Бенгт Хеггланд - История теологии
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История теологии"
Описание и краткое содержание "История теологии" читать бесплатно онлайн.
проходило под знаком традиции. В так называемых «catenae»
(цепях комментариев) сопоставлялись патристические толкования
различных мест Библии. Наибольшее значение для будущего имел
комментарий, приписываемый ВАЛАФРИДУ СТРАБОНУ, Т.Н. «Glossa
ordinaria». В т.н. «цветниках» были собраны цитаты из трудов отцов
церкви по различным аспектам вероучения. Они также стали
важным источником для богословских трудов грядущих времен.
Также в англосаксонском регионе выступают выдающиеся
богословы — ФЕО-ДОР КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ (ум. 690) и БЕДА
ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (ум. 735), последний наиболее известен своим
произведением «Historia ecclesiastica gentis angloram».90
Богословие этого времени составило основу для дальнейшего
развития, благодаря сохранению античного и патристического на-
следия. По некоторым пунктам вероучения возникли догматичес-
кие споры, заслуживающие более подробного рассмотрения.
Борьба с адопцианской ересью явилась отзвуком
христологических споров древней церкви и касалась дальнейшего
толкования халки-донского определения. Испанский богослов
ЭЛИПАНД ИЗ ТОЛЕДО выдвинул идею о том, что человек Иисус был
соединен с Сыном Божиим, вторым лицом Троицы, таким образом,
что Его можно назвать «filius adoptivus».91 Через решение и волю
Божию Он был определен как Сын Божий. Тем самым желали
воздать должное тому факту, что Христос — один из нас. Кстати,
сама формула «adoptivus» была заимствована из мозарабской
литургии. Самым видным противником этой христологии был
Алкуин. Он сравнивал адопциан-ские идеи с несторианским
представлением о двух личностях во Христе. Следуя выражениям
Элипанда, нужно было признать двух сынов, божественного Логоса,
который по Своей сущности был Сыном Божиим и усыновленного
сына — человека Иисуса.
Адопцианство было осуждено на нескольких франкских соборах
(Регенсбург 792, Франкфурт 794, Аахен 799). Тем самым был под-
90 «Церковная истории англов». — Прим. перев.
91 «Усыновленный сын». — Прим. перев.
123
готовлен путь для принятия византийской христологии также на
Западе. Также как Леонтий и Иоанн Дамаскин, западные бого-
словы представляли божественный Логос как носителя единства
личности, принимающего в Свою личность человеческую природу.
Или как это выражает Алкуин: «Когда Бог принимает плотский
образ, исчезает человеческая личность, но не человеческая
природа» (Migne, PL 101, 156).
Спор о «филиокве» и спор об изображениях. Довольно рано
на Западе в Никео-Константинопольский Символ Веры стали
вставлять слово «филиокве»: «[Spiritus Sanctus] ex Patre Filioque
procedit».92 Франкские богословы сознательно выступили в
поддержку этого изменения и стремились обосновать его
теологически. Среди прочих, ранее упомянутый Ратрамн защищал
его употребление, выступая против патриарха Фотия, и смог при
этом найти поддержку в идеях, разработанных уже у Афанасия и
Августина. Восточная точка зрения характеризовалась как
арианство в вопросе о Святом Духе. В греческой церкви считали,
что божественность Отца стоит выше божественности Сына и
Духа и составляет источник божественной сущности, поэтому Дух
мог исходить лишь от Отца. Изменение в Символ также
отказывались вносить по причине авторитетности. Рим долго
занимал выжидательную позицию, но когда в XI веке Никейский
Символ Веры был введен в мессу, было санкционировано
использование слова «филиокве».
Франкские богословы также вмешались в другой спор с вос-
точной церковью. Седьмой Вселенский Собор в Никее (787) санк-
ционировал почитание («proskynesis») изображений Христа или
святых на основании того, что такое почитание относится
не к изображению как таковому, но к тому, кто на нем изображен.
Поклонение самим изображениям («latreia») было отвергнуто. На
соборе во Франкфурте (794) франкская церковь отвергла это ре-
шение. Карл Великий и его богословы высказали мнение, что
изображения вообще не должны быть объектом почитания. Их
следует рассматривать лишь как предметы украшения или как пе-
дагогические средства. В этом случае франкская точка зрения не
получила всеобщего признания на Западе. Рим никогда не отвергал
решения Никейского Собора и в дальнейшем (на Кон-
стантинопольском Соборе 870 г.) Римская церковь признала по-
читание изображений в том же смысле, как оно было признано
Никейским Собором.
92 «[Дух Святой], от Отца и Сына исходящий». — Прим. перев.
124
Спор о предопределении. ГОТШАЛЬК, родом из Саксонии,
монах франкского монастыря Орбэ, принявший монашество не по
своей воле, считал своей целью проповедовать двойное
предопределение в самой строгой его форме. Он считал (отчасти
правомерно), что находится в согласии с Августином, но излагая
его учение, он вовсе избегает упоминания о свободе человека.
Предопределение основывается на Божией неизменности. У
Готшалька также не возникает вопроса о предопределении к злу.
Справедливое наказание нечестивых предопределено так же, как и
вечная жизнь праведных, значит, в обоих случаях предопределение
есть благо. Но отвержение основано на вечном решении.
Примирение с Богом через Христа также не относится к тому, кто
не определен для вечной жизни. Следующее предложение из
исповедания Готшалька обобщает его взгляды: «Ибо как
неизменный Бог прежде создания мира по Своей свободной
благодати неизменно предназначил всех Своих избранных к вечной
жизни, так подобным образом тот же неизменный Бог неизменно
предназначил всех отвергнутых, которые будут осуждены в день
суда за свои злые дела, к вечной смерти по Своему справедливому
суду, как они того и заслуживают» (Migne, PL 121, 368 А).
Готшальк выступил со своим учением на соборе в Майнце, где
против него выступил один из ведущих богословов своего времени
Рабан Мавр. На соборе в Шьерси, епископ Хинкмар Реймсский, к
епархии которого принадлежал монастырь Готшалька, осудил его
на заточение в монастыре. Хотя некоторые богословы того
времени пытались защитить Готшалька, не принимая, однако, его
взглядов со всеми выводами, его учение осталось официально
осужденным. Готшальк провел в заточении 20 лет, упорно на-
стаивая на своем учении. Со времени его заточения до нас дошли
несколько его стихотворений. В период, когда толкование Авгус-
тина, выдвинутое Григорием, с его подчеркиванием свободы воли и
содействия благодати, являлось одной из основных предпосылок
теологии, Готшальк с его оппозицией оказался в одиночестве.
15. УЧЕНИЕ О ПРИЧАСТИИ В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ
Как упоминалось выше, уже в трудах Григория Великого разви-
вается мысль о Причастии как повторении примирительной жертвы
Христа (жертвоприношение мессы). Причастные хлеб и вино есть
тело и кровь Христовы. Как следует это конкретно понимать? Рас-
суждения по этому вопросу были предметом исследований многих
125
богословов империи франков в первой половине IX века. В них
были заложены основания более позднего средневекового учения о
Причастии. Следует отметить, что в этот период Причастие вовсе
не истолковывалось лишь как жертвоприношение мессы. Идея
жертвоприношения мессы была лишь одним из мотивов,
входивших в учение о Причастии в тот период. Столь же сильно
подчеркивалась мысль о сопричастности. Но как в первом, так и
во втором случае в центре оказался вопрос о содержании
реального присутствия.
Реальное присутствие как таковое было превыше всяческих со-
мнений. Но при этом возник вопрос о том, следует ли понимать
присутствие Христа в причастии символически или буквально. При
ответе на этот вопрос важную роль играло толкование Причастия
Августином. Его понимание является скорее «символическим»:
Таинство есть знак («signum»), то есть внешние видимые элементы
являются носителями события, которое невидимо и происходит
полностью на духовном уровне. Августин пытается разрешить эту
проблему, вводя различие между «res»93 и «signum» или между
«sacramentum» и «virtus sacramenti».94 Трудность состояла в соеди-
нении этого понимания Августина с общепринятой предпосылкой
веры: хлеб и вино есть нечто большее, чем знаки, а именно они
реально идентичны телу и крови Христа.
ПАСХАЗИЙ РАДБЕРТ подробно рассматривает эти вопросы в сво-
ем трактате «De corpore et sanguine domini».95 Он убедительно опи-
сывает реальное присутствие: после освящения элементов при-
сутствует не что иное, как плоть и кровь Христа, хотя и
под видом хлеба и вина. Тело, преподаваемое в Причастии, иден-
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История теологии"
Книги похожие на "История теологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Бенгт Хеггланд - История теологии"
Отзывы читателей о книге "История теологии", комментарии и мнения людей о произведении.






