Юрий Александров - Кудеяров стан

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Кудеяров стан"
Описание и краткое содержание "Кудеяров стан" читать бесплатно онлайн.
По-прежнему старики звали кузнеца, когда надо было решить какой-нибудь важный для общины вопрос, по-прежнему к нему первому обращались за советом.
Заряна приводила отца. Кузнецу уступали почетное место в кругу, а девушка тихо вставала за его спиной. Полян внимательно слушал, пытливо смотрел всем в глаза и… молчал.
Внимательно слушала и Заряна. Только она одна из молодых присутствовала на этих совещаниях старейшин общины.
Кончился март. Ночи стали звездные, но темные. Старики говорили: «К большой воде», - ждали обильного разлива. К утру ещё крепко примораживало, днем же было солнечно и тепло. Овраги по обе стороны городища пенились и шумели мутными вешними водами.
Как-то теплым полднем вышел Полян из душной и дымной землянки Был он в высокой меховой шапке, в нагольном полушубке из волчьих шкур, надетом поверх длинной холщовой рубахи, в холщовых шароварах и овчинных теплых сапогах. Лаптей он не носил - не подобало ему, первому человеку на городище, быть лапотником.
Заряна, как всегда, следовала по пятам за больным отцом.
Между землянкой и холодной пустующей домницей стоял плетеный и обмазанный глиной кош, доверху наполненный обожженной, истолченной в порошок рудой. Возле - другой, полный древесного угля. Поодаль громоздились груды ещё не истолченной руды.
Полян грустно смотрел на своё, ещё при жизни его осиротелое хозяйство, потом открыл кош, набрал полные горсти руды и зашептал вдруг что-то, впервые с того недоброго дня.
Заряна близко к губам отца наклонила голову, стараясь понять, что он шепчет, но тихие слова кузнеца были совершенно бессвязны.
Минуту девушка колебалась, с болью глядя на ржаво-красные от руды большие руки отца, потом своими руками крепко сжала в кулак его пальцы.
«Держи, отец, держи… пойдем», - и повела его к старикам. Недалеко от вала стояла большая землянка. В ней никто не жил - это была общая мужская хижина, куда сходились славяне обсуждать общинные дела
- Вроде как клуб сельский, - добавил дед.
- Да как сказать? Скорее как правление колхоза или сельсовет. Ну и клуб. Только не для молодежи, а для старших.
У женщин своя была хижина - они там по вечерам работать собирались, пряли, ткали.
- На посиделки, - опять вставил дед, - это и при мне ещё в старых деревнях было. Собирались всякая со своей куделью, лучины жгли, пряли да судачили.
- Вот, - продолжал археолог, - скоро собрались мужчины в общей землянке, и передала им Заряна, чтб хочет Полян говорить.
Полян ничего не сказал. И впервые за всё существование городища на совете зазвучал голос девушки. Волнуясь, краснея и сбиваясь, рассказала она, что заговорил отец, что хочет Полян снова варить железо, а в помощь себе вместо погибшего Горюна выбрал молодого Горшу.
Кузнец молчал, широко раскрытыми глазами глядя на дочь и на мужчин. Заряна взяла его руку, подняла её и, разжав пальцы, показала руду на мозолистой ладони.
В тот же день началась варка. Полян, конечно, уже не работал Заряна с Горшей загрузили домницу, девушка подвела больного умельца к топке, вложила ему в руки и зажгла просмоленную паклю. Кузнец бросил паклю на сухие дрова в горне. Потом Полян, тоже по указке Заряны, окропил жарко разгоревшийся огонь петушиной кровью.
Этим и ограничилось его участие в новой варке. Руководила работой Заряна. А по окончании варки, утомленная, но взволнованная и радостная, смело вошла она с Поляном и Горшей в наполненную людьми мужскую хижину и положила на землю горячую полновесную крицу.
С того дня снова жарко пылала домница, снова звенели молотки. Двери кузницы были постоянно закрыты. Никто не знал, что не Полян, а Заряна обучает Горшу кузнечному делу. Юноше было стыдно вначале. Как? Его, мужчину, учит женщина, да ещё такому важному и совсем не женскому делу.
И всё же из него вышел неплохой кузнец. После сам он уже выбрал себе и обучил помощника - молотобойца.
Стыдно мужчине умирать возле печки. Стыдно и горько. Мужская смерть на ногах.
Если ты воин - умри впереди товарищей, умри рядом с товарищем, умри от удара копья, назначенного поразить товарища, от стрелы, летящей в друга.
Мужская смерть - с мечом в правой руке и со щитом в левой. Мужская смерть бродит по стенам городищенским, по степным ковылям да по Черному, Русскому морю. Мужская смерть там, где родину защищают, где славу силы славянской далеко за моря и дали несут воины русские.
И ещё мужская смерть - у труда твоего. Почетно пахарю умереть, крепко сжав до блеска сглаженные честными мозолями кленовые рукоятки сохи.
Умереть - пасть на соху: «Стой, долгогривый! Приехал твой хозяин!»
А если ты мастер? Умелец? Если служил огню и железу? Если навечно прокопчены и ладони и щеки, если мозоли прожжены углем и сталью?…
Нельзя мужчине умирать лежа! Нельзя умирать с пустыми руками!…
Уже несколько дней замечала Заряна: приходит Полянов день, близится час Полянов.
Слышит как-то поздним часом: зовет старик, громко, не разобрать что, шепчет, ногами о лавку стучит. Видно, кончается его воздух.
Вскочила Заряна на ноги, угольки в очаге раздула, засветила лучину, видит: сидит Полян на своей постели, овчины с себя сбросил, руками за горло хватается - тяжко.
Одела девушка отца кое-как, вышла со стариком вон из душной хижины. А Полян - в кузню. Луна светит - всё видать.
Взял славянин молот в слабеющие руки, смотрит на дочь, молчит.
Быстро вернулась девушка в жилище, набрала в черепок жарких углей, раздула огонь в горне, вложила в него железную полосу, мехами заработала.
Смотрит Полян, улыбается, головой кивает. Взгляд стал опять ясный, человеческий. А Кузнецова дочь раскалила железо, взяла его клещами, плашмя на наковальню положила. Потом правой рукой Поляковы руки с молотом над стариковой головой подняла.
Ударил раз кузнец, ударил другой, третий… и пал на наковальню сердцем. Едва девушка раскаленную полосу убрать успела.
Кончилась жизнь. Жил как надо и, как мужчине положено, умер с оружием своим в руках.
Мало радости о смерти рассказывать, ещё меньше о похоронах, да из песни слов не выкинешь.
У нас хоронить - тело прибрать с почетом, а у древних не то было: похоронить, значит отправить родного в другую, большую жизнь. Ведь верили тогда предки, что по смерти ещё куда-то, в зеленые светлые страны уходит человек. Надо, считали, к жизни этой покойника приготовить, с честью проводить. Сделаешь всё по обряду - душа отойдет от тела, «как дымец мал», и унесется к Сварогу. Нет - беда: на земле душа навсегда останется и будет бродить неприкаянная ведогонью-упырем, будет людей страшить, невзгоды на них накликать. А кузнеца-ведуна и живого-то побаивались.
Все мелочи обряда погребального старики серьезно обсуждали. Обсудили и решили отдельный курган колдуну-кузнецу насыпать. Большая это была работа, большая честь Поляну, да и нельзя было иначе по обычаю сделать.
В те века северянские курганы были семейными усыпальницами. Сколько вервей в селении, столько и курганов на могильнике.
Вот у Богдановского городища всех курганов сколько?
- Два у конюшен, - начал считать Глеб, - два у раздорожья, три в осиннике, три сюда, к городищу ближе, один в орешнике, отдельно. Всего одиннадцать.
Дмитрий Павлович кивнул головой.
- Видимо, было сперва четыре верви. Потом две из них разделились на три каждая и две - на две каждая. Вот и четыре маленьких группки - все родственные.
- А тот, что один в орешнике?
- Тот насыпан был над одним человеком, над пришельцем.
- Над Поляном?
Дмитрий Павлович опять утвердительно кивнул головой.
- Выбрали славяне ровное место, - продолжал он, - расчистили площадку, вбили кол посредине, колышком на веревке от центра аккуратно окружность провели. Потом наготовили толстых дубовых пластин метра по два в длину, и из них вкопали по окружности кольцевую ограду. В одном месте в ограде оставили проход и против него внутри ограды из таких же плах построили бдын - погребальный домик, в длину больше метра, почти метр в ширину и такой же высоты.
В бдын поставили несколько глиняных сосудов с жертвенной пищей - стравой для души покойника. Кто знает, сразу ли она уйдет в Сварожьи хоромы?
Возле ограды будущего кургана сложили большой костер из сухостойных дубовых стволов. На костер поставили долбленую лодку-однодеревку с телом Поляна. Разожгли жаркий огонь.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Кудеяров стан"
Книги похожие на "Кудеяров стан" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Александров - Кудеяров стан"
Отзывы читателей о книге "Кудеяров стан", комментарии и мнения людей о произведении.