И Фролов - Введение в философию
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Введение в философию"
Описание и краткое содержание "Введение в философию" читать бесплатно онлайн.
Специфическая форма бытия человека в мире 475
Роль практики в становлении человечества и его культуры 476
3. Горизонты деятельности 479
Деятельность как закрытая система 479 Деятельность как открытая система 480
4. Деятельность как ценность и общение 481
Ценностное измерение деятельности 481
Деятельность и общение 483
Глава 8
ОБЩЕСТВО 485
1. Общество как система 485
Системный подход к анализу общества 485 Всеобщие сферы жизнедеятельности общества 486
Сфера материального производства 488
Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности общества 489
Ценностная сфера жизнедеятельности общества 491
Социальная сфера жизнедеятельности общества 493
Сфера управления общественными процессами 495
2. Общественный прогресс: цивилизации и формации 498
Возникновение теории общественного прогресса 498
Теории локальных цивилизаций 499
Теория общественно-экономических формаций 502
3. Философия истории: проблема периодизации 504
Ступени развития цивилизации 504
Понятие постиндустриального общества 505
Историческая эпоха и исторический процесс 508
Глава 9
КУЛЬТУРА 514
1. Бытие культуры 514
"Вторая природа" 514
Культура и человеческая деятельность 515
Социальность культуры 57 7
2. Генезис и динамика культуры 518
Становление культуры 518
Опредмечивание и распредмечивание в сфере культуры 519
Преемственность культуры 520
Проблема новаторства в культуре 522
3. Ценности культуры 523
Ценность и оценка 523
Иерархия ценностей 524
4. Типология культуры 526
Многообразие культур 526
Цивилизация 526
Национально-этнические культуры 528
Культура и социальные факторы 529
Субкультура и контркультура 550
Взаимодействие культур 531
5. Культура - общество - природа 533
Глава 10
НАУКА 538
1. Наука в современном мире 538
2. Научное познание и его специфические признаки 541
Наука как объективное и предметное знание 541
Основные отличия науки от обыденного познания 543
3. Строение и динамика научного знания 546
Соотношение категорий "эмпирическое" и "теоретическое" с категориями "чувственное" и "рациональное" 546
Критерии различения теоретического и эмпирического 547
Структура эмпирического и теоретического уровней знания 550
Основания научного знания 552
Идеалы и нормы научного познания 553
Научная картина мира 553
Философские основания науки 554
4. Философия и развитие науки 554
5. Логика, методология и методы научного познания 557
Общелогические методы познания 559
Научные методы эмпирического исследования 561
Научные методы теоретического исследования 562
6. Этика науки 565
Этические нормы и ценности науки 565 Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого 567
Глава 11
ЛИЧНОСТЬ 572
1. Индивид, индивидуальность, личность 572
Индивид 572
Индивидуальность и личность 573
Многообразие способностей как признак индивидуального своеобразия 574
Понятие личности 575
Нравственные основы личности и признание обществом ее достоинства 576
2. Личность и право 580
Историческое разъяснение основных понятий 582
Истоки и генезис прав человека. Права гражданские, гражданско-политические и социальные 585
Ключевой смысл новейших (международных) гуманитарно-правовых деклараций 588
Глава 12
БУДУЩЕЕ 590
1. Периодизация будущего 590
Непосредственное, обозримое и отдаленное будущее 590
Критерии предвидения 592
Методы прогнозирования 592
2. Научно-техническая революция и альтернативы будущего 594
Современная технологическая эпоха 594
Новый этап научно-технической революции 594
Альтернативы будущего 595
3. Человечество перед лицом глобальных проблем 596
Глобальные проблемы и социальный прогресс 596
Происхождение глобальных проблем 597
Взаимосвязь и иерархия глобальных проблем 598
4. Будущее человечества и реальный исторический процесс 600
Необратимость прогресса 601
Ускорение ритма истории 602
Пределы роста и стимулы развития 602
Гуманистическая миссия прогнозирования 604
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ФИЛОСОФИЯ В ПОИСКЕ И РАЗВИТИИ 606
Список рекомендуемой литературы 609
Предисловие
Завершившийся XX век не имеет себе равных во всемирной истории по размаху и основательности преобразований, совершаемых людьми (а временами и по масштабам бедствий, пережитых человечеством, с потрясающей силой обнаживших трагическую хрупкость и ненадежность человеческого существования в мире). Произошедшие перемены затронули и изменили самые разные сферы отношения между человечеством и планетой, на которой оно обитает, а также осваиваемой им частью космического пространства; взаимоотношения между государствами, где, пусть не всегда последовательно, пробивает себе дорогу осознание того, что у человечества в наши дни общая судьба; характер противоречий между разнородными социальными силами; сферу нравственных отношений и семейные устои.
И все же нынешнее время, похоже, еще сильнее раскручивает маховик перемен. В XXI век человечество шагнуло, казалось бы, оставляя в прошлом состояние "холодной войны" между великими государствами и социально-политическими системами. Но вместе с тем оно сразу же оказалось перед лицом новых грозных "вызовов": противоречивыми процессами тотальной глобализации, распространением фундаменталистских настроений, увеличением социально-экономического разрыва между странами "юга" и "севера", наличием социально-этнической нетерпимости внутри самих обществ. Угрозы экологического и демографического кризисов продолжают нарастать, бурные темпы научно-технического прогресса выплескивают на нас все новые знания и технологии, далеко не однозначно воздействующие на условия нашей жизни, да и на нас самих...
Все эти, как и многие другие, разительные перемены взаимно усиливают друг друга, так что легко поддаться впечатлению, будто происходящее в мире во всей своей полноте недоступно человеческому разумению и контролю. Однако такое разумение и контроль сегодня особенно необходимы, причем не отдельным избранным лицам, наделенным какими-то особыми знаниями и полномочиями, а каждому из нас.
Дело в том, что, по мере того как социально-исторические изменения становятся все более глубокими, возрастает и число людей, активно вовлекающихся в эти изменения. На арене сегодняшних и завтрашних перемен каждый из нас во все большей мере становится не только зрителем, но и непосредственным участником событий. Это, пожалуй, одна из наиболее характерных отличительных особенностей нынешних изменений.
Но у них есть и другая сторона - сама возможность их осуществления находится в прямой зависимости от того, насколько каждый из нас окажется в состоянии принять на себя полную меру ответственности за будущее. А это невозможно, если не уразуметь существо процессов, охватывающих сегодня весь мир.
Мы постепенно привыкаем к разнообразию мнений, выражаемых и отстаиваемых разными социальными группами, разными людьми; мы учимся уважать инакомыслие, мнение других, даже если и не соглашаемся с ними. Для полнокровной общественной жизни, однако, необходимо, чтобы каждое отдельное мнение было обоснованным, продуманным с точки зрения не только конкретного индивида или особой социальной группы, но и с точки зрения интересов общества в целом. И здесь, таким образом, отчетливо обнаруживается, что от каждого из нас требуется способность осознанной, разумной ориентации в окружающей действительности. Но такая способность, как и вообще способность к разумному мышлению, у человека не является врожденной - ей необходимо обучаться, и лучшая школа для этого - усвоение высших достижений философской культуры.
Человек, вообще говоря, может воспринимать окружающий мир и самого себя, довольствуясь представлениями обыденного здравого смысла, который скользит по поверхности вещей, не проникая в их суть. При этом, однако, его воззрения и действия не будут самостоятельными: как бы он ни обманывался на сей счет, он всегда будет находиться во власти расхожих мнений и стереотипов. Такой подход к действительности, конечно, не позволяет выработать самостоятельную жизненную позицию, обосновать свои идеалы и ценности. Путь разумного мышления, путь философии - непростой путь, ибо он ведет в глубины человеческого бытия, заставляет размышлять о многом таком, что неведомо обыденному здравому смыслу, он чаще вскрывает проблемы и противоречия, чем дает окончательные решения.
Философию нередко понимают как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей нашей повседневной жизни. Это далеко не так. Напротив, именно в самой жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитроумных мыслительных построений, - в конечном счете не более чем средства для постижения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине и противоречивости. При этом важно иметь в виду, что в философии, пытающейся осмыслить действительность, такое осмысление предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно с этим - поиск в самой реальной жизни, в ее противоречиях возможностей, средств и направлений ее дальнейшего развития в интересах человека. Преобразование реальности, практика, является той сферой, откуда философия только и может получить толчок, стимул для решения своих проблем, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Введение в философию"
Книги похожие на "Введение в философию" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "И Фролов - Введение в философию"
Отзывы читателей о книге "Введение в философию", комментарии и мнения людей о произведении.