» » » Л. Голуб - Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям


Авторские права

Л. Голуб - Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям

Здесь можно скачать бесплатно "Л. Голуб - Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Словари, издательство Издательский Дом: "Хроникер", год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям
Автор:
Издательство:
Издательский Дом: "Хроникер"
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-901238-20-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям"

Описание и краткое содержание "Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям" читать бесплатно онлайн.



Словарь содержит 293 статьи о буддизме и других учениях, которые формировались в русле религиозно-философских традиций древней Индии. Представлены трактовки важнейших терминов, применяемых в буддизме разных стран, школ и направлений.

В кратком комментарии рассмотрены некоторые вопросы, которые, ввиду их сложности, не могут быть достаточно полно изложены в рамках словарной статьи.

Словарь рассчитан на широкий круг читателей, интересующихся восточной философией, религиоведением, психологией и историей культуры.






47. Анусмрити

47. АНУСМРИТИ — сс. Воспоминание. Следы, сохраняющиеся в сознании и продолжающие оказывать на него влияние. Буддийская практика думания о Будде основана на представлении о том, что человек обретает свойства того, о ком (или о чем) он постоянно думает. Монахам предлагаются перечни объектов, систематические воспоминания о которых меняют личность в определенном направлении. Повторение (абхьяса) действий тела, речи или мысли закрепляет следы и повышает эффективность действия, которое может быть как благим (кушала), так и неблагим (акушала). Термину «анусмрити» синонимичны: сеша, смрити, санскара.

48. Ануттара-Самьяк-Самбодхи

48. АНУТТАРА-САМЬЯК-САМБОДХИ — сс. Высшая (ануттара) стадия просветления в буддизме махаяны, предшествующая достижению нирваны. Путь к этому состоянию (бодхичиттопада) начинается с мысли о просветлении (бодхичитта), устремленности к нему. Человек постепенно освобождается от влечений, привязанностей, заблуждений, от дискурсивного способа мышления и от ментальной деятельности вообще. Став святым (бодхисаттва), он постигает высшие истины, переходя на интуитивный способ мышления. В состоянии ануттара-самьяк-самбодхи бодхисаттва может помогать другим людям на пути к спасению, поэтому он сознательно не переходит в состояние нирваны. Высшие состояния сознания не поддаются словесному описанию и в модели психокосма хинаяны относятся к области арупалока. В махаяне кроме состояния ануттара-самьяк-самбодхи выделяются и другие аспекты просветления, исследуемые различными школами: сатори (яп.), саньмэй (кит.) и др.

49. Апас, Апа, Ап

49. АПАС, АПА, АП — сс. АЛО — пали. Вода. Один из первоэлементов материи (бхута), стихия (махабхута). Бог космических вод — Нараяна, бог водяной стихии — Варуна. С водой в Индии связано много мифов и легенд, согласно которым Земля первоначально плавала в воде и омывалась, как околоплодными водами. В водах плавало Золотое Яйцо, из которого появился Брахма, Золотой Зародыш (хираньягарбха). Река Ганга протекает одновременно в трех мирах: в подземном, земном и небесном, где ей соответствует Млечный Путь. В Индии совершаются паломничества к множеству священных источников (тиртха). Считается, что их вода смывает грехи человека, очищает «родовое тело». Водой клянутся, сс. призывают в свидетели. В буддийской космологической модели вода участвует как в процессе созидания мира, в космогенезе, так и в процессе его разрушения. Образ воды играет большую роль в медитативной практике, при занятиях которой тело «тонет в воде», вода поднимается, «смывая в сознании все следы» и т. д. С водой сопоставляют интуитивное мышление, с огнем — дискурсивное, которое уничтожает плоды интуиции. Согласно учению буддийской школы мадхьямика, именно в водной стихии мудрые наги хранили праджняпарамиту до тех пор, когда люди созрели духовно для сс. понимания. Метафора перехода в состояние нирваны — «переправа на другой берег».

50. Артха

50. АРТХА — сс. Объект. Цель. Смысл. Выгода, польза. Богатство. Ум. Образ и смысл предмета одновременно. Познающий и познаваемое. Духовное и материальное. Имя (нама) и образ, цвет, форма (рупа) объекта, совокупность его признаков (нама-рупа). Термин «артха» выступает как субстантив, обозначающий нечто, содержание чего может быть раскрыто особо. В веданте артхой называют принцип деления жизни человека на четыре периода по двадцать одному году каждый, что соответствует цели, доминирующей на данном этапе. На первом это любовь (кама), на втором — благосостояние (артха), на третьем — благочестие (дхарма), на четвертом — духовное спасение, освобождение души (мокша). Принцип артха относится к любому человеку, в отличие от принципа деления жизни на четыре ашрамы, введенного ведантой для представителей высших варн и связанного с регламентацией духовной жизни. Термин «артха» образует такие словосочетания, как артха-вада (учение о смысле слов), артхапатти (предположение, неявное содержание, импликация), артха-правритти-таттва (операции со смыслами в сознании), парама пурушартха (высшая цель человека). «Артхашастра» — трактат, аргументированно регламентирующий жизнь правителей и подданных. В нем рассматриваются политические, экономические и социальные вопросы, право, мораль и др. Документ был составлен в конце I тыс. до н. э. и окончательно сформулирован в Iв. н. э.

51. Арупалока

51. АРУПАЛОКА — сс. Высший уровень в модели буддийского психокосма (трилока, трилокья) хинаяны (тхеравада). Этап духовной практики, на котором не осознаются образы, формы и цвет. Мир не-форм. На этом уровне полностью прекращается дискурсивное мышление. Переживания становятся неописуемыми. Упоминается четыре вида божественных сущностей, которые лишены конкретных признаков. Их «вечность» относительна, так как и они смертны. Пространство (акаша) ощущается сознанием как бесконечность (ананья). Содержание сознания непостижимо (ачитта, ачинтья). Фиксируется ощущение нематериальности (арупья, арупа, арупи), и на ступает нирвана. Достижение арупалоки (арупавачара, арупадхату) служит одним из признаков святости (арупавачара-читта), необратимого благого состояния сознания. Привязанность к пребыванию на этом уровне (арупа-рага) может помешать окончательному освобождению. В буддизме махаяны высшие состояния трактуются несколько иначе. Адепт переживает последовательно пребывание в состоянии тел космического Будды: тела преобразования (нирманакая), тела блаженства (самбхогакая), тела закона (дхармакая). В виджнянаваде он постигает космический аспект алаявиджняны и т. д. Конечным состоянием, кроме нирваны, называют состояния татхаты, сарваджняты, шуньяты, адибудды и др., трактуемые как состояние абсолюта.

52. Архат, Арахат, Арахант, Арахан

52. АРХАТ, АРАХАТ, АРАХАНТ, АРАХАН — сс. АРАХА, АРАХАТТА — пали. Достойный человек. В джайнизме архат — одно из божеств. В раннем буддизме и направлении тхеравада (хинаяна) — святой, тот, кто достиг просветления и освобождения (нирвана) при жизни. Он полностью освободился от всех привязанностей, от всех десяти оков (санйоджана), удерживающих человека в сансаре. Архат не подвержен страху смерти и может прекратить свое существование произвольно. Обладая сверхъестественными способностями (сиддхи), он может продлить жизнь, чтобы помочь освободиться кому-то другому. Архатство достигается через постижение четырех благородных истин и прохождение благородного восьмеричного пути. С этой целью адепт вступает в буддийскую общину (сангха) или в монастырь. Он проходит подготовку (прайога-марга), постигает основы учения (даршана-марга), занимается духовной практикой (бхавана-марга) и получает первый плод (пхала), становясь «вступившим в поток» (сротапанна, сотапанна). Продолжая практику, он получает второй плод и становится тем, кто вернется в мир еще только раз (сакрид-агамин, сакридагамин, сакадагами). Затем, становясь невозвращенцем (анагамин), он обретает третий плод. Его сознание проходит через уровень рупалоки и достигает арупалоки. Получив четвертый плод, он становится архатом. Женщину, достигшую архатства, называют архати. Синонимичны термину «архат» бхагават (блаженный) и самьяк самбудха (всецело пробудившийся). Архат — один из титулов Будды.

53. Арья, Ария, Арий

53. АРЬЯ, АРИЯ, АРИЙ — сс. Благородный. Достойный. Святой. Предполагают, что ариями называли воинственных полукочевников-скотоводов, племена которых мигрировали из Центральной Азии в Иран и к XVII в. до н. э. проникли в долину Инда. Они считаются носителями индоевропейских языков и жреческой культуры. Их главным богом был бог войны и дождя Индра. Индо-арии расселились на территории погибших городов Хараппа, Мохенджо-Даро, Калибангана и др. Сравнительно-историческое языкознание свидетельствует о том, что существует генетическая связь славян с арьями, к которым причисляют древних иранцев, персов, мидян. Землей ариев (Арья-варта, Арияварта) считалась центральная часть долины реки Ганги. Доарийская индийская культура мало изучена. Современная цивилизация в Индии стала развиваться на Индо-Гангской равнине на рубеже II–I тыс. до н. э. При взаимодействии местных племенных культур с более высокой арийской возникла ведийская культура. При формировании сословий (варна) термин арья стал обозначать человека, принадлежащего к высшим общественным группам. В буддизме не признаются социальные различия, и термин «арья» применяется к тому, кто преуспевает на пути к освобождению. Арьясатья — благородная, высокая истина, арья-пудгала — благородная личность.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям"

Книги похожие на "Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Л. Голуб

Л. Голуб - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Л. Голуб - Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям"

Отзывы читателей о книге "Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.