-дидаскал. В палестрах и гимнасиях дети состязались в беге, прыжках, в метании копья и диска, тренируясь с очевидным усердием, ибо молодость создана для телесных упражнений, как и старость для раздумий и анализа. С IV века до н.э. военная подготовка велась в рамках специального института эфебии. Через него в обязательном порядке должны были пройти все афинские граждане, начиная с 16—18 лет. Подготовка длилась 4 года (год – в школе эфебов, три года – в гарнизонах). Юноши до 18—20-летнего возраста усваивали в группах эфебов знания из области управления государством, философии, получали навыки командования войском, изучали тактику, строевую подготовку, тренировались в верховой езде, плавании, гребле, стрельбе из лука, фехтовании, владении иными видами оружия. Спорт готовил к военной доле.

В честь победителей, которых украшали венками, устанавливались скульптуры с надписями. В Элиде в 38-ю Олимпиаду воздвигли статую борцу Эвтелиду. В честь победителей делались надписи: «Это красавца Милона фигура-красавица, который на пифской земле вырвал победу семь раз, не коснувшись коленом земли»; или: «Немея, Дельфы, Олимпия венчали меня пятикратно: всюду победы добилась ловкость моя, а не сила. Фрессия сын, элисский борец Аристодам». Известны статуи победителей работы Поликлета – Киниск, Пифокл, Аристон, Дорифор. Вот Дорифор – юноша, победивший в метании копья. Статуя была столь прекрасна, что ее копии ставились в гимнасиях и палестрах. Сохранилось несколько таких копий – флорентийский торс из базальта, бронзовая герма из Неаполя и т. д. В других случаях победителей состязаний атлетов награждали великолепными амфорами.

Эти статуи, колонны из мрамора или бронзы, портреты победителей помещались часто и в священной рощи Зевса – Альтисе. Неподалеку находился храм Геры. Он был подобием храма Артемиды в Эфесе, где греческие города-государства обычно хранили приносимые ими жертвенные дары. В этих местах нашли скульптуру великого Праксителя «Гермес с Дионисом» (1877). Тут же помещали «штрафные статуи», которые обязаны были ставить те государства, что нарушили олимпийские правила. Афины вынуждены в 322 году до н.э. выставить шесть таких статуй за то, что их представитель, Калипп, хотел было подкупить противника в пятиборье. Как видите, нынешние аферы в спорте имеют давнюю печальную традицию. Пелоп добился любви Гипподамии, добыв победу путем подкупа возницы во время соревнований колесниц.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Древняя Греция"

Книги похожие на "Древняя Греция" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Миронов

Владимир Миронов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Миронов - Древняя Греция"

Отзывы читателей о книге "Древняя Греция", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.