» » » » Бенгт Хеггланд - История теологии


Авторские права

Бенгт Хеггланд - История теологии

Здесь можно скачать бесплатно "Бенгт Хеггланд - История теологии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
История теологии
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История теологии"

Описание и краткое содержание "История теологии" читать бесплатно онлайн.








иллюминации. Она также имеет значение для суждения о вере.

Истинная вера есть уверенность, данная непосредственно душе,

привнесенная или вдохновленная вера, «fides inspirata». Она

превыше всяких авторитетов и означает непосредственную

уверенность в божественном.

Аристотелианская теория познания исходит, напротив, из того,

что человеческий субъект воспринимает знание извне. Интеллект

пассивен по отношению к внешнему миру («intellectus possibilis»)

146



и обладает способностью воспринять в себя формы вещей как

«species intelligibiles»,122 которые переходят из вещей в интеллект

через чувственные впечатления. «Nihil est in intellectu quod non ante

fuerat in sensu».123 С этим связан более сильный интерес к

эмпирике, повышенное внимание к конкретной действительности.

Также это имело значение в богословии. В этой традиции

определенным образом решающую роль играет христианская идея

сотворения. Предполагается, что Бог находится в непосредствен-

ной связи с внешней реальностью и действует также во временных

явлениях. Влияние Аристотеля способствовало повышению вни-

мания к порядку в природе как выражению Божия творения, ха-

рактерному для более позднего западного богословия, как в люте-

ранстве, так и в католицизме. Согласно его теории познания, знание

образуется через впечатления извне. Душа есть «tabula rasa»,124

способная воспринять эти впечатления и создать понятийное

знание. В акте познания душа соединяется с формой того

предмета, который она воспринимает. В познании

интеллект и предмет познания становятся едины. Формы,

составляющие сущность вещи, и формы, которые воспринимает и

усваивает интеллект, идентичны. По словам Фомы Аквинского,

душа есть «quod-ammodo omnia».125 Вера воспринимается

аналогичным образом. Она не столько является внутренним

просвещением, сколько знанием того же рода, как и прочее знание,

хотя она имеет иной объект. Она воспринимает не эмпирическую

истину, а истину откровения, приходящую к человеку через

авторитеты, но в конечном счете исходящую из истины Самого

Бога. Здесь идет речь о сверхъестественном знании в отличие от

естественного.

Различие между августинианским и аристотелианским направ-

лением существует также в вопросе понимания человека: в одном

случае душа считается самостоятельной сущностью, в другом —

душа и тело составляют единство. Но дуализм также играет опре-

деленную роль и в схоластике, которая во всех других отношениях

является аристотелианской по своей структуре. Далее, францис-

канская школа является волюнтаристской, тогда как аристотели-

анское направление подчеркивает интеллект; в первом воля счита-

ется первичной и суверенно господствующей над действием.

Согласно второй точке зрения, главным фактором является ин-

теллект, который, в свою очередь, влияет на волю, так что воля

122 «Доступные для разума общие понятия». — Прим. перев.

123 «В разуме нет ничего, чего раньше не было бы в чувствах». — Прим. перев.

124 «Чистая доска». — Прим. перев.

125 «Неким образом всё». — Прим. перев.

147



желает того, что интеллект воспринимает как благо. Это различие

имеет значение в борьбе между томизмом и скотизмом (см.

ниже), а также позднее между томистами и номиналистами.

РАННЯЯ ФРАНЦИСКАНСКАЯ ШКОЛА

из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ


Начало собственно высокой схоластике положил АЛЕКСАНДР ИЗ

ГЭЛЬСА (ум. 1245, первый из францисканских преподавателей Па-

рижского университета). Его «Summa universae theologiae»126 no

форме представляет собой комментарий к «Сентенциям» Петра

Ломбардского, но в то же время является первой и самой

обширной из теологических сумм, заложивших основание для

францисканского богословия периода схоластики. Огромный

собранный здесь материал едва ли был основательно изучен

до сих пор. Однако в общем можно сказать, что Александр

представляет линию прежнего августинианства, идущую от

Ансельма и Гуго Сен-Викторс-кого, но в то же время он вводит

некоторые категории из метафизики Аристотеля и развивает далее

приемы диалектики.

Александр определяет богословие как род мудрости

(«sapientia»). Ее знание приобретается через непосредственное

внутреннее просвещение, отчасти данное изначально как

врожденное знание о Боге, отчасти сообщенное через

благодать. Просвещение благодати, идентичное привнесенной вере

(«fides infusa»), соединено с независимой от авторитета

уверенностью («certitudo»). Как видно, Александр придерживается

августинианской теории иллюминации: все знание, как

естественное, так и данное через откровение, предполагает

просвещение души божественным светом. Его понятие веры

является волюнтаристским: подчеркивается практический волевой

характер знания веры. Учение францисканской школы о благодати

рассматривается ниже.

БОНАВЕНТУРА (ум. 1274; современник Фомы Аквинского, и так

же, как он, — преподаватель в Париже) близок по

взглядам к своему предшественнику, Александру из Гэльса и к

августинианской традиции. Так, в учении о познании он

придерживается теории иллюминации. Он также перенимает от

Александра волюнтаристское понимание веры. Бонавентура

уделяет большое внимание характерному для всей схоластической

картины мира представлению об образцовых идеях: в разуме

Божием есть изначальные образы сотворенных вещей, которые в

большей или меньшей степени сохраняют неизгладимый отпечаток

божественной мысли,

126 «Сумма всей теологии». — Прим. перев.

148



выражением которой они являются. Вещи, наиболее отдаленно

представляющие божественное, называются «тенями» («umbrae»),

другие являются его «следами» («vestigia»), тогда как некоторые

вещи, яснее всего отражающие божественное, можно назвать «об-

разами» («imagines») божественного. К последним относится, на-

пример, душа человека. Эти рассуждения создают основу для так

называемого учения об аналогии: творение не идентично Богу, но и

не отличается от него по сущности во всем, а подобно ему

в определенном смысле: существует аналогия между творением и

Богом и на ее основе мы можем прийти к определенному знанию о

Боге через наше знание о сотворенных вещах.

Бонавентура и его ученики в определенной мере составляли оп-

позицию Фоме Аквинскому и томистам. Противоречия существо-

вали среди прочего в области учения о благодати (см. ниже) и тео-

рии познания, но также и в основных взглядах на отношения между

Богом и сотворенным миром. Бонавентура соотносит всякое, в том

числе и естественное знание, с божественным таким образом, что

естественное и сверхъестественное составляют единство в свете

созерцания; Фома, исходя из сходной идеи аналогии, больше под-

черкивает несходство и принципиальное различие между Богом и

творением.

Бонавентура соединяет ученость схоластики с созерцательнос-

тью мистики. Среди его многочисленных произведений выделя-

ются комментарии к «Сентенциям», которые считаются лучшими в

этом жанре, и краткое обобщение догматики, «Breviloquium».127 Он

также оставил множество трудов, которые скорее можно отнести к

литературе мистики, прежде всего знаменитый трактат «Itinerarium

mentis ad Deum».128 Его цель состоит в описании путей, по которым

душа может подняться к познанию Бога и к созерцанию, которое

является высшей стадией этого знания.

ДОМИНИКАНСКАЯ ШКОЛА

из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ


АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ум. 1280, родом из Вюртемберга; работал

среди прочего в Кельне) оставил множество произведений, что

свидетельствует об его универсальной учености. Он занимался

всеми науками своего времени. В области естественных наук, где

его вклад высоко оценивается и в наше время, он представил

доказательства самостоятельного наблюдения и эмпирического

отноше-

127 «Краткослов». — Прим. перев.

128 «Путеводитель души к Богу». — Прим. перев.

149



ния, которое отличается от традиционного понимания того времени.

Альберт прежде других сделал философию Аристотеля известной и

используемой в современной ему науке. Также в области

богословия он приготовил путь для принятия новых основных поло-

жений, отчасти адоптировав аристотелизм к христианству. Тем са-

мым Альберт заложил основание для работы, которую продолжил

его знаменитый ученик Фома Аквинский. Однако, как богослов, он

сам в основном следовал традиционному августинианству.

ФОМА АКВИНСКИЙ (ум. 1274 в возрасте 50 лет; из благородного

итальянского рода; преподаватель в Париже, а также временно в


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История теологии"

Книги похожие на "История теологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Бенгт Хеггланд

Бенгт Хеггланд - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Бенгт Хеггланд - История теологии"

Отзывы читателей о книге "История теологии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.