Евгений Гайдадымов - Философия (Конспект лекций)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Философия (Конспект лекций)"
Описание и краткое содержание "Философия (Конспект лекций)" читать бесплатно онлайн.
Язык - среда и горизонт герменевтической онтологии. Герменевтика как искусство вести диалог друг с другом, добиваться согласия, консенсуса.
Постмодернизм
Постмодернистский переворот в интеллектуальной культуре. Деконструкция как метод, конструирующий философские дискурсы. Деконструкция бросает вызов реалистическому анализу, она разлагает текст на исходные элементы (философские, политические, культурные), затем их собирает по новой программе - не автора, а того, кто текст читает и стремится извлечь из этого занятия наслаждение. По отношению к тексту автор и читатель равны, ни у кого нет преимущества. Критический характер деконструкции: меньше единообразия, власти, лицемерного согласия; больше чувственности, иронии, нестабильности.
Глава 30
Познавательное отношение человека к миру
Познаваемость мира как предпосылка человеческой деятельности, регулятивный принцип и гносеологический идеал. Познаваемым может быть лишь мир, обладающий универсальными законами существования и развития.
Проблема познаваемости мира
Главный вопрос теории познания - вопрос соответствия наших знании действительному положению вещей. Другими словами, необходимо прояснить, знаем ли мы (в качестве субъекта познания) окружающий мир (как объект познания) таким, каким он существует в действительности, или же наши знания о нем носят неполный, неправильный или даже иллюзорный характер? В истории философии сложились два типа ответа на вопрос "познаваем ли Мир?" положительный (познавательный оптимизм) и отрицательный - агностицизм и скептицизм.
Агностицизм - такое философское учение, которое отрицает возможность познания закономерностей развития природы. Его первой исторической формой был античный скептицизм, основные тезисы которого сводились к следующему:
- человек сам находится в состоянии непрерывного изменения и, следовательно, не в состоянии адекватно отражать мир;
- об одном и том же предмете, взятом в одном и том же отношении, человек может высказать прямо противоположные суждения.
Отсюда делался вывод: знание не есть отражение объективной действительности, оно то, что продуцирует человеческая психика.
Агностицизм шотландского философа, историка, экономиста Давида Юма (1711 - 1776) основывался на утверждении: человек имеет дело только со своими ощущениями и за их пределы выйти не способен, поэтому вопрос о существовании и познании внешнего мира становится бессмысленным. Человек не может знать ничего о сущности мира и должен ограничиться только описанием своего опыта. "Долой все, что не содержит описания опыта".
Скептицизм - философское учение, подвергающее сомнению достоверность всех знаний о мире. И. Кант, в отличие от Д. Юма, признавал существование внешнего мира, но это мир вещей в себе, недоступный человеку, который ограничивается в познании миром своих ощущений. Человек познает мир не таким, каков он есть, а таким, каким он нам кажется. Скептицизм сыграл важную роль в "эпистемологическом повороте" Нового времени.
Современные формы скептицизма: теория символов (Г. Гельмгольц, К. Пирсон), конвенционализм (А. Пуанкаре, К. Поппер).
Методологическая концепция конвенциализма А. Пуанкаре (1854 - 1912). Основные ее положения:
- интерпретация научного знания как условно принятого положения;
- различие между реальным миром и законами как произвольно принятыми соглашениями для наиболее удобного описания явлений (прагматический критерий);
- оценка научной теории на основе ее удобства и целесообразности (инструментальности) для практики;
- природа вещей непознаваема, единственной объективной реальностью являются отношения вещей.
Различие между скептицизмом и агностицизмом лежит не столько в решении вопроса "возможно ли познание?", сколько в решении другого вопроса - "что именно можно познать?". Можем ли мы познать сущность Мира или же должны ограничиться только описанием наблюдаемых явлений (феноменов), стоим ли мы на позициях феноменализма (учения, отрицающего возможность познания сущности и требующего ограничиться только описанием феноменов) или метафизики (учения, признающего возможность знания сущности Мира), какую познавательную стратегию, предполагающую, что в знании существуют твердые базисные, абсолютно достоверные и не подверженные ошибкам элементы, - сенсуализм или рационализм - мы выбираем?
Сенсуалистическая традиция познания
Сенсуализм - такая познавательная стратегия, которая абсолютизирует роль чувственного отражения. Эмпиризм - крайняя форма сенсуализма, признает чувственный опыт единственным источником достоверного знания.
Родоначальником эмпирического направления в философии Нового времени можно считать Френсиса Бэкона (1561 - 1626). Все его творчество было направлено на "Великое восстановление наук" (так должен был называться труд всей его жизни, оставшийся незавершенным) - разработку особого научного метода познания, с помощью которого стало бы возможным создание новой картины мира, опирающейся не на Бога, а на материалистическое понимание природы.
Решение поставленной задачи, по мысли Бэкона, состояло из двух частей: "разрушительной" и "созидательной". "Разрушительная" часть заключалась у него в очищении нашего ума от "идолов", т.е. "глубочайших заблуждений человеческого ума", которые обманывают не в частных вопросах, а "заражают и извращают все восприятия интеллекта". Искоренив по возможности первые два рода идолов и определив вероятные искажения, коренившиеся в двух других, по мнению Бэкона, можно было переходить к созидательной части - разработке индуктивного метода познания как основополагающего метода выработки фундаментальных теоретических понятий и аксиом естествознания.
В отличие от эмпириков, подобно муравьям собиравших чувственные данные и довольствовавшихся этим, или рационалистов, подобно пауку получавших знание непосредственно из собственного разума, исследователь уподоблялся Ф. Бэконом пчеле, которая извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению, подобно тому, как циркуль и линейка исправляют несовершенство наших рук.
Другим известным представителем эмпирического направления являлся Джон Локк (1632 - 1704) - английский философ и общественный деятель. Если Бэкон обращался к опыту как к чему-то наличному, уже данному, интересуясь в основном тем, каким образом из этого опыта можно извлечь знания, пригодные для практического использования, то Локк поставил себе цель исследовать механизмы возникновения ощущений в процессе общения человека и окружающего его мира. С самого начала Локк отверг достаточно распространенную в философской традиции теорию врожденных идей (вспомним хотя бы Платона с его переселением души и последующим припоминанием увиденного ею в мире идеального бытия), поскольку большинство общепринятых понятий и принципов "неизвестны детям, идиотам и большей части человечества; отсюда ясно, что они не пользуются всеобщим согласием и не являются общими для всех людей запечатлениями".
Подобно другим представителям эмпирического направления Д. Юм был также убежден в том, что "уму никогда не дано реально ничего, кроме его восприятий, или впечатлений и идей, и что внешние объекты становятся известны нам только с помощью вызываемых ими восприятий". В структуре человеческого опыта Юм различает его "атомы" - впечатления, т.е. "все наши более живые восприятия, когда мы слышим, видим, осязаем, любим, ненавидим, желаем, хотим", и идеи - копии впечатлений, полученные в результате оперирования нашего ума с данными органов чувств. Подробно исследовав мыслительные операции, происходящие в нашем сознании, Юм пришел к выводу, что непрерывность и целостность наших представлений о внешнем мире на основании наших чувственных впечатлений обеспечивается действием механизма ассоциации идей. Этот принцип означал, что полученные от внешних впечатлений идеи в нашем уме соединяются в единое целое на основании сходства, смежности во времени или пространстве и причинности.
Основная формула сенсуализма у Томаса Гоббса: "Нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично в органах ощущения". Без ощущений нет ни представлений, ни памяти, ни других компонентов человеческого сознания. Органы чувств дают знание фактов, которого достаточно в обыденной жизни. Но его совершенно недостаточно для научного знания, в котором теоретические утверждения должны быть всеобщими и необходимыми. Следует отметить приближение Гоббса к линии рационализма - "Истина - дочь разума".
Человеческий разум рассматривается в сенсуализме как некоторая комбинаторная машина (коммунатор), которая по-разному комбинирует между собой данные опыта - чувств. У И. Канта чувства упорядочиваются в соответствии с априорными принципами. По Э. Гуссерлю, чувства вовлекаются в потоке воображения, образуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание, а феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия (Конспект лекций)"
Книги похожие на "Философия (Конспект лекций)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Гайдадымов - Философия (Конспект лекций)"
Отзывы читателей о книге "Философия (Конспект лекций)", комментарии и мнения людей о произведении.












