» » » » Владимир Максаковский - Географическая картина мира Пособие для вузов Кн. I: Общая характеристика мира. Глобальные проблемы человечества


Авторские права

Владимир Максаковский - Географическая картина мира Пособие для вузов Кн. I: Общая характеристика мира. Глобальные проблемы человечества

Здесь можно купить и скачать "Владимир Максаковский - Географическая картина мира Пособие для вузов Кн. I: Общая характеристика мира. Глобальные проблемы человечества" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Литагент «Дрофа»d9689c58-c7e2-102c-81aa-4a0e69e2345a, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Максаковский - Географическая картина мира Пособие для вузов Кн. I: Общая характеристика мира. Глобальные проблемы человечества
Рейтинг:
Название:
Географическая картина мира Пособие для вузов Кн. I: Общая характеристика мира. Глобальные проблемы человечества
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-358-05275-8 (кн. I); 978-5-358-05569-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Географическая картина мира Пособие для вузов Кн. I: Общая характеристика мира. Глобальные проблемы человечества"

Описание и краткое содержание "Географическая картина мира Пособие для вузов Кн. I: Общая характеристика мира. Глобальные проблемы человечества" читать бесплатно онлайн.



Настоящая книга широко известна преподавателям и студентам-географам, а также школьникам, интересующимся географией. Новое издание является исправленным и содержит исчерпывающую информацию по экономической и социальной географии мира.

Книга I посвящена общей характеристике современного мира: его политической карты, географии мировых природных ресурсов, населения, отраслей мирового хозяйства, а также глобальных проблем человечества.

Работа поможет учащимся расширить знания по курсу «Экономическая и социальная география мира», который преподается в 10 классе общеобразовательной школы, а также будет полезна учителям, преподавателям и студентам вузов.






В буддизме сложились два главных направления – тхеравада, или хинаяна («малая колесница»), и махаяна («большая колесница»). Тхеравада предусматривает так называемый узкий круг спасения, требующий от человека обязательного участия в буддийской монашеской общине. Обрядность в тхераваде проста и ограничивается проповедями, культом Будды, почитанием мест, связанных с его именем, а также поклонением ступам – местам хранения разного рода буддийских реликвий. А сам Гаутама считается не богом, а человеком. В отличие от тхеравады махаяна не предусматривает обязательного вступления в монашескую общину. Однако обрядность в ней значительно сложнее, а сам Гаутама предстает как божество (правда, наряду со множеством других будд). Сложилось в буддизме и третье, тибето-монгольское, направление – ламаизм.

Национальных и региональных религий, которые, как показывают сами эти термины, имеют либо национально-страновое, либо регионально-межстрановое распространение, насчитывается примерно десять. Но среди них либо по общему значению, либо по численности верующих выделяются четыре религии – индуизм, конфуцианство, синтоизм и иудаизм.

Индуизм, сложившийся в Древней Индии в IV–VI вв., и ныне распространен в этом же регионе. По численности последователей он значительно превосходит такую мировую религию, как буддизм. Индуизм – политеистическая религия с очень большим числом различных божеств. Но среди них ведущее положение занимает Тримурта (Троица) богов в составе Брахмы, Вишну и Шивы. К важным догматам индуизма относится учение о дхарме (установленном для каждой индийской касты порядке жизни), карме (воздаянии человеку после смерти) и сансаре (перехождении души умершего в тело человека другой касты, в животное или растение). Для индуизма характерно использование священных книг – Вед, а также эпических произведений «Махабхарата» и «Рамаяна».

Конфуцианство возникло в VI–V вв. до н. э. в Китае как философско-этическое учение, основоположником которого был Конфуций. С течением времени это учение трансформировалось в религию, но тем не менее сохранило особенности, отличающие его от других религий, и прежде всего особое внимание к этическим нормам (культ предков, почитание старших и подчинение им, чинопочитание и др.). Верховным божеством в конфуцианстве служит небо. Обожествлены также сам Конфуций, его ученики, народные герои. В конфуцианстве нет священнослужителей, и все обряды выполняют главы семей и старейшины родов. Главные книги конфуцианства – Пятикнижие и Четверокнижие – представляют собой хроники древней истории Китая, китайской поэзии, сборники правил поведения и т. п.

Синтоизм – национальная религия Японии, возникшая в VII–VIII вв. и основанная на древних религиозных верованиях японцев, прежде всего таких, как культ умерших предков и культ природы. Синтоистская религия полите-истична и исходит из того, что мир населен миллионами божеств и духов. Во главе всего этого пантеона стоит солнечная богиня Аматэрасу, к которой, по мнению синтоистов, восходит родословная японских императоров. Священными книгами синтоизма считаются Кодзики и Нихонги, а религиозные обряды состоят из молитв и жертвоприношений, которые совершаются в синтоистских храмах. Характерны также многочисленные храмовые праздники.

Иудаизм – религия евреев, истоки которой восходят ко второму тысячелетию до нашей эры. По численности приверженцев иудаизм уступает другим не только мировым, но и национально-региональным религиям, однако по количеству стран, в которых проживают его приверженцы – евреи (81), намного их превосходит. Важнейший догмат иудаизма – вера в единого бога Яхве (Иегову). Иудаисты верят также в богоизбранность евреев, в бессмертие души, в грядущее пришествие небесного избавителя – мессии. Священным Писанием иудаистов, в основном идентичным христианскому Ветхому Завету, является Танах, в который входят три книги: Тора (Закон), Небиим (Пророки) и Кетубим (Писания). Большое значение имеет и Талмуд, в котором дается толкование содержащихся в Танахе предписаний. Местом собраний иудаистов служат молитвенные дома – синагоги.

К национальным и региональным религиям обычно относят также джайнизм и сикхизм (Индия), даосизм (Китай), зороастризм (Индия, Пакистан, Иран) и некоторые другие.

Родоплеменные религии (культы) можно считать реликтами первоначально возникших на Земле верований, отражавших примитивные представления людей тех эпох о своей жизни и окружавшей их природе. Теперь они сохраняются только у самых отсталых народов.

Разновидностей таких культов довольно много. Но наибольшее значение среди них сохраняют следующие. Во-первых, фетишизм – почитание неодушевленных материальных предметов, которым приписывают сверхъестественные свойства. Во-вторых, анимизм – вера в одухотворенность природы, исходящая из представления о том, что душу имеют не только люди, но и животные, растения. В-третьих, культ предков или мертвых, исходящий из представления о том, что жившие ранее на свете люди продолжают существовать и после смерти. В-четвертых, тотемизм, исходящий из родства каждой группы людей с какими-то видами животных, растений, минералов или явлений природы. В-пятых, шаманизм – вера в способность отдельных людей в состоянии экстаза входить в общение с духами и использовать их силу для врачевания, вызывания дождя и других целей.

Что же касается количественных оценок численности верующих по отдельным конфессиям, то из-за отсутствия достоверной статистики в разных источниках они различаются весьма сильно. Разуеется, нужно учитывать и то, что количество верующих со временем может меняться. Согласно новым и вполне достоверным источникам, в наши дни распределение верующих по отдельным религиям выглядит следующим образом. (табл. 58).

Таблица 58

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ВЕРУЮЩИХ ПО ОТДЕЛЬНЫМ РЕЛИГИЯМ

Анализ таблицы 58 показывает, что в общем населении земного шара на долю христиан в приходилось 32 %, мусульман– 23, индуистов – 13, буддистов – 6, конфуцианцев – 3, последователей родоплеменных культов – 3,5, синтоистов– около 1 %. Можно добавить, что доля адептов «новых религий» составляла 2 %.

52. Основные черты современной географии религий

Несмотря на все исторические изменения, современная география религий отличается довольно большой стабильностью.

Наиболее широкое распространение в мире получило христианство.

В первую очередь это относится к католицизму. Католики составляют большинство верующих во многих странах Европы, а в ряде других стран образуют более или менее значительные группы. В Азии они формируют основной состав верующих только на Филиппинах, но группы католиков имеются там также во многих других странах. В Африке католическая вера сохранилась главным образом в бывших испанских и португальских колониях. В Австралии католики составляют примерно 1/3 верующих. Но больше всего их в Латинской Америке, где они преобладают почти во всех странах. Это следствие испанской и португальской колонизации. Католики довольно широко представлены и в Северной Америке.

Значительный ареал распространения характерен и для протестантизма, который определяет конфессиональный состав населения многих стран Северной, Центральной и Центрально-Восточной Европы. Протестанты образуют основную группу верующих в некоторых странах Южной и Западной Африки, бывших раньше английскими и голландскими колониями. Они широко представлены в Австралии и Океании, составляют половину всех верующих в США и 1/3 в Канаде.

Ареал распространения православия гораздо более компактен. Православных больше всего в странах СНГ (в России, на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Грузии), а также в странах Юго-Восточной Европы (в Греции, Румынии, Болгарии, Сербия и др.). В других регионах мира православные нигде не составляют конфессиональное большинство, за исключением Эфиопии, где преобладают близкие к православию христиане-монофизиты.

Рис. 44. Распространение ислама в странах Азии, Африки и Европы

Ислам – вторая по численности верующих мировая религия – также широко распространен в мире, но, в отличие от христианства, это распространение ограничивается преимущественно пределами Азии и Африки. Главные районы ислама – Юго-Западная и Центральная Азия, Северная Африка, а отчасти и Юго-Восточная Азия. В Юго-Западной Азии ислам преобладает во всех странах, за исключением Кипра и Израиля, в Южной Азии – в Пакистане и Бангладеш, в Юго-Восточной – в Индонезии, в Центральной – в Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Киргизии, Казахстане. В Северной Африке ислам господствует во всех без исключения странах, а в Центрально-Восточной Африке – выборочно. В зарубежной Европе мусульман больше всего в Албании, Боснии и Герцеговине, Македонии, Сербия (рис. 44).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Географическая картина мира Пособие для вузов Кн. I: Общая характеристика мира. Глобальные проблемы человечества"

Книги похожие на "Географическая картина мира Пособие для вузов Кн. I: Общая характеристика мира. Глобальные проблемы человечества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Максаковский

Владимир Максаковский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Максаковский - Географическая картина мира Пособие для вузов Кн. I: Общая характеристика мира. Глобальные проблемы человечества"

Отзывы читателей о книге "Географическая картина мира Пособие для вузов Кн. I: Общая характеристика мира. Глобальные проблемы человечества", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.