Евгений Гайдадымов - Философия (Конспект лекций)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Философия (Конспект лекций)"
Описание и краткое содержание "Философия (Конспект лекций)" читать бесплатно онлайн.
Виды работ и заданий для всех участников семинарских занятий:
1. Подготовка докладов для выступления на практических занятиях на темы курса философии по первоисточникам в связи с изучаемыми философскими проблемами. Все предлагаемые тексты первоисточников для работы на семинарских занятиях имеют поставленные к ним вопросы, которые помогают выделить основные положения и главные идеи по изучаемой теме и могут стать основанием для организации коллективного их обсуждения.
2. Составление философского словаря основных понятий и категорий темы. Руководством и источником информации для выполнения настоящего задания могут стать философский словарь и философская энциклопедия, а также материалы настоящего учебного пособия и лекции преподавателя. Работа с философскими понятиями и категориями на практическом занятии имеет своею целью построение структурно-логических схем: выделяется центральное понятие и от него строятся связи с другими. Тем самым выявляются связи первого, второго и т.д. порядков.
Виды работ и заданий для индивидуальной (в том числе, самостоятельной) работы каждого участника к семинару:
1. Развернутые письменные ответы на вопросы к текстам первоисточников, предложенным в качестве индивидуального задания. Участник семинара отчитывается перед преподавателем своей работой, выполненной в письменной форме, не позднее чем через десять дней после окончания семинара. Объем работы не более трех страниц формата А-4.
2. Двое участников по окончании семинара в последующие две недели готовят в письменной форме реферативную работу по одной из тем, получивших наиболее развернутое изложение и обсуждение на практическом занятии (с личной аргументированной оценкой и рекомендациями по использованию выделенных основных положений и главных идей в освоении курса философии).
3. Двое участников (вместо индивидуального задания п. 1) готовят доклады (не более 7 минут) для выступления на практическом занятии по обсуждаемым основным положениям и главным идеям темы семинара. Для данного вида работы особо значимо конспектирование определенных разделов учебного пособия по определенной теме с приведением собственных примеров.
4. Трое участников (вместо индивидуального задания п. 1) готовят ответы на проблемно-контрольные вопросы и задания. В их ответах особо значим опыт самостоятельного философствования (понятийной рефлексии по поводу философского вопроса) с логически обоснованными выводами.
5. Двое участников по окончании семинара в последующие три недели готовят философское сочинение по одной из обсуждавшихся на практическом занятии философских проблем (обязательно на основании посещения выставок, вернисажей художественного музея, концертов классической музыки, балетных или оперных спектаклей).
6. Двое участников (вместо индивидуального задания п. 1) в течение двух месяцев изготавливают иллюстративные материалы по философии по теме практического занятия, где форма, содержание и исполнение определяются самими студентами (художественные рисунки, составление философских кроссвордов, стихи, проза, музыкальная пьеса).
План анализа текстов первоисточников
Работа с первоисточниками предполагает развернутое их конспектирование с критическими комментариями и аргументированной в контексте эпохи и культуры оценкой основных положений и главной идеи.
1. Название текста, кем и когда был написан текст.
2. Проблемы, поставленные и раскрытые автором в тексте.
3. Насколько соответствует данный текст духу времени, в которое он был написан? Особенности философской парадигмы, философской школы, к которой принадлежит автор.
4. Насколько актуальны основные положения текста сегодня?
5. Назовите основные понятия, введенные автором в научный обиход.
Ответы на проблемно-контрольные
вопросы и задания
Есть три способа отвечать на проблемно-контрольные вопросы: сказать необходимое, отвечать с приветливостью и не говорить лишнего.
Конспектирование разделов учебника по определенной теме предполагает также работу с основными философскими понятиями по теме.
Планы семинарских занятий
Раздел 1.
Философия и ее место в культуре (4 часа)
Семинар 1. (2 часа)
1. Что такое философия? Философия и философствование. Многообразие проявлений и определений философии. Сущность философии.
2. Субъект философии и историческое многообразие субъективных ориентаций в философии.
3. Предмет, структура и функции философии. Философия и мировоззрение.
4. Место и роль философии в современной культуре. Жанры, стили, язык философствования. Философия - квинтессенция человеческого духа. Философия и наука. Философия и искусство. Философия и религия.
5. Где и когда философия не нужна? Прогресс в философии и ее роль в жизни человека.
Проблемно-контрольные вопросы и задания
1. Что такое философия? Зачем нужна философия? О какой любви и к чему она говорит? Что такое философствование? Связано ли философствование с доказуемостью какого-либо утверждения или оно в принципе не имеет дела с этим? Как тогда вообще обстоит дело с истиной в философии?
2. Действительно ли философом является каждый человек, задумывающийся о смысле собственного существования? В чем состоит рефлексивный характер философского знания? Как можно приобщиться к философии? Греки любили изречение Семи мудрецов. Одно из высказываний гласило: "Ничего сверх меры". Истолкуйте этот афоризм, представив, что он принадлежит: а) физику, б) политику, в) художнику, г) "среднему" гражданину, д) философу.
3. Философствование - научный дискурс или мировоззренческая проповедь? Можно ли одной философией опровергнуть другую? Надо ли вообще ее опровергать?
4. Классификация философий по онтологическому принципу и по степени отражения в ней идеи Бога.
5. Классификация философий по логико-теоретическим основаниям и гносеологическим приоритетам.
6. Что такое мировоззрение? В чем отличие теоретического мировоззрения от мировоззрения здравого смысла? Каково соотношение между философией и мировоззрением?
7. Не является ли измерение ценности философии идеей науки фатальным принижением ее подлинного существа? Если философия не наука, не оказывается ли она тогда просто проповедью некоего мировоззрения?
8. Можно ли через искусство и религию уловить философию в существе? Не кажется ли Вам, что сравнение философии с искусством и религией есть окольный путь сущностного определения философии?
9. Можно ли определить мудрость? Мудрость - знание или вера? Какова ее природа?
Вопросы и задания к текстам для работы
на семинарских занятиях:
М. Хайдеггер // МФ. - Ч. 1. - М., 1991. - С. 118 - 125
Как можно узнать, что такое философия, в чем заключается ее сущность? Можно ли отождествлять науку и философию? Рассматривать философию как тип мировоззрения? Можно ли узнать что-либо о философии из истории философии? Как вы понимаете выражение "философия есть философствование"? Что такое "конечность" человека? Каким образом она обуславливает личностный характер философского размышления?
В каком смысле автор употребляет понятие "метафизика"? Что означает выражение: "Метафизика есть вопрошание"? В чем проявляется такая черта философствования как его рефлексивность?
М. К. Мамардашвили Введение в философию // Необходимость себя. - М., 1996. - С. 21 - 24
Какие особенности мифа выделяет автор? Как различаются обыденное и философское? Как происходит генезис философского акта и какой смысл автор вкладывает в понятие "пауза"? Как можно приобщиться к философии? Почему удивительно, что есть нечто, а не ничто? По каким критериям можно опознать текст или вопрос как философский? Назовите такие тексты и вопросы. Можно ли назвать философскими тексты А. Пушкина, Л. Толстого? Как автор представляет предметное самоопределение философии?
К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. О диалектическом и историческом материализме. - М., 1988. - С. 3 - 7, 38 - 45, 270 - 271
Как авторы формулируют основной вопрос философии? Всегда ли "основной" совпадает с "главным"? Чем объяснить, что именно философия пришла к необходимости постановки основного вопроса? Что должно служить основанием для формулировки основного вопроса всей философии? Как в постановке вопроса отражается мировоззренческая позиция автора? Каковы социальные и гносеологические корни идеализма? Что такое партийность философии? Как проявляется творческий характер марксистской философии?
Вопросы и задания к текстам
для индивидуальной самостоятельной работы:
Платон // МФ. - Ч. 1. - М.. 1991. - С. 10 - 12;
Аристотель // МФ. - Ч. 1. - М., 1991. - С. 12
Является ли философия обычным знанием? Или философия есть устремление к совершенству, коренящееся в сознании своего несовершенства; жажда бессмертия, рвущаяся превозмочь смерть?
"Несчастия человечества прекратятся не ранее, нежели властители будут философствовать или философы властвовать, т.е. не раньше, чем соединятся в одних руках философия и политическая власть". Что имел в виду Платон и о чем предостерегал? Роль философии в жизни человека согласно Платона. Платон о сущности философии и душе философа. К какому периоду формирования философии относится это высказывание? Как оно характеризует особенность философского знания? Кто такой философ?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия (Конспект лекций)"
Книги похожие на "Философия (Конспект лекций)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Гайдадымов - Философия (Конспект лекций)"
Отзывы читателей о книге "Философия (Конспект лекций)", комментарии и мнения людей о произведении.