» » » » Бенгт Хеггланд - История теологии


Авторские права

Бенгт Хеггланд - История теологии

Здесь можно скачать бесплатно "Бенгт Хеггланд - История теологии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
История теологии
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История теологии"

Описание и краткое содержание "История теологии" читать бесплатно онлайн.








зываемые ПОСЛАНИЯ ПСЕВДО-КЛИМЕНТА, которые среди прочих

содержат «ПРОПОВЕДЬ ПЕТРА» И несколько апокрифических

Евангелий) Христос рассматривается как равный

ветхозаветным пророкам. Он явил Собой тип откровения

«истинного пророка», который ранее выступал также в образе

Адама и Моисея. В идее о Христе как новом Моисее выражается

единство между иудаизмом и христианством, характерное для

эбионитства. Христос считался «человеком, рожденным от людей»

(Иустин, «Диалог с Трифоном», 48) или, как часто выражались

позднее, «просто человек» («\|лАо<; avBpomx;»). Поэтому

эбиониты отрицали предсуществова-ние Христа, а некоторые

направления также воплощение и рождение от Девы. Они считали,

что Иисус при крещении получил Духа и поэтому был избран

Мессией и Сыном Божиим. Спасение связывалось не с Его

смертью и воскресением, но считалось, что оно совершится лишь

при его возвращении, когда наступит земное тысячелетнее

царство.

На основании этих идей уже в трудах отцов церкви эбионит-ство

стало рассматриваться как прототип христологии, которая вос-

принимает Христа лишь как человека и считает, что Он лишь при

крещении или при воскресении бьш признан Сыном Божиим

(адопцианисттская христология); при этом отрицаются все под-

линно божественные свойства Христа.

С исторической точки зрения, иудейское христианство не имело

большого значения для развития христианской теологии. Оно

раскололось на различные группы и довольно скоро перестало су-

ществовать. Предполагается, что оно просуществовало в течение

не более 350 лет. Однако оно оказало большое косвенное влияние

на мусульманство, в котором некоторые из этих взглядов вы-

ступили в новой форме, как, например, идея об истинном пророке,

параллелизм между Моисеем и Иисусом.

Если в иудейском христианстве имело место смешение иудейс-

ких и христианских элементов, то в гностицизме произошло со-

единение эллинистической религии и христианства. Поэтому эбио-

нитство представляет собой резкий контраст с гностицизмом,

особенно с учением Маркиона и его отрицанием закона (см. сле-

дующий раздел). Тем не менее в некоторых направлениях встреча-

ется сочетание гностицизма с идеями иудействующих христиан,

как, например, в случае ЕЛКЕЗАИТОВ, вероятно названных по имени

некого ЕЛКЕЗАЯ, возможно, автора произведения, носящего его

20



имя. Другой пример приводится во второй главе Послания к Ко-

лоссянам, в котором Павел, вероятно, противостоит попыткам

соединения гностических и иудейских традиций («вид мудрости»,

«самовольное служение». Однако было бы ошибочным

утверждать, что основные направления в иудейском христианстве

были гностическими по своему характеру или происхождению

(Schoeps, «Theol. und Gesch. des Judenchristentums», 1949).

Гностицизм

Гностицизм — это общее наименование нескольких различных

направлений, существовавших в первые века христианства. Гнос-

тицизм (если речь идет о христианском гнозисе) имел целью ин-

тегрировать христианство в общую религиозно-философскую сис-

тему, важнейшими элементами которой являются мистические и

космологические размышления, строгий дуализм в отношении

материального и духовного мира, общее учение о спасении, целью

которого является освобождение духа от материи, культ, свя-

занный с мистериями и другими сакраментальными действиями,

своеобразная этика.

Происхождение. Вопрос о происхождении гностицизма был

предметом многочисленных дискуссий, но не получил однозначного

ответа. Гностическая литература большей частью была утеряна.

Однако некоторые произведения сохранились в коптских переводах

в Египте, например, т. наз. «Pistis Sophia», Евангелие Фомы,

«Евангелие истины». Два последних текста являются частью зна-

чительного собрания рукописей, найденного в окрестностях посе-

ления Наг Хаммади (близ Луксора) в 1946 году. В глиняном сосу-

де, хорошо сохранившемся в песке, были обнаружены 13 кодексов,

содержавших не менее 48 произведений гностического характера.

Эта находка еще не обработана полностью и не стала доступной

для исследований. В остальном наши знания о гностицизме ос-

нованы большей частью на трудах отцов Церкви. Они цитируют

гностических писателей или иногда кратко излагают их взгляды в

своей полемике.

Отцы церкви согласны в том, что гностицизм происходит от

Симона Волхва (Деян. 8), но в остальном их сведения различаются.

По словам Егезиппа, приведенным у Евсевия (IV, 22), гностицизм

происходит из некоторых иудейских сект. Более поздние отцы

церкви (Ириней, Тертуллиан, Ипполит), напротив, считают, что

основной источник гностических ересей находится в греческой

философии (Платон, Аристотель, Пифагор, Зенон). Эти

21



сведения не обязательно противоречат друг другу, если речь идет

о гностицизме, возникшем на почве христианства. Он соединяет

различные течения в одну синкретическую систему.

Говоря о гностицизме, в первую очередь имеют в виду системы,

появившиеся в эпоху христианства, против которых боролись отцы

церкви. Но гностицизм существовал уже при появлении христиан-

ства как распространенное религиозное течение, философское уче-

ние о спасении с элементами различных религий. Он происходит с

Востока и опирается на наследие вавилонских и персидских веро-

ваний. Космологические мифы свидетельствуют о вавилонском

происхождении гностицизма, но глубокий дуализм, так же ему

свойственный, свидетельствует о влиянии персидской религии.

Таким гностическим религиозным явлением в персидском регионе

стал мандеизм. Затем гностицизм появляется в Сирии и в

иудейской области, особенно в Самарии и там принимает

иудейские элементы. Такой гностицизм встречается в начале

нашего летосчисления, и апостолы столкнулись с ним в лице

Симона Волхва, который действовал именно в Самарии. Затем в

христианских областях появляются гностические учения, которые,

в свою очередь, заимствовали элементы христианства. Таким

образом, гностицизм не является противником христианства, но

желает соединить христианство с уже существующими

религиозными представлениями и таким образом составить

единую религиозную систему. В этом облике гностицизм

выступает во втором веке в лице своих виднейших представителей

в Сирии (Саторнил), в Египте (Василид) и в Риме (Валентин). В

более поздние системы гностицизма также входят значительные

элементы греческой религиозной философии. Гностицизм в течение

долгого времени выступал как опаснейший враг христианства.

Полемика против него способствовала невиданному до тех пор

развитию богословской мысли церкви.

Направления. Как вытекает из вышесказанного, в гностицизме

существовало множество различных направлений. В его рамках

встречается несколько различных мифологий и систем.

Симон Волхв, согласно Деян. 8:9-24 проповедовал в Самарии,

где гностицизм имел один из своих корней. Он называл себя

«Великой силой Божией», то есть претендовал на титул Мессии и

проповедовал свободу от закона. Спасение, согласно его учению,

приходит не благодаря делам, но через веру в него самого. По

мнению отцов церкви, учение Симона Волхва было первоисточ-

ником всех ересей.

САТОРНИЛ ЖИЛ В Сирии около 100—120 г. Его гностическая си-

стема испытывала восточное влияние.


ВАСИЛИД учил в Египте около 125 года. Его гностицизм имеет

более философский характер, и греческое влияние прослеживается

в его учении более сильно.

ВАЛЕНТИН, выступавший в Риме в 135—160 гг., представил

классическое изложение системы гностицизма. В его учении также

ощущается сильное греческое влияние.

МАРКИОН причисляется к гностикам отцами церкви. Его учение

во многих важных аспектах родственно гностическому. Но в то же

время он является основоположником собственного направления, и

его система во многом сформировалась независимо. Как будет

показано в дальнейшем, Маркион и гностики часто придержива-

ются одинаковых богословских взглядов. Но существует различие,

которое особо подчеркивал историк догмы Адольф фон Гарнак: в

то время как гностицизм является смешением религий, в котором

сливаются христианство и греческая философия, Маркион предла-

гает радикальную реформу христианства, подчеркивая значимость

некоторых идей апостола Павла и отвергая все иудейское наследие

христианства.

Основные идеи. За исключением учения Маркиона, гностицизм

имеет некоторые основные черты, которые являются общими для


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История теологии"

Книги похожие на "История теологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Бенгт Хеггланд

Бенгт Хеггланд - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Бенгт Хеггланд - История теологии"

Отзывы читателей о книге "История теологии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.