» » » » Василий Балакин - Творцы Священной Римской империи


Авторские права

Василий Балакин - Творцы Священной Римской империи

Здесь можно скачать бесплатно "Василий Балакин - Творцы Священной Римской империи" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Молодая гвардия, год 2004. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Василий Балакин - Творцы Священной Римской империи
Рейтинг:
Название:
Творцы Священной Римской империи
Издательство:
Молодая гвардия
Год:
2004
ISBN:
235-02660-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Творцы Священной Римской империи"

Описание и краткое содержание "Творцы Священной Римской империи" читать бесплатно онлайн.



В книге представлены портреты пяти выдающихся правителей западного Средневековья, чья деятельность во многом определила ход истории Европы в X–XI веках: короля Генриха I Птицелова, императоров Оттона I Великого, Оттона II, Оттона III, получившего в истории прозвище «Чудо Мира», и Генриха II Святого. Именно они стояли у истоков Священной Римской империи германской нации, просуществовавшей, постоянно видоизменяясь, до 1806 года.






Совершение столь важного пожалования в пользу римской церкви именно теперь, когда папа Бенедикт VIII прибыл в Германию, дабы просить у императора помощи и защиты от реальной угрозы с юга, можно расценивать как сигнал, поданный Генрихом II о своей готовности еще раз отправиться за Альпы. На сей раз целью похода должна была стать Южная Италия, где не преуспел ни один из его предшественников, включая Карла Великого и Оттона I, из-за чего все предприятие выглядело авантюрой, ни в коей мере не совместимой с осмотрительной, реалистичной политикой, до сих пор проводившейся императором. Однако у Генриха II не было выбора: он, защитник и покровитель римской церкви, коим обязался быть в день своей императорской коронации, считал своим долгом откликнуться на просьбу о помощи, исходившую от папы римского. Иначе, как уверял понтифик, можно было потерять и Рим.

И все же, даже перед лицом этой угрозы, весьма осмотрительный Генрих II не спешил. Лишь в конце 1021 года немецкое войско собралось в Аугсбурге. Участники похода прибыли преимущественно из Швабии, Баварии и Лотарингии, поскольку саксы были нужны для обороны восточной границы, хрупкий мир на которой в любой момент мог быть нарушен как полабскими славянами, так и польским князем Болеславом I. В середине ноября войско выступило в поход и через перевал Бреннер прибыло в Верону, где к нему присоединилось ополчение епископов и светских господ Северной Италии. Рождество праздновали в Равенне.

Затем гигантское войско двинулось тремя колоннами на юг. Архиепископ Кёльнский Пильгрим повел западный отряд через Рим в Капую, патриарх Аквилейский Поппон двигался через Центральную Италию, а император с папой во главе основной группировки маршировали вдоль восточного побережья по направлению к хорошо укрепленному городу Троя. 3 марта 1022 года они прибыли в Беневент. Сначала военная кампания проходила достаточно успешно для Генриха II и Бенедикта VIII. Князь Капуи Пандульф попал в плен и как враг был приговорен к смертной казни, но потом, помилован императором и отправлен в изгнание в Германию. Капуанское княжество Генрих II пожаловал своему верному человеку — Пандульфу из Теано. Салерно в течение сорока дней подвергалось осаде, после чего князь Ваймар подчинился и дал заложников. Аббат монастыря Монте-Кассино Атенульф, бывший в союзе с Византией, покинул свою обитель и бежал в Константинополь, но по пути утонул в море. При новом аббате Теобальде монастырь снова подчинился римской церкви и императору.

Главным объектом атаки императорского войска была крепость Троя, которую византийцы построили для защиты северной границы своих владений в Италии. После длительной осады, продолжавшейся с апреля по июнь, гарнизон крепости капитулировал, а укрепления были разрушены. Это был показательный успех, не означавший, однако, перелома в ходе войны в пользу западного императора и папы римского. Предводитель византийских войск в Италии избегал открытого сражения, рассчитывая на то, что немцы с наступлением жаркого времени года уйдут на север. Так и произошло вскоре после падения Трои. Немецкие отряды заметно поредели в результате вспыхнувшей эпидемии, унесшей гораздо больше жизней воинов, чем вражеские мечи. Генрих II увел их сначала в Тоскану, а затем, после непродолжительного отдыха, в Ломбардию. Там, в Павии, 1 августа 1022 года состоялся под председательством папы и императора синод, на котором обсуждался вопрос, в равной мере актуальный как для Империи, так и для папства: какие меры необходимо принять для недопущения утраты церковью ее владений? Усмотрев главную причину обеднения церкви в несоблюдении духовенством целибата, участники синода приняли решение об ужесточении наказаний за его нарушение, что и было оформлено в виде императорского эдикта. Вполне возможно, что актуальность этой далеко не новой проблемы обострилась в связи с военной кампанией 1022 года, обнажившей прежде не бросавшиеся в глаза злоупотребления. Генрих II оставался верен себе: церковь должна быть богатой, дабы исправно нести государеву службу.

Вскоре затем, после непродолжительного пребывания Генриха II в Ломбардии, закончился его третий итальянский поход. Он доказал, что Империя способна на крупномасштабные военные акции, однако увенчался весьма скромными, учитывая предпринятые гигантские усилия, результатами. Эта последняя схватка двух империй за господство в Южной Италии не принесла победы ни одной из сторон. Властвовать там, как вскоре выяснилось, было суждено норманнам.

Штрихи к портрету

Возвратившись в Германию, император получил неприятное для себя известие о том, что соседняя Франция охвачена междоусобными войнами, в которые оказался втянутым и герцог Верхней Лотарингии Дитрих. Генрих II, озабоченный этими событиями, направил ко двору Роберта II в Компьене свою делегацию во главе с верным епископом Камбрэ Герхардом. Была достигнута договоренность о встрече двух правителей, которая состоялась 10–11 августа 1023 года в традиционном месте — на Маасе, где близ Ивуа на правом берегу реки расположился лагерем император, а на левом около Музона — французский король. В свите императора находилось несколько лотарингских князей, в том числе герцог Нижней Лотарингии Готфрид. Во избежание спора о том, кто должен первым нанести визит, Генрих II, от которого и исходило приглашение, отправился в лагерь Роберта II в Музон, а на следующий день принимал короля с ответным визитом в Ивуа. Правители договорились о созыве в Павии большого синода, на котором они в присутствии папы и всего епископата Франции и Империи могли бы обсудить вопросы реформы церкви. На встрече обсуждалась и возможность прекращения феодальных усобиц во Франции. Враждующие стороны обращались к императору как к посреднику, но ему не удалось урегулировать отношения между королем и его строптивыми вассалами. Намеченный собор в Павии также не состоялся, поскольку 13 июля следующего, 1024 года Генрих II скончался.

Он прожил не слишком долгую даже по средневековым меркам жизнь — 51 год. Словно по иронии судьбы, дядюшка Рудольф, король Бургундский, наследником которого Генрих являлся, пережил его на добрых десять лет. Нежданно-негаданно став королем (ничто не предвещало скорой кончины Оттона III), Генрих Баварский с достоинством исполнил свой долг государя. Мы не найдем повода, чтобы упрекнуть его. Расхожее выражение, что политика, мол, дело грязное — не про него. Искренне и глубоко религиозный человек, Генрих II был вместе с тем и достаточно хорошо образован. Культурный подъем, начавшийся в Германии с появлением византийской царевны Феофано, супруги императора Оттона II, и продолжившийся при Оттоне III, человеке редкой для того времени учености, при Генрихе II не только не угас, но даже обнаружил новые успехи, так что уместно будет сказать здесь несколько слов об этом.

Культурный подъем, наблюдавшийся в Священной Римской империи в последней трети X — начале XI века, получил название оттоновское возрождение — по аналогии с эпохой Возрождения. Главной его предпосылкой явилось целенаправленное проведение королями и императорами Саксонской династии политики на укрепление центральной власти и водворение порядка, что создавало благоприятные условия для экономического и культурного развития. Важную роль сыграло также сознательное продолжение Оттонами каролингской политической и культурной традиции, что позволило сохранить наследие так называемого каролингского возрождения.

Культурному расцвету предшествовали политические успехи Оттонов. Подъем молодого немецкого государства порождал новые культурные запросы. Однако если Оттоны поначалу лишь создавали предпосылки для нового культурного подъема, то вскоре изменился характер взаимосвязи между королевским двором и вновь расцветавшей ученостью. Как известно, при Карле Великом искусство и наука тяготели к королевскому двору, и эта традиция частично сохранилась в последующие десятилетия. Хотя после распада Франкского королевства центрами образования вновь стали монастыри, духовная жизнь все же сохраняла связь с королевским двором. Это нашло выражение прежде всего в том, что теологи и ученые посвящали свои труды королю или представителям правящего дома. Порой представители королевского двора выступали заказчиками и покровителями деятелей культуры.

И все же центр культурной жизни снова, как и до Карла Великого, переместился в монастыри, и когда в середине X века, благодаря консолидации оттоновского государства, наступило оживление в области образования, инициатива исходила уже не от двора, а от крупных имперских монастырей. Показательно, что при этом сначала лидировали монастыри юга и запада Империи — Райхенау, Санкт-Галлен и Санкт-Максимин, а затем на первый план вышли саксонские монастыри, прежде всего Корвей и Гандерсгейм, наиболее близкие к королевскому двору. В этом смещении центров тяжести нашла свое выражение притягательная сила, которую оказывала вновь окрепшая королевская власть на образование и культуру X века. Каролингской традицией было то, что монастыри в своих усилиях по развитию образования с самого начала ориентировались на королевский двор. Именно каролингская просветительская традиция, сохранявшаяся монастырями, вовлекла оттоновский двор в процесс развития образования и науки той эпохи. При дворе Оттона Великого сознательно подхватили эту традицию. Отчетливо просматриваются параллели с деятельностью Карла Великого и в том, что Оттон Великий во время своего первого итальянского похода приглашал из Италии в Германию ученых и, по примеру Карла Великого, велел доставить из Италии старинные колонны для строительства Магдебургского собора.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Творцы Священной Римской империи"

Книги похожие на "Творцы Священной Римской империи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Василий Балакин

Василий Балакин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Василий Балакин - Творцы Священной Римской империи"

Отзывы читателей о книге "Творцы Священной Римской империи", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.