Евгений Гайдадымов - Философия (Конспект лекций)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Философия (Конспект лекций)"
Описание и краткое содержание "Философия (Конспект лекций)" читать бесплатно онлайн.
Н. С. Розов. Возможность теоретической истории // Вопросы философии. 1995. - № 12. - С. 55 - 70
Чем отличаются и что есть общее в философском и собственно историческом подходах к истории? Почему автор не принимает критику Поппером возможности теоретической истории и на каком основании? Какие две главные альтернативы в подходе к истории сложились в философии? В чем их особенности? В чем смысл истории?
П. Сорокин. Циклические концепции социально-исторического процесса. М., 1992.
Какие факторы обусловили новый интерес социальной мысли второй половины XX века к повторениям, ритмам и циклам в социально-исторических процессах? Дайте вслед за автором сжатый обзор циклических концепций исторического процесса, проходящих через всю историю социальной мысли. Укажите особенности циклических концепций в Китае и Индии. Назовите наиболее видных представителей циклической концепции среди греческих и римских авторов. Каковы доминанты циклической концепции социальной мысли средних веков? В трудах каких авторов Возрождения и Нового времени циклическая концепция истории находит свое наиболее систематическое выражение? Назовите представителей современных циклических теорий социально-исторических перемен.
В. С. Барулин. Социальная философия. - М., 1996. - С. 252 - 261
Что движет историю? Как конкретно могут быть представлены субъекты исторического процесса? Какие основные признаки понятия "народ" приводит автор? Что дает основание автору рассматривать народ в качестве субъекта социального развития и признавать решающую роль народных масс в истории?
Темы докладов и рефератов
1. Историзм и историцизм в понимании общества.
2. Соотношение цикличности и поступательности в общественном развитии.
3. Смысл истории в характеристиках истины и красоты.
4. Роль и ответственность интеллигенции в истории.
5. Закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности. (В. Ключевский).
6. "Ирония истории" как закономерность.
Дополнительная литература по теме:
Философия истории
1. Гемпель К. Г. Функции общих законов в истории // Вопросы философии. - 1998. - № 10.
2. Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. - М., 1994.
3. Гречко П. К. Концептуальные модели истории. - М., 1995. - С. 3 - 25.
4. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. - 1988. - № 4.
5. Ивин А. А. Введение в философию истории. - М., 1997.
6. Карсавин Л. П. Философия истории. - СПб., 1993.
7. Межуев В. М. Философия истории и историческая наука // Вопросы философии. - 1994. - № 6.
8. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Соч. - Т. 1. - С. 158 - 230.
9. Ортега-и Га сеет X. История как система // Вопросы философии. 1996. - № 6. - С. 90 - 103.
10. Померанц Г. Лекции по философии истории. - М., 1993.
11. Шпет Г. Г. Философия истории // Вестник Моск. ун-та. - Серия философии. - 1994. - № 3.
12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994. - С. 32 - 39, 56 - 58, 92 - 96, 155 - 186, 264 - 271.
Историцизм
1. Каменский 3. А. Культурно-исторические типы и единство исторического процесса // Вопросы философии. - 1995. - № 2.
2. Мудрагей Н. С. Философия истории Дж. Вико // Вопросы философии. 1996. - № 1.
3. Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. - 1992. - № 8.
4. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.
5. Трельч Э. Историзм и его проблемы. - М., 1994.
6. Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993. - Гл. 2.
7. Фуко М. Ницше, генеалогия, история // Философия эпохи постмодернизма. - Мн., 1996. - С. 78 - 88.
8. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991. - С. 76 - 84.
Теории общественного развития
1. Бердяев Н. А. Смысл истории. - М., 1990.
2. Булгаков С. Н. Основные проблемы теории прогресса // Соч. - М., 1993. - Т. 2.
3. Губман Б. Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций. М., 1991.
4. Лотман Ю. М. Изъявление Господне или азартная игра? Закономерное и случайное в историческом процессе // Ю. А. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. - М., 1994. - С. 353 - 363.
5. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 42.
Терроризм
1. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. - М., 1999.
2. Жирар Р. Насилие и священное. - М., 2000.
3. Полан Ж. Тарбские цветы или террор в изящной словесности. - СПб., 2000.
"Конец" истории
1. Бердяев Н. А. Судьба человека в современном мире // Бердяев Н. А. О назначении человека. - М., 1993. - С. 361 - 362.
2. Гвардини Р. Конец Нового времени // Вопросы философии. - 1990. - № 4.
3. Генон Р. Кризис современного мира. - М., 1991.
4. Малахов В. С. Еще раз о конце истории // Вопросы философии. 1994. - № 7 - 8.
5. Рачков П. А. "Конец истории" как социофилософская проблема // Вестник МГУ. - 1993. - № 2.
6. Франк С. Л. Смысл жизни // Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1993. - С. 161 - 162.
7. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. - 1990. - № 3.
Российская цивилизация: вызовы XXI века
1. Панарин А. Россия в циклах мировой истории. - М., 1998.
2. Ильин В. В., Ахиезер А. С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. - М., 2000.
3. Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. - М., 1998.
4. Три века отечественных реформ. М., Pro et contra. - 1999. - Т. 4. № 3.
5. Шаповалов В. Ф. Россия как цивилизация // Шаповалов В. Ф. Основы философии, - М., 1998. - С. 479 - 498.
6. Экологические интуиции в русской культуре. - М., 1992.
7. Энгельс Ф. Развитие социализма из утопии в науку // Соч. - Т. 20.
Раздел 8 - 9.
Философия культуры (2 часа)
Семинар 15. 1-е занятие (1 час)
1. Многообразие определений культуры. Структура и сущность культуры. Культура как продукт человека, человек как продукт культуры.
2. Основные концепции генезиса культуры.
3. Понятие культуры и цивилизации как отражение единства и целостности исторического развития человечества (материальные и духовные аспекты).
4. Развитие культуры и проблема ее кризиса в современных условиях.
Проблемно-контрольные вопросы и задания
1. Понятие духовной жизни общества. Закономерности формирования и функционирования духовной жизни общества.
2. Что такое культура? Перечислите основные функции культуры. Дайте их краткую характеристику. Основания культуры: закон или смысл? Какие две тенденции проявляются в развитии культуры? Исторические типы культуры. Чем духовная культура отличается от материальной, а материальная культура - от духовной?
3. Назовите основные культурологические концепции. Раскройте содержание одной из них.
4. Гуманистическое измерение современной цивилизации. Соотношение понятий "цивилизация" и "культура". Чем отличаются друг от друга западная и восточная культуры?
5. Проблема взаимопроникновения и автономии культур. Образование единой мировой культуры - это миф или реальность?
6. Каковы причины возникновения массовой культуры? Каковы основные черты массовой культуры? Дайте определение элитарной культуре. Каковы ее основные черты? Какова диалектика массовой и элитарной культуры? Нужна ли культура современному человеку?
7. Каково содержание понятия "кризис"? В чем вы видите проявления кризиса культуры? Каковы перспективы выхода из него? Какие тенденции развития современной культуры позволяют говорить о возможности преодоления глобального кризиса культуры?
Вопросы и задания к текстам для работы
на семинарских занятиях:
Ф. Ницще // МФ. - Ч. 2. - М., 1991. - С. 355 - 356, 461 - 463
В чем специфика взглядов Ф. Ницше на европейскую культуру и мораль? Что такое неморальное или постморальное состояние человеческого общества? По каким критериям можно судить об этом состоянии? Почему Ницше отвергает демократию и социализм как возможные пути развития европейской цивилизации?
А. Тойнби. Постижение истории. - М., 1991. - С. 77, 86 - 88, 171, 179 180, 238, 248 - 250
Что представляет собой историко-культурный процесс? Сформулируйте своими словами закон "Вызова-и-Ответа". Какого рода Вызов у Тойнби является оптимальным для возникновения цивилизации? Назовите главный критерий развития цивилизации. Проследите действие этого критерия на тех примерах, которые приводит сам автор, - совершенствование письма от рисунка до алфавита и увеличение используемой энергии - от мускульной до атомной. Сколько цивилизаций и какие именно описывает автор? На каком основании Тойнби считает возможным говорить не столько о поступательной смене одних цивилизаций другими, сколько об одновременности существования называемых им цивилизаций?
М. М. Бахтин // МФ. - Ч. 2. - М., 1991. - С. 307 - 314
Культура как диалог творческих точек зрения. Культура и действительность. Особенности познания и нравственности как областей культуры. В чем своеобразие эстетического? В чем состоит принципиальное отличие произведения искусства и жизни от игры? Совпадают ли игра и художественная деятельность в творчестве актера?
Вопросы и задания к текстам для самостоятельной
индивидуальной работы
О. Шпенглер // МФ. - Ч. 2. - М., 1991. - С. 315 - 316
Какие великие культуры обнаруживает автор в истории? Определите стадии, которые включают в себя цикл жизни каждой из великих культур? В чем автор видит главное различие между культурой Запада и России? История России как история борьбы за собственную культуру.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия (Конспект лекций)"
Книги похожие на "Философия (Конспект лекций)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Гайдадымов - Философия (Конспект лекций)"
Отзывы читателей о книге "Философия (Конспект лекций)", комментарии и мнения людей о произведении.












