» » » » Владимир Максаковский - Географическая картина мира Пособие для вузов Кн. I: Общая характеристика мира. Глобальные проблемы человечества


Авторские права

Владимир Максаковский - Географическая картина мира Пособие для вузов Кн. I: Общая характеристика мира. Глобальные проблемы человечества

Здесь можно купить и скачать "Владимир Максаковский - Географическая картина мира Пособие для вузов Кн. I: Общая характеристика мира. Глобальные проблемы человечества" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Литагент «Дрофа»d9689c58-c7e2-102c-81aa-4a0e69e2345a, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Максаковский - Географическая картина мира Пособие для вузов Кн. I: Общая характеристика мира. Глобальные проблемы человечества
Рейтинг:
Название:
Географическая картина мира Пособие для вузов Кн. I: Общая характеристика мира. Глобальные проблемы человечества
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-358-05275-8 (кн. I); 978-5-358-05569-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Географическая картина мира Пособие для вузов Кн. I: Общая характеристика мира. Глобальные проблемы человечества"

Описание и краткое содержание "Географическая картина мира Пособие для вузов Кн. I: Общая характеристика мира. Глобальные проблемы человечества" читать бесплатно онлайн.



Настоящая книга широко известна преподавателям и студентам-географам, а также школьникам, интересующимся географией. Новое издание является исправленным и содержит исчерпывающую информацию по экономической и социальной географии мира.

Книга I посвящена общей характеристике современного мира: его политической карты, географии мировых природных ресурсов, населения, отраслей мирового хозяйства, а также глобальных проблем человечества.

Работа поможет учащимся расширить знания по курсу «Экономическая и социальная география мира», который преподается в 10 классе общеобразовательной школы, а также будет полезна учителям, преподавателям и студентам вузов.






В связи с этим возникает интересный и важный вопрос о формах глобального сотрудничества в системе «Общество и окружающая среда». Существуют десятки международных организаций и учреждений, прямо или косвенно занимающихся этой проблемой. В первую очередь, очевидно, следует сказать о деятельности ООН и ее специализированных учреждениях в области охраны окружающей среды и природоохранного образования.

Первая конференция ООН по окружающей среде состоялась в 1972 г. в Стокгольме. Уже в следующем году в рамках ООН была принята обширная программа по проблемам окружающей среды – ЮНЕП (United Nations Environment Programme – UNEP). Она координирует работы, ведущиеся в разных странах, обобщает мировой опыт, поддерживает перспективные начинания.

Главное направление работы ЮНЕП – обеспечение Глобальной системы наблюдений (мониторинга) за состоянием окружающей среды, которая включает наблюдения за климатическими условиями, за переносом загрязняющих веществ, за возобновляемыми природными ресурсами, за состоянием Мирового океана, а также наблюдения для целей здравоохранения. ЮНЕП отвечает за глобальную информационную сеть, за Международный регистр потенциально токсичных химических веществ. ЮНЕП руководит работами по борьбе с опустыниванием и обезлесиванием, объединяет усилия стран Азии, Африки и Латинской Америки по использованию бассейнов некоторых рек и озер, осуществляет программу региональных морей, затрагивающую 130 государств. Под контролем ЮНЕП находятся использование малоотходных и безотходных технологий, производство и транспортирование ядовитых веществ и отходов. ЮНЕП руководит также специальной программой по образованию в области окружающей среды. Важно отметить, что ЮНЕП осуществляет всю свою работу в тесном контакте с другими специализированными органами ООН: по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО), по вопросам труда (МОТ), Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Всемирной метеорологической организацией (ВМО), Всемирным фондом охраны природы (ВФОП) и др.

Одна из главных организаций в системе ООН – ЮНЕСКО – также включилась в решение проблемы «Общество и окружающая среда». Еще в 50—60-х гг. XX в. под ее эгидой были осуществлены такие программы, как «Аридные зоны», «Влажные тропики», «Гидрологическое десятилетие», «Международная биологическая программа». После этого ЮНЕСКО выступила с инициативой осуществления специальной долгосрочной программы «Человек и биосфера», которая была принята в 1970 г. Сокращенное ее название МАБ (Man and Biosphere – MAB).

Ныне в работе МАБ участвуют около ста стран, включая Россию. Как правило, эту работу ведут по отдельным проектам. Примерами их могут служить: «Экологическое воздействие деятельности человека на тропические и субтропические экосистемы», «Экологическое воздействие различных видов землепользования и практики хозяйствования на леса умеренной зоны и Средиземноморья», «Экологическое воздействие деятельности человека на ресурсы озер, болот, дельт, рек, эстуариев и прибрежных районов» и др.

Важной международной организацией является также Всемирный союз охраны природы (до 1988 г. он назывался Международным союзом охраны природы и природных ресурсов – МСОП). Членами этого союза состоят 626 национальных научных, государственных и других учреждений из 120 стран, 33 международные организации, включая Международный географический союз (МГС). Союз издает Красную книгу, которая периодически пополняется. Еще в конце 1980-х гг. совместно с ЮНЕП и другими организациями он подготовил и опубликовал «Всемирную стратегию охраны природы»– важный международный документ, отражающий коллективную озабоченность народов состоянием окружающей среды и содержащий развернутую программу их совместной деятельности. Он содержит конкретные рекомендации, относящиеся и к отдельным видам производств, и к отдельным районам Земли.

В 1983 г. ООН создала Всемирную комиссию по окружающей среде и развитию. Через четыре года эта комиссия опубликовала отчет «Наше общее будущее», в котором прозвучало предупреждение о том, что если мировое экономическое развитие будет и впредь происходить без учета ресурсно-экологических возможностей нашей планеты, то человечество ожидают тяжелые испытания и резкое ухудшение окружающей среды.

В 1986 г. после нескольких лет подготовки в рамках Международного совета научных союзов (МСНС) была утверждена Международная геосферно-биосферная программа (МГБП), в которой активно участвуют и географы.

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась еще одна Конференция ООН по окружающей среде и развитию, в которой участвовали главы и представители 179 государств. Форум «Рио-92» принял важные постановления и рекомендации, касающиеся окружающей среды. Среди них – «Повестка дня на XXI век», представляющая собой программу социально-экономического развития человечества и улучшения качества окружающей среды.

Наряду с многосторонним сотрудничеством в области охраны окружающей среды, которое осуществляют как на межправительственном, так и на неправительственном уровне, широко распространено также двустороннее сотрудничество в этой сфере. Россия, например, имеет соответствующие соглашения с США, Канадой, Францией, Великобританией, другими странами. Как правило, они заключаются между различными природоохранными ведомствами.

36. Междисциплинарный характер проблемы «Общество и окружающая среда». Роль географии в ее решении

«Общество и окружающая среда» – это не только международная, межгосударственная, но и междисциплинарная проблема. В ее решении в той или иной мере участвуют едва ли не все гуманитарные, естественные и технические науки (рис. 36). Они исследуют различные компоненты этой проблемы – природные, технические, экономические, медицинские, социальные, политические, географические, архитектурно-планировочные и др.

Большую, а по мнению многих видных географов, даже ведущую, «дирижирующую» роль в решении этой проблемы призвана сыграть географическая наука. Так, академик И. П. Герасимов не раз писал о том, что именно география всем ходом своего двухтысячелетнего развития более других наук подготовлена к подобной роли. Она уже накопила огромную информацию о природных условиях и ресурсах



Рис. 36. Междисциплинарный характер проблемы «Общество и окружающая среда»

всего мира, о степени и формах их освоения и использования. Кроме того, география одновременно и естественная, и общественная наука, обладающая столь необходимым в данном случае комплексным подходом к природным и социально-экономическим явлениям.

Можно утверждать, что в ответ на запросы практики в отечественной географии сформировались оба тесно связанных между собой научных направления: ресурсно-географическое и эколого-географическое.

География природных ресурсов (географическое ресурсоведение) изучает размещение и структуру природных ресурсов и их сочетаний, проблему их экономической оценки, охраны, воспроизводства, рационального использования, а также ресурсообеспеченности и прогнозов состояния ресурсной базы. Хотя это направление в нашей стране стало развиваться только в 60-егг. ХХв., к концу его на большинство принципиальных вопросов географического ресурсоведения удалось дать уже вполне обоснованные ответы.

Прежде всего это относится к самому понятию о природных (естественных) ресурсах, под которыми понимают конкретные виды материи и энергии, формирующиеся в природной среде, но используемые обществом для своих целей. В более узкой трактовке под ними понимают те тела и силы природы, которые в процессе материального производства извлекают из нее (например, полезные ископаемые). Однако в последнее время все чаще используют расширенную трактовку этого понятия, отражающую размывание граней между понятиями «природные ресурсы» и «природные условия» (говорят о климатических ресурсах и т. п.).

Это относится также к созданию различных классификаций природных ресурсов. По степени извлекаемости их обычно подразделяют на исчерпаемые (в том числе возобновляемые и невозобновляемые) и неисчерпаемые. Применяют и «природную классификацию», при которой ресурсы подразделяют в зависимости от их принадлежности к той или иной сфере географической оболочки (ресурсы литосферы, гидросферы, биосферы и др.). Широко распространена также классификация природных ресурсов по видам их хозяйственного использования (ресурсы для промышленности, сельского хозяйства, рекреации и др.). Наиболее сложна и важна комплексная природно-хозяйственная классификация природных ресурсов.

Наконец, это относится и к созданию различных научных концепций географического ресурсоведения.

В качестве первого примера можно привести концепцию территориальных сочетаний природных ресурсов, выдвинутую А. А. Минцем еще в начале 1970-х гг. Под территориальным сочетанием природных ресурсов (ТСПР) он понимал источники разных видов природных ресурсов (минеральных, земельных, водных и др.), которые расположены на определенной территории и объединяются общностью их фактического или перспективного использования в рамках одного производственно-территориального комплекса. Им же была разработана картосхема размещения ТСПР на всей тогдашней территории СССР.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Географическая картина мира Пособие для вузов Кн. I: Общая характеристика мира. Глобальные проблемы человечества"

Книги похожие на "Географическая картина мира Пособие для вузов Кн. I: Общая характеристика мира. Глобальные проблемы человечества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Максаковский

Владимир Максаковский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Максаковский - Географическая картина мира Пособие для вузов Кн. I: Общая характеристика мира. Глобальные проблемы человечества"

Отзывы читателей о книге "Географическая картина мира Пособие для вузов Кн. I: Общая характеристика мира. Глобальные проблемы человечества", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.