» » » » Ю. Качанов - Начало социологии


Авторские права

Ю. Качанов - Начало социологии

Здесь можно скачать бесплатно "Ю. Качанов - Начало социологии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Начало социологии
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Начало социологии"

Описание и краткое содержание "Начало социологии" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена проблеме гносеологического, социального и политического обоснования социологии. В ней дается ключевое для современной социальной науки изложение проблемы условий действительности социологического познания, статуса социальных фактов и феноменологических идеальностей социологии, пространства-времени социального мира, перспектив развития социальной теории.

Рекомендуется философам, социологам, историкам, всем, интересующимся проблемами социальной теории.






Социальная реальность может быть концептуализирована в форме отсутствия присутствия в том смысле, что она есть не-предмет, не-наглядный и не-наблюдаемый. То есть она не находится за пределами всего, доступного социологическому исследованию, а отрицает любое наблюдаемое тождество в качестве производящей основы как эмпирического социального мира в целом, так и всякого сущего в нем в отдельности. Поэтому социологический mainstream, представляющий не-предметную социальную реальность в виде самотождественной вещи, создает рационализированный образ своих политических мнений, и не более того. Лишь признание отсутствия присутствия позволяет раскрыть подлинное начало социальной науки.

Главная мысль "Начала социологии" предварительно и вкратце может быть сформулирована так: "социальная реальность" представляет собой функцию постижения статуса социальных фактов и феноменологических идеальностей социологии, равно как и метод их постижения, — она есть конститутивная возможность социологического мышления, пространственно-временной горизонт объяснения "социального мира" в терминах причина/следствие. В свою очередь, "социальное отношение" есть ни что иное как пространственно-временнoе становление, производство/воспроизводство социальных различий. Для того чтобы изложить эту мысль, потребовалась целая книгаXXII.


Глава 1. ПРОБЛЕМА СОЦИОЛОГИИ

Что значит знать? Вот, друг мой, в чем вопрос.

На этот счет у нас не все в порядке.

И. В. Гете. Фауст

Социологическая теория есть теория "социального мира"1, и социологическое познание есть институционализированное исследование. Оно создает специфический образ такого «мира», возникающий при проецировании на социальную действительность концептуальной схемы, предопределяющей практики социолога (см.: [2]). В итоге социальный мир всегда является социологу как уже в общих чертах познанный, и все социологические проблемы оказываются принципиально разрешимыми. Социологическое исследование — это направленное на социальный мир обнаружение (Entbergen).

Социология составляет себе концептуальную схему социального мира. Однако составить концептуальную схему значит не только, что «сущее» (ens) социального мира2 как-то представлено в социологии, но еще и то, что оно предстало перед исследованием во всем, что ему присуще и его составляет. Сущее социального мира приходит, размахивая белым флагом эксперимента и теоретической нагруженности, чтобы его можно было отличить от явлений неопосредствованной социальной действительности, — хотя на деле оно может быть неотличимым от них. Где социальный мир становится концептуальной схемой, там к сущему социального мира приступают как к тому, на что направлен социолог (интенциональный предмет), что он хочет репрезентировать, иметь перед собой и тем самым в окончательном виде пред-ставить перед собой. Концептуальная схема социального мира означает собой не столько систему категорий, организующую социологический опыт и отражающую социальную действительность, сколько социальную действительность, понятую как концептуальную схему. Сущее социального мира берется в социологии так, что становится сущим только тогда, когда оно представлено представляющим и устанавливающим его социологом. Социолог как таковой конституируется вместе с предметом социологического познания, т. е. в первичном акте противопоставления. Только в этом акте опредмечивания и возникает субъект познания, а сущее социального мира объективируется — выносится в предметное противостояние.

Социология начинает с присутствия, как математика начинает с «пространства» и "математической точки" — с изначальных неопределимых самотождественностей. Присутствие — это беспредпосылочная данность (в том числе, данность тематическая, а не только эмпрически-предметная), видимая непосредственность, то, что не вызывает сомнения социолога, им пред-ставлено и установлено, уже известно научному знанию. Присутствие есть репрезентация как способ выражения сущих социального мира, посредством которого они являются, становятся актуально данными, ясными. Чувственно-сверхчувственный «субстрат» репрезентации как раз и обеспечивает очевидность присутствия. Социология утверждает присутствие неких сущностей3 — «класса», "социальной группы", «семьи», «личности» — как присутствующих сущих социального мира, достоверных в их фактичности. В качестве непосредственной достоверности, того, что наличествует как бы само по себе и понятно без понятия, достоверно для всякого сознания, — присутствие устраняет все допущения, поскольку отодвигает их к эмпирической данности4. Присутствие "понятно без понятия" в том смысле, что предполагается, будто оно может функционировать без эксплицитного и исчерпывающего указания признаков, наличествует вне своего означающего и указывает лишь на самое себя. Иными словами, присутствие наделено значением (денотатом), но не смыслом (содержанием): оно настолько самоочевидно, что не нуждается в концепте и потому не подвержено концептуальной относительности. Какова бы ни была природа присутствия, его сложное, но единое значение призвано обеспечить целостность суждений о нем, не прибегая к эксплицитно определенному содержанию. То, что содержание присутствия элиминируется, предполагает его общедоступность, необходимость, очевидность.

Социологический опыт предстает «встречей» агента научного производства с объективным, принудительным fait accompli — присутствием. Социологический предмет есть переопределенное как данность или заданность научного познания присутствие сущего социального мира. Значение присутствия состоит, во-первых, в том, что оно постулируется как непосредственная достоверность, все же прочие социологические конструкты имеют опосредствованную и выведенную из него достоверность, т. е. им устанавливается иллюзия беспредпосылочности социологического познания. Во-вторых, присутствие отвечает на вопрос, каким образом может быть вообще дано сущее социального мира, и задает некое общее — пусть абстрактное, но предметно единое видение социального мира. "На самом деле" присутствие существует в качестве эпистемологической структуры, изоморфной структурам социальной действительности. Оно является тем первоначальным пунктом развертывания социологического познания, где в абстрактном виде, в отвлечении от внутренних различий настоящее вне пространства-времени фиксируется как абсолютное, т. е. как себетождественность сущего-в-опыте и его атрибутивные свойства5. Главное, что заключено в идее присутствия — это равенство с собой сущего социального мира, возведенное в ранг онтологического принципа, который служит отправной точкой разнообразных социологических построений6. Самотождественно присутствующее в некоем синхронном присутствии в роли субстанциального начала социального мира фигурирует под разными именами во многих социологиях: от марксистской (носителем присутствия здесь выступает труд как субстанция общества) до феноменологической (трансцендентальный субъект).

Присутствие не есть действительное начало социологии, предвосхищающее всякое иное начало. Оно не может обосновать само себя в точном смысле этого слова, поскольку его «непосредственность» имеет условиями своей возможности, как минимум, опосредствование социальными отношениями, в которых производятся социологические знания. Представляется невыполнимым требование постичь в критической рефлексии все социальные и эпистемологические опосредствования или исключить их на практике с помощью какой-либо организации социологического исследования. «Присутствие» есть прагматически обоснованная — с точностью до изоморфизма социологического опыта и социальных отношений — вера исследователя в «непосредственность», «данность», «себетождественность», et caetera, et cetera.

В социологии представить что-либо, какие-либо сущие социального мира, значит поместить перед собой наличное как предмет7, как противостоящее, соотнести с представляющим исследователем, и вынудить войти в это определяющее отношение8. Социология отождествляет бытийствование сущего социального мира с субъект-объектным отношением — присутствием сущего для устанавливающего научного представления:

"К пред-мету, "противо-поставленному", относится, во-первых, состав, «что» пред-стоящего (essentia-possibilitas) и, во-вторых, само предстояние противостоящего (existentia). Предмет есть это единство предстояния и состава. Состав в своем пред-стоянии сущностно отнесен к устанавливающей деятельности пред-ставления как удостоверяюще-обеспечивающего, планирующе-проектирующего процесса. (…)

Бытие есть теперь предметная противопоставленность. Вопрос о предметной противопоставленности, о возможности такого противо-поставления (а именно устанавливающему, рассчитывающему представлению) есть вопрос о познаваемости" [4, с. 178–179]9.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Начало социологии"

Книги похожие на "Начало социологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ю. Качанов

Ю. Качанов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ю. Качанов - Начало социологии"

Отзывы читателей о книге "Начало социологии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.