Евгений Гайдадымов - Философия (Конспект лекций)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Философия (Конспект лекций)"
Описание и краткое содержание "Философия (Конспект лекций)" читать бесплатно онлайн.
Автономия добра
Центральными понятиями морали являются добро и зло. Если добро - это все способствующее благу человека, то зло и пороки - то, что приводит к деградации и человека и общество.
В подходе к проблеме добра и зла различают две традиции. Первая традиция Д. Скотта и В. Оккама - Бог является источником и мерой добра: добро зависит от Бога, а Бог не зависит от добра.
Современный теолог К. Войтыла обусловливает существование этики наличием хотя бы одной нормы, действующей безоговорочно и основанной на абсолютном принципе. Эта норма имеет трансцендентную основу. Без Бога нет возможности отличить добра от зла.
Вторая традиция Платона, Сократа - Боги не решают, что такое добро и зло, но их воле определенную ориентацию придает объективное Добро. Платоновская идея добра - это вечное, абсолютное существование добра, его мера и образец. Мораль не нуждается в религии.
Удивительно глубоко проанализировал природу зла русский писатель и мыслитель Ф. Достоевский. По его мнению, зло всегда будет в мире, пока в нем есть свобода. Зло идет от свободы человеческой воли. Человек не хочет счастья, особенно если это счастье принудительное, он хочет свободы, своеволия; он согласен даже на несчастья и страдания, лишь бы оставаться свободным.
Многие герои писателя - это люди, решившиеся на преступление, чтобы доказать себе и другим, что они свободные существа. Можно, конечно, избавить мир от зла, но для этого нужно отнять у людей свободу, чтобы они не имели возможности совершать преступления. В таком мире будут счастливы все, но будет ли этот мир человеческим? Зло является неизбежной частью человеческой жизни, потому что в мире есть свобода.
Ф. М. Достоевский видит в человек сложность, тайну, которую надо все время проявлять.
Панморализм русской философии
Вся этика русского философа Петра Лаврова исчерпывается основными понятиями достоинства и справедливости, которые для развитого человека так же обязательны и очевидны, как и понятие долга. Долг личности определяется индивидуальным чувством свободы и обусловливает смысл жизни - реализацию идеала справедливости, братства, всеобщей любви и счастья. Личность, осознавшая свой долг, - истинно свободный человек, ответственный перед собой и обществом. Человек интегрирует в себе единство бытия и идеала. Полагая свободу как идеал, человек вносит смысл в историю. Свобода и долг раздвигают рамки возможного, сообщая человеку перспективу истинного существования.
Н. Лосский исходит в своей философии из абсолютного характера этических категорий. Будучи абсолютными, моральные ценности и идеалы раскрываются в мистическом опыте. Любовь к Долгу, любовь к другим как к самому себе высшие моральные заповеди. Добро абсолютно, зло возникает от злоупотребления человеком своей свободой и волей. Эгоизм как аморальность привносит зло в мир, порождает его различные проявления - природные катастрофы, революции, бунты.
Философия ненасилия Л. Толстого основывается на признании абсолютного характера добра: если добро не абсолютно, то это не добро. Основная заповедь - непротивление злу - нацелена на самоуничтожение зла. В человеке главное то, что сохраняет в нем человечность как родовой признак, всеобщее, а не индивидуальное. Мораль - вне науки, искусства и философии, она автономна и устанавливает нормы для всех сфер жизни и духа. Искусство должно быть общедоступно и утилитарно.
Победу добра над злом В. Соловьев связывает с ликвидацией индивидуальностей, являющихся источником зла. Нравственность коренится в естественных качествах человека: стыде, жалости, благоговении. Стыд и жалость, заставляющие человека переживать свое несовершенство и сопереживать другому, составляют, по мнению Соловьева, основу социальности. Благоговение, связанное с преклонением человека перед сакральным, составляет нравственную основу религии. В моральном плане высший судья человека - он сам.
Глава 63
Искусство: сущность и функции
Эстетическое отношение к миру и его отличие от познавательного и нравственного отношения. Эстетические установки и критерии как ценностные ориентации для упорядочения и гармонизации культуры "по мере человека".
Искусство - специфический вид духовного отражения и освоения действительности, форма образно-эмоционального познания мира, в которой проявляются творческие способности человека.
Прекрасное как соответствие явления эстетическому идеалу. Прекрасное и другие категории эстетики: возвышенное и низменное, трагическое и комическое.
Возникновение искусства
Возникновение искусства, его взаимосвязь с религией. Искусство может быть подражанием природе, оно представляет собой идеализацию, попытку усовершенствовать природу и создать то, чего природа не создает. Искусство пытается превзойти природу и сотворить формы, которые отразили бы высшую гармонию и совершенство.
Для эстетики античности характерен подчеркнутый космизм. Воплощение красоты - космос, все остальное красиво настолько, насколько оно приближается к гармонии космоса. Искусство подражает природе ("мимесис"). В первобытном обществе люди прежде всего решали утилитарные и практические задачи: каждая вещь должна хорошо функционировать, выполнять свое назначение. Это стремление к совершенству обеспечивало возможность решения второй задачи - создания красивой вещи, потому что красота и совершенство однопорядковые явления: прекрасное - это прежде всего совершенное в своем роде. Утилитарное и художественное начало совпадали в человеческой деятельности.
В художественной парадигме средневековья происходит движение от подражания природе в античности - к возвышению над всем земным. Целью искусства считается приближение человека к Богу.
В эстетике Нового времени внимание переносится на субъекта. В эпоху Возрождения образцом красоты провозглашается сам человек, его тело. Позднее, вследствие развития чувственного и рационального познания, эстетическое сводится либо к чувствам, либо к рассудку. Исторически утилитарная и художественная деятельности отделились друг от друга. Художественная деятельность стала существовать отдельно, самостоятельно, и она породила все многообразие видов искусств.
Художественная деятельность
Художественная деятельность - это образное отражение действительности, а само искусство - это образная модель мира и человека, система художественных образов. Удвоение реальности в искусстве как закрепление человеческой субъективности. "Гносеологическая" модель человека - основа теории искусства Нового времени. Искусство как "учебник жизни" и проповедь: идеологизация искусства русскими революционными демократами. Искусство как самовыражение (доктрина романтизма). Множество видов искусства обусловлено разнообразием языка, средств и материалов творчества: литература - искусство слова, музыка - искусство звука, живопись - искусство цвета, скульптура искусство объема.
Художественный образ - это эстетическая категория, в которой отражена объективная деятельность через специфические законы искусства и художественного творчества. Художественный образ есть конкретно-чувственное и вместе с тем обобщенное (типизация) эстетически совершенное отражение предмета искусства. Художественный образ раскрывает предмет искусства через правду жизни. В нем воедино слиты конкретная чувственность и глубина обобщенного знания, абстрактного мышления в своеобразной, специфической форме.
Направления в искусстве
Реализм, формализм, натурализм. Реализм - это единство субъективного и объективного, художнического и предметного. Реалист не только отражает предмет, натуру, но и выражает свое отношение к ней, свою оценку. В границах реалистического направления представлены различные творческие методы: античный реализм, классицизм, сентиментализм, романтизм, критический реализм, социалистический реализм, демократический реализм.
Формализм - это абсолютизация субъективного начала в творчестве, преувеличение роли художника, его оценок, его восприятия мира. Формалист стремится не столько отразить натуру, сколько выразить себя в произведении. В рамках формалистического направления сформировались такие творческие методы как экспрессионизм, кубизм, сюрреализм, абстракционизм, тишизм, аль-арт, оп-арт.
Натурализм - это абсолютизация объективного, натурального, предметного начала в творчестве. Натуралист свою Цель видит только в правдивой, фотографической передаче натуры. "Конкретная живопись", "конкретная музыка", поп-арт, порнография - натуралистические течения.
Девиз "Искусство для Искусства" игнорирует мир морали, Ценностей и права человеческой жизни. Он означает нелепость: мнимую необходимость для художника быть только художником, не человеком, а для искусства - отрезать себя от своего источника - человеческой жизни.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия (Конспект лекций)"
Книги похожие на "Философия (Конспект лекций)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Гайдадымов - Философия (Конспект лекций)"
Отзывы читателей о книге "Философия (Конспект лекций)", комментарии и мнения людей о произведении.












