» » » Л. Голуб - Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям


Авторские права

Л. Голуб - Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям

Здесь можно скачать бесплатно "Л. Голуб - Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Словари, издательство Издательский Дом: "Хроникер", год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям
Автор:
Издательство:
Издательский Дом: "Хроникер"
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-901238-20-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям"

Описание и краткое содержание "Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям" читать бесплатно онлайн.



Словарь содержит 293 статьи о буддизме и других учениях, которые формировались в русле религиозно-философских традиций древней Индии. Представлены трактовки важнейших терминов, применяемых в буддизме разных стран, школ и направлений.

В кратком комментарии рассмотрены некоторые вопросы, которые, ввиду их сложности, не могут быть достаточно полно изложены в рамках словарной статьи.

Словарь рассчитан на широкий круг читателей, интересующихся восточной философией, религиоведением, психологией и историей культуры.






270. Хридая, Хридайя

270. ХРИДАЯ, ХРИДАЙЯ — сс. Сердце. Основа. Сущность. Сознание. В восточной культуре термин «сердце» означает не только внутренний орган, ответственный за кровообращение, но и всю область верхней части живота, сердца и солнечного сплетения. Хридая считается центром психических процессов, местом возникновения нирваны и точкой соприкосновения с трансцендентным. С ним связывают просветление, сферу бессознательного, неосознаваемого, неинформативного, волю, чувства и даже разум как сознание вообще. Считают, что именно здесь находится обитель души (атман), духа, бога. При этом связь рассудочных, интеллектуальных функций, дискурсивного мышления с мозгом не отрицается. Допускается существование сверхтонкой структуры из праны или энергий, полевого образования, регулирующего и координирующего деятельность индивидуального сознания. В веданте с сердцем связывают деятельность внутреннего органа антахкарана. В дальневосточном буддизме сердце и сознание обозначают одним иероглифом. Термины «хридая» и «читта» выступают как синонимы. Предполагают, что в сердце заключены врожденные знания и ощущается «я» как собственная личность. В буддизме чань и дзэн для получения просветления рекомендуется парадоксальную задачу (кит. гунъань, яп. коан) не обдумывать, а «опускать в живот». В японском языке хара (живот) в переносном смысле употребляется как душа, синоним термина син (сердце, душа). Одним из важнейших буддийских текстов считается «Сутра сердца» («Праджняпарамита-хридая-сутра», «Сутра сердца праджняпарамиты»), В переводах на русский язык термин сердце обычно заменяется на термин сознание. В области сердца расположена чакра анахата, называемая сердечной.

271. Чакра

271. ЧАКРА — сс. Колесо. Диск. Солнце. Оружие богов. В йоге и других школах чакрами называют психофизиологические центры в тонком теле человека. Их существование не определяется инструментально, но выводится на основании результатов практики работы с ними, эффективность которой подтверждается объективно. Указывается разное количество чакр, несколько расходятся и представления об их локализации. При визуализации (прана-пратиштха) они предстают как завихрения, сравниваемые с цветком лотоса, повернутым от позвоночного столба к фронтальной поверхности тела, имеют разное количество лепестков, разный цвет. Их воспринимают как вихри энергии и сравнивают со спицами вращающегося зонта. Активизируются чакры при подъеме энергии (кундалини) от нижней чакры у основания позвоночного столба к верхней чакре над макушкой головы. Последовательно активизируются семь основных чакр и дополнительные, расположенные в стороне от позвоночника. С чакрами связывают распределение потоков праны в организме. Им соответствуют определенные звуки (биджа-мантра), символы, буквы алфавита, выполняющие функцию сакральных знаков, и др. Символы чакр представляют сложные композиции, в которых выделяют основной элемент в виде геометрической фигуры, соответствующей одному из первоэлементов материи (бхута). После смерти человека чакры перестают функционировать и не поддаются визуализации. Система чакр с точки зрения профанического сознания — вопрос веры, виртуальна, но существуют техники, позволяющие демонстрировать при работе с чакрами генерирование внутреннего тепла (сс. чунда-йога, тибет. туммо, тумо), появление сверхъестественных способностей, просветление. Наибольшее значение чакрам придается в тантрических практиках. Чакры называют узлами (грантхи) или точками (бинду). В некоторых учениях им соответствуют семь нот или семь тел (физическое, эфирное, астральное, ментальное, кармическое, интуитивное и абсолют). Работа с чакрами осуществляется в основном в направлениях тантрического буддизма ваджраяны, тибетского буддизма. Чакра — атрибут и символ великого правителя (чакравартин).

271.1. ЧАКРА. Основные психофизиологические центры. Муладхара. Нижняя чакра, расположенная у основания корпуса тела человека. В ней пребывает в состоянии покоя, сна, дремоты (нидра) энергия (шакти, кундалини). Из этого положения она начинает подъем вдоль позвоночного столба, что означает духовный рост, стремление к соединению с богом (Шива) или к высшему состоянию космического разума. При визуализации чакра воспринимается как лотос с четырьмя лепестками. Основной символ — желтый квадрат (земля). Связанный с чакрой поток праны — алана. Тело, соотносимое с данной чакрой, — физическое, плотное, грубое (стхула-деха).

Свадхистана (свадхиштхана) расположена в области между гениталиями и пупком. Воспринимается как лотос с шестью лепестками. Основной символ — белый полумесяц (вода). Прана — вьяна. Соотносится с эфирным телом. Другие названия: чакра смерти, место исхода души

Манипура расположена в области между пупком и солнечным сплетением. Лотос с десятью лепестками. Символ — красный треугольник (огонь), перевернутый вершиной вниз. Прана — самана. Тело — астральное.

Анахата расположена в области сердца. Сердечная чакра. Лотос с двенадцатью лепестками. Символ: шестиугольник из двух треугольников дымчатого цвета (воздух). Прана — прана. Тело — ментальное. В буддизме чакра соотносится с телом закона (дхармакая) космического Будды.

Вишуддха расположена в области щитовидной железы. Лотос с шестнадцатью лепестками. Символ — дымчатый кружок (эфир, воздух). Прана — удана. Тело — кармическое. В буддизме чакра соотносится с телом блаженства (самбхогакая) космического Будды.

Аджна расположена в межбровье («третий глаз»). Лотос с двумя лепестками. Символ: перевернутый треугольник, над ним месяц-чаша, кружок и капля мудрости в виде перевернутой запятой. В буддизме чакра соотносится с телом преобразования (нирманакая) космического Будды.

Сахасрара (сахасрадала) расположена над головой. Лотос с тысячью лепестков. Центр сознания или место контакта с богом, абсолютом.

272. Чакравартин

272. ЧАКРАВАРТИН — сс. Поворачивающий колесо. Образ восходит к древнему обряду инаугурации, возведения в сан вождя племени. По жертвенному столбу (скамбха, юпа) он поднимался к колесу, горизонтально закрепленному на вершине как символ солнца. Поворот колеса — сакральное, священное действие, ритуал посвящения. Чакравартин в буддизме — мудрый правитель, способный и достойный влиять на ход событий, «поворачивать колесо». Он обладает драгоценностями-символами: колесом (чакра), конем, слоном, жемчужиной, царицей, мечом, имеет казначея и советника. Белый слон-альбинос в Индии считался символом величайшего могущества. Чакравартин, обладающий железной, бронзовой или серебряной чакрой, покоряет малые государства, демонстрируя свою силу или сражаясь с теми, кто оказывает ему сопротивление, но он никого не убивает. Его титул — победитель (джайя, джая). Когда появляется золотой чакравартин, обладающий золотой чакрой, народы сами просят принять их под свое покровительство. Каждый чакравартин не только защищает их, но и просвещает

Появление чакравартина предвещает приход на землю будды данного космического цикла. Миссия чакравартина заключается не только в обеспечении процветания страны, но и в заботе о духовном росте своего народа, подготовке его к приходу спасителя. В нашей кальпе спасителем должен стать будда Майтрейя. Перед его приходом должен появиться Золотой Чакравартин, который будет буддистом и объединит все человечество. В переносном смысле поворот колеса означает принципиальное изменение направления развития событий. В буддийской школе виджнянавада введено представление о трех поворотах колеса учения Будды (дхарма-чакра-правартана, дхамма-чакка-паваттана). Первым считается бенаресская проповедь Будды Шакьямуни о страдании и четырех благородных истинах. Вторым — появление учения о высшей интуитивной мудрости (праджняпарамита). Третьим школа называет собственное учение о сознании. В ваджраяне третьим поворотом считают появление тантрического направления. Иногда вторым поворотом колеса называют возникновение направления махаяна.

273. Четана

273. ЧЕТАНА — се. Мысль. Сознание. В буддизме четана — один из формирующих факторов (санскара), влияющих на распределение элементов бытия (дхарма) в индивидуальном потоке (сантана). Она выступает как кармический импульс, обусловливающий направленность сознания, установление субъект-объектной оппозиции, кармической связи. Её трактуют как посыл, формирующий на непроявленном уровне мотивации, проявляющиеся затем как действия физические или вербальные. Четана участвует в реализации кармического механизма. Человек при этом ощущает не сам кармический импульс, а его проявления, не осознавая причины направленности своего сознания, интенции, влечения. Буддийская духовная практика предусматривает контроль за помыслами, ментальными посылами, побуждениями и другими проявлениями четаны, которые вызывают кармические последствия.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям"

Книги похожие на "Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Л. Голуб

Л. Голуб - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Л. Голуб - Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям"

Отзывы читателей о книге "Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.