Евгений Гайдадымов - Философия (Конспект лекций)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Философия (Конспект лекций)"
Описание и краткое содержание "Философия (Конспект лекций)" читать бесплатно онлайн.
Проблема "антикваризации" человека (изменение сущности человека через генетические манипуляции). Создание дублей через методологии генной инженерии и через компьютерные модели искусственного интеллекта делают из современной науки, как вспомогательного инструментария человеческого общества, нечто большее, ставя под угрозу сам статус человека в обществе будущего.
Научное познание и инженерия: общее и особенное
Техника формируется как знание ad hoc, для данного случая. Целью научной теории является выработка наиболее общей закономерности. Научное познание минимизирует неизбежные искажения, которые вносит в мироздание наличие самого ученого. В технике объект исследования подлежит постоянному изменению в ходе познания в соответствии с волей своих создателей. Тезис Карла Маркса о превращении науки в непосредственную производительную силу общества и о создании единого феномена науки и техники. Рассмотрение науки как вторичного следствия техники. Проблема "инженерного идиотизма" как проблема таких технических проектов, создатели которых допустили ошибку еще на стадии целеполагания, пренебрегая значимыми факторами.
Кризис традиционной инженерии и проблемы новой технической стратегии непосредственно связаны с последствиями компьютеризации общества, построением искусственного интеллекта и превращением информации в глобальный ресурс человечества. Поскольку развитие искусственного интеллекта приходит в противоречие с одной из коренных доминант всего технического прогресса принципом целесообразности, постольку его предметом является моделирование не интеллекта, а инстинктов и тропизмов.
Глава 71
Мировоззренческие итоги
развития науки в XX веке
Наука классическая и неклассическая. Проблема объективации: роль прибора, наблюдателя, системы отсчета, явление дополнительности. Изменения в представлениях о причинности.
Осознание значимости статистических законов и разработка вероятностных процедур исследования, объяснения, предсказания.
Новые исследовательские программы. Кибернетика, искусственный интеллект, информационные технологии. Системная методология. Комплексные исследования и размывание предметных границ. Компьютеризация науки. Машинное моделирование. Автоматизация научных экспериментов. Компьютеризация и перспективы образования. Компьютер и мировосприятие. Холизм. Витализм.
Кризис элементаризма и перестройка категориальной структуры научного мышления.
Глава 72
Философия образования
Педагогика - искусство обучать искусству критического и творческого мышления.
Педагогика как прикладная философия
Воспитание и образование человека - особая область духовного производства. Человек является предметом и целью образовательной деятельности.
Образовательная деятельность как объект философской рефлексии. Образовательная и педагогическая деятельность: общее, единичное, особенное. Проблемы социальной детерминации и исторические этапы развития педагогической деятельности. Образовательная деятельность - способ социокультурного воспроизводства человека и социального наследования.
Система "Учитель" и педагогическая деятельность как ее социально-педагогическая подсистема. Самоопределение педагога в корреляции и коррекции теоретико-мировоззренческих установок учащихся. Современные проблемы создания антропологической матрицы педагогического целеполагания.
Роль философии в формировании конкретно-исторических моделей образовательной деятельности.
Основные модели образовательной деятельности:
- натуроцентризм (человек как природное существо);
- социоцентризм (человек как социальное существо);
- геоцентризм;
- антропоцентризм (человек как духовное существо).
Три основные цели образования, которые соотносятся с тремя жизненными целями, олицетворяющими духовный, социальный и профессиональный аспект человеческой жизни. На духовном уровне образование должно способствовать развитию сердца, которое является первоосновой нравственного развития человека. На социальном уровне через посредство образования молодые люди должны усвоить универсальные Ценности и нормы поведения, чтобы стать достойными гражданами, способными создать крепкие семьи и здоровое общество. На профессиональном уровне образование подразумевает передачу знаний и технических навыков подрастающему поколению, чтобы помочь юношам и девушкам стать полезными членами общества. Образование должно вести человека от знания к познанию.
Особенности культуры нового времени и традиционная система образования как слепок с ее структуры:
- отраслевой характер, обусловленный прогрессирующим разделением труда в обществе (отраслевая структура культуры отражается в поурочной структуре процесса обучения;
- классическая философия предъявляет к образованию требование быть предельно осознанным и воспроизводимым в каждом своем моменте (что превращает образование в производство);
- для классической философии становятся важными трансляционные характеристики образования;
- предмет как представитель той или иной содержательной стороны культуры;
- рационалистический характер культуры нового времени (класс как организация педагогического пространства школы нового времени);
- монологический характер культуры нового времени (отсюда доминантная роль учителя-предметника в педагогическом действии как представителя разума и знающего ответы на все вопросы);
- утилитаристский характер культуры нового времени (отсюда ориентация системы образования на подготовку своего выпускника для жизни).
Основные проблемы современной системы образования, нараставшие с середины XX в., вызваны цивилизационными разрывами:
- между ориентацией образования на усвоение как можно большего объема знаний и лавинообразным увеличением производимой информации;
- между поддерживающим образованием, рассчитанным на относительную стабильность ситуации и быстро меняющимся и усложняющимся социальным миром;
- между культурно-национальной спецификой образования и потребностью современного технологического развития в единых стандартах образования. Развитие массового образования приходит в противоречие с принципом иерархированности учащегося по уровню усвоения знания (отсюда заниженность критерия оценки и ориентация на слабо успевающих; создание "элитарных" школ подрывает принцип демократизации образования).
Модуль пространства современного образования определяется особенностями современной культуры:
- ее "мозаичной" архитектоникой. Современная культура перестала быть отраслевой и складывается из множества соприкасающихся, но не образующих конструкций - отраслей - фрагментов, где нет строгих границ между понятиями и их содержанием;
- новым типом ее рациональности. Современная культура - это культура диалога, а не монолога. Она делает акцент на настоящем (для новоевропейской культуры время выступало прежде всего как развитие по пути прогресса);
- благоговением перед жизнью как одним из важнейших ее принципов. Современная культура ориентируется не на пользу, а на самоценность человека как уникальности, личности, как единственного источника продуктивного деяния. Современная культура ориентирована на мысль, на рождение живой мысли в сознании конкретного человека, а не на знание-информацию.
Задача современной системы образования - формирование "человека культуры", способного работать со знаниями, разными типами мышления, с идеями различных культур. Важные элементы новой архитектуры образовательного процесса - учитель (не предметник), который работает с культурной ситуацией, в которой у ученика рождается знание-мысль; непрерывность образования; самообразование.
Философия культуры и философия человека как методологические основания современной педагогики.
Философская культура педагога
Понятие "философская культура", его применение к деятельности педагога. Связь философской подготовки с профессиональной компетентностью и социально-профессиональной мобильностью учителя.
Обучение Фома Аквинский рассматривал как переход обучаемого из состояния возможности обладания знанием в состояние действительного обладания знанием. Если вспомнить первое доказательство бытия Бога, принадлежащее Фоме, то выясняется, что обучение есть частный случай движения, понимаемого как переход из состояния возможности в состояние действительности. В первом доказательстве бытия Божия говорится, что все, что движется, движимо другим, т.е. ученик движим учителем и является пассивным началом. Учитель подобен огню, обладающему актуальной теплотой, а ученик - дровам, могущим воспламениться под воздействием огня. Интересно, что вообще движение понимается Фомой, как и Аристотелем, как переход женского начала в мужское под воздействием мужского. Парадигмой движения, таким образом, становится оплодотворение: в этом акте женское начало зачинает новую жизнь, которую потом оно же призвано произвести на свет, родить, и в этом женщина уподобляется самому мужскому началу - Богу Отцу. По Г. Гегелю, можно говорить о снятии противоположности мужского и женского в акте зачатия. Интересно, что зачатие по латыни звучит как conceptio и является однокоренным с "концептом", т.е. зачатой интеллектом идеей. Глагол "понимать" (capere) в латинском языке также является однокоренным с существительным "зачатие".
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия (Конспект лекций)"
Книги похожие на "Философия (Конспект лекций)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Гайдадымов - Философия (Конспект лекций)"
Отзывы читателей о книге "Философия (Конспект лекций)", комментарии и мнения людей о произведении.